Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 27 июня 2007 г. N А56-12531/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2007 года. Полный текст решения изготовлен 27 июня 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Боровлева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Холодовой Е.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ООО'Транс-Портс СНГ",
ответчик - Выборгская таможня,
о признании незаконным постановления таможни от 16.03.2006 по делу об административном
правонарушении N 10206000-1384/2005,
при участии
от заявителя - Силкин Е.Д., доверенность от 19.01.2007,
от ответчика - Черемисинова Л.Б., доверенность от 09.01.2007 N 05-01/59,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Порте СНГ" (далее - общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня) от 16.03.2006 по делу об административном правонарушении N 10206000-1384/2005.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель таможни просил отказать в удовлетворении заявленного требования по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 29-32)
Из материалов дела и доводов представителей сторон судом установлены следующие обстоятельства.
Обществом осуществлялась международная перевозка товаров из Финляндии на грузовом автомобиле, государственный регистрационный номер О 061 ТС 78/АО4950 78. с полуприцепом государственный регистрационный номер АО4950 78, контейнер N AMFU 872819-3, отправитель "Виском Холдинги"", получатель ООО "Гарантинвест".
Согласно товаросопроводительным документам, предъявленным таможенному органу перевозка осуществлялась по книжке МДП XQ 48493953, товарно-транспортная накладная (CMR) от 15.12.2005 N VTN05122042, счет-фактура (инвойс) от 21.11.2005 N 422803.
В соответствии с предъявленными транспортными и коммерческими документами перемещался товар - аксессуары для чемоданов. В количестве 523 грузовых места.
Стоимость товара составляла 18830.01 долларов США. Вес перемещаемого товара составил 15500 кг.
При проведении таможенного досмотра установлено, что фактически в указанном контейнере перемещается 540 грузовых мест, из них 20 грузовых мест представляют собой сумки в разобранном виде, которые не были указаны в товаросопроводительных документах.
По факту сообщения обществом таможенному органу недостоверных сведений о наименовании и количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию РФ. 20.12.2005 таможней в отношении компании вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10206000-1384/2005, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и проведении по нему административного расследования.
20.02.2006 таможней в отношении компании составлен протокол в соответствии указанной квалификацией. Постановлением от 16.03.2006 компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 МРОТ, что составляет 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 73 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: о государственной регистрации транспортного средства; наименование и адрес перевозчика, отправителя и получателя товаров, наименование страны отправления и страны назначения товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров в кубических метрах, за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из объяснений водителя общества Жданова В.Г. следует, что на терминале в порту города Котка (Финляндия) был погружен контейнер под пломбой отправителя, дополнительно контейнер был опечатан пломбой финской таможни (л.д. 127-130).
Факт наличия на контейнере пломбы отправителя зафиксирован в материалах административного дела (л.д. 59).
Из представленных объяснений грузополучателя - ООО "Гарантинвест" следует, что все операции по оформлению товаросопроводительных документов производила фирма отправитель. По причине небрежности служащих фирмы отправителя, при составлении документов произошла ошибка, повлекшая за собой нарушении е таможенных правил (л.д. 19).
Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются международными договорами, участником которых является Российская Федерация. При этом в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному законодательству.
В соответствии со статьей 39 Конвенции МДП расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП. и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушения названной Конвенции владельцем книжки МДП, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста.
Под выражением "ошибки, допущенные по небрежности" следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (пункт 2 статьи 9 КДПГ).
В данном случае проверка перевозчиком количества и наименования товара выходила за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, поскольку товар находился в исправном контейнере за исправной пломбой грузоотправителя. Вскрывать же упаковку для проверки наименования товара перевозчик не вправе, если этого не требует отправитель (пункт 3 статьи 8 КДПГ).
Поэтому отсутствие в товаросопроводительной накладной (CMR) отметки перевозчика могло означать, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком.
Наличие отметки в графе 13-15 книжки МДП ХQ 48493953 оттиска печати компании и подписи водителя, подтверждающих, что "сведения, приведенные выше в рубрике 1-14, точны и полны", само по себе не может свидетельствовать о вине перевозчика в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку из других доказательств по делу следует, что компания не могла знать о несоответствии фактически перевозимого груза. Кроме того, в случае вскрытия контейнера водитель компании имел бы возможность проверить только соответствие количества мест и исправность упаковки, вскрытие которой международными соглашениями не предусмотрено.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Товар принят обществом к перевозке в опломбированном контейнере. Удаление перевозчиком пломбы отправителя в целях проверки содержимого контейнера действующими национальными и международными правовыми нормами не предусмотрено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, у заявителя отсутствовала возможность сообщить таможенному органу достоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товаров, а у таможенного органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к административной ответственности, оспариваемое решение не соответствует закону и полежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Выборгской таможни от 16.03.2006 по делу об административном правонарушении N 10206000-1384/2005, вынесенное по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в отношении ООО "Транс-Порте СНГ".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней с момента принятия решения.
Судья |
Д.Ю.Боровлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 июня 2007 г. N А56-12531/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника