Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и ленинградской области
от 14 декабря 2007 г. N A56-42693/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Несмияна С.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой А,А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ЗАО "Евросиб-Логистик
ответчик: ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров"
о взыскании 9682,30 руб.
при участии
- от истца: не явились
- от ответчика: не явились
установил:
ЗАО "Евросиб-Логистика" обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" о возмещении 9 682 рублей 30 копеек убытков, образовавшихся в результате списания ОАО "Российские железные дороги" с лицевого счета ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы" 4 500 рублей штрафа за нарушение таможенных правил, повлекшее задержку таможенными органами "вагона N 23078231 на передаточной станции Илецк Ю-Ур. ж.д., и 5182 рубля 30 копеек платы за пользование вагоном в период задержки.
Ответчик просит в иске отказать, ссылаясь на списание ОАО "Российские железные дороги" с лицевого счета ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в СПб ТехПД 4 500 рублей штрафа за то же нарушение по перечню N 81 от 14.03.2007, а также вину ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы", которое в заявке N 4 на экспедирование груза забыло указать станцию перехода с Казахской на Узбекскую железную дорогу, а работник комбината не заметил ошибку.
Из материалов дела и отзыва следует, что 28 февраля 2007 года со станции Боровичи Октябрьской железной дороги грузоотправителем ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" для доставки на станцию Бекабад Узбекской железной дороги в адрес АПО "Узметкомбинатх" в вагоне N 23078231 по железнодорожной накладной N Э 578007 отгружен огнеупорный кирпич. Вагон экспедировался ЗАО "Евросиб-Логистика" на основании его договора транспортной экспедиции N 114 от 08.12.2005 и заявки ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" от 31.01.2007. В свою очередь, ЗАО "Евросиб-Логистика" привлекло для экспедирования ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы", которое централизованно вносило причитающиеся за перевозку платежи через филиал Центр фирменного обслуживания ОАО "РЖД".
Со станции перехода Илецк Ю-Ур. ж.д. отказано в приеме вагона на Казахскую ж.д. в связи с отсутствием в графе 7 железнодорожной накладной СМГС указания станции перехода с Казахской ж.д. на Узбекскую ж.д., что подтверждается актом общей формы N 2390 от 09.03.2007. На основании этого акта ЦФТО ОАО "РЖД" списал с лицевого счета ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы" в бесспорном порядке 9 682 рубля 30 копеек платы за пользование вагоном в период задержки и штраф на основании статьи 47 Устава железнодорожного транспорта.
На основании претензии ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы" о возмещении платы за пользование вагонами ЗАО "Евросиб-Логистика" перечислило претендателю 9 682 рубля 30 копеек по платежному поручению N 7857 от 04.09.2007 в качестве возмещения расходов по претензии N 114-035/741 от 27.07.2007.
На основании АОФ станции Илецк Ю-Ур.2390 от 09.03.2007 на станции-Боровичи Окт. ж.д. составлен акт общей формы N 57/1 от 13.03.2007 о штрафе 4 500 рублей за нарушение Правил перевозок грузов за задержку вагона на станции Илецк в соответствии со статьей 47 Устава железнодорожного транспорта. По перечню N 81 от 14.03.2007 штраф списан с лицевого счета ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" N 06131931 в СПб ТехПД.
Согласно части 1 статьи 47 Устава железнодорожного транспорта в случае нарушения грузоотправителем требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в сорокапятикратном размере МРОТ за вагон.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации арбитражным судам дано разъяснение, что согласно части 1 статьи 47 Устава предусмотренный в этой статье штраф подлежит взысканию с грузоотправителя только при нарушении им требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными ' или иными органами государственного контроля вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств.
Поэтому перевозчики, предъявляя иски о взыскании названного штрафа, должны указать, какие правила перевозок и таможенные правила, касающиеся перевозок, нарушены грузоотправителем, доказательства этих нарушений, а также того, что такие нарушения привели к предусмотренным статьей 47 Устава последствиям.
Эти доказательства и возражения против них грузоотправителя оцениваются арбитражным судом при рассмотрении конкретного дела.
Из акта общей формы N 2390 от 09.03.2007 следует, что в графе 7 железнодорожной накладной СМГС не указана станция перехода с Казахской ж.д. на Узбекскую ж.д.
В соответствии с § 6 статьи 7 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 1 ноября 1951 года (с изменениями и дополнениями на 1 января 1998 года) в накладной отправитель должен указать выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран, через которые должен проследовать груз. Если существует возможность перевозки грузов от выходной пограничной станции через несколько входных пограничных станций соседней страны, то в накладной должна буть указана также входная пограничная станция, через которую будет осуществляться перевозка.
В соответствии со статьей 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. По обстоятельствам дела видно, что задержка вагона произошла именно в связи с запретом государственных органов на передачу вагона на иностранную дорогу из-за ненадлежащего оформления перевозочных документов грузоотправителем.
Пунктом 2.2.2 договора N 114 от 08.12.2005 между ЗАО "Евросиб-Логистика" и ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" обязанность по оформлению перевозочных документов возложена на грузоотправителя. Он должен нести все, связанные с оформлением документов расходы и риски. Плата за пользование вагонами не является штрафом, поэтому должна возмещаться грузоотправителем или уполномоченным им лицом с последующим отнесением на грузоотправителя по общим правилам возложения исполнения на третьих лиц.
Пунктом 2.2.6 договора N 114 от 08.12.2005 между ЗАО "Евросиб-Логистика" и ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" предусмотрено, что клиент обязуется возмещать Евросибу его расходы по оплате дополнительных платежей и сборов, штрафов, не учтенных при согласовании договорной цены (за задержку вагонов на пограничных станциях). необходимость которых возникла не по вине Евросиба. На основании предписания статьи 47 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации штраф применяется исключительно к грузоотправителю. Грузоотправитель штраф уплатил. Вопрос о возврате ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" указанного штрафа не может быть разрешен в силу обоснованности списания.
Наличие правовых оснований для списания штрафа с экспедитора, не указанного в железнодорожной накладной в качестве грузоотправителя, должны выяснять между собой ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы" и ОАО "Российские железные дороги".
Иск подлежит удовлетворению только в части возмещения платы за пользование вагонами.
Руководствуясь статьями 156, 170, 176, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" в пользу Закрытого акционерного общества "Евросиб-Логистик" 5182 руб. 30 коп. -возмещение платы за пользование вагонами и 267 руб. 62 коп. - расходы по госпошлине.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Несмиян С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и ленинградской области от 14 декабря 2007 г. N A56-42693/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника