Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 3 октября 2007 г. N А56-24620/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Саргин А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Саргиным А.Н. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Портер-Персонал"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N24 по Санкт-Петербургу о признании недействительным Решения
при участии
от заявителя предст. Васильева И.О. доверенность от 01.08.07.
от заинтересованного лица предст. Филиппова Т.А. доверенность от 18.06.07.
предст. Борщева К.А. доверенность от 27.09.07.
предст. Лысцева Т.В. доверенность от 27.02.07.
установил:
Заявление подано о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России N24 по Санкт-Петербургу N111 от 24.07.07.
Ответчик заявленных требований не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой составлен Акт N04/419 от 18.05.07 и вынесено оспариваемое Решение.
В ходе проверки ответчик пришел к выводу, что общество в 2005-2006 г.г., в нарушение ст. ст. 24, 209, 210, 226 Налогового кодекса РФ, неправомерно не удержало НДФЛ с дохода, полученного от выплат компенсаций. Данное нарушение повлекло неудержание и неперечисление НДФЛ в размере 531 280,00 рублей (в том числе подлежит удержанию с физических лиц 217 858,00 рублей), начислены пени в сумме 94 160,60 рублей.
Ответчик посчитал, что доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ, а повышают размер оплаты труда таких работников (согласно ст. 147 ТК РФ), являются составной частью заработной платы и подлежат соответствующему налогообложению. В результате обществом также занижены страховые взносы на ОПС в сумме 572 148,27 рублей (начислены пени в размере 102 283,60 рублей).
Также налоговый орган указал в решении, что у общества отсутствовали рабочие места по осуществлению производственной деятельности и, соответственно, производственные факторы (показатели), по которым производилась оценка напряженности и травмобезопасности трудового процесса.
Оспариваемым Решением общество, в связи со спорным вопросом о выплате компенсаций, привлечено к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 106 256 11 рублей, ему предложено уплатить указанный штраф, пени в размере 94 160,60 рублей удержать доначисленную сумму НДФЛ В размере 217 858,00 рублей; при невозможности удержания НДФЛ в сумме 326 186,00 рублей представить сведения о невозможности удержания налога; перечислить в бюджет удержанную из доходов налогоплательщика сумму НДФЛ. Также общество привлечено к ответственности по п. 2 ст. 27 N 167-Ф3 в виде штрафа в размере 114 429,65 рублей, ему предложено уплатить указанный штраф неуплаченные взносы на ОПС в размере 572 148,27 рублей и соответствующие пени в сумме 102 283,60 рублей, представить в ПФ РФ уточненные данные ИГО; внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В данной части заявитель считает Решение неправомерным (в остальной части он от своих требований отказался) и не соответствующим действующему законодательству, то есть в части привлечения к ответственности и доначислений, связанных с налогообложением компенсационных выплат за нахождение на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Суд приходит к следующим выводам:
За неуплату страховых взносов общество привлечено к ответственности неполномочным субъектом Налоговые органы не имеют права привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 27 Федерального закона N 167-ФЗ. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" право налагать на страхователей штрафы предоставлено страховщикам. Налоговым органам такого права не предоставлено.
Взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, налагать соответствующие штрафы и начислять пени имеют право страховщики, в соответствии с п. 1 ст. 11 N 165-ФЗ.
В части компенсационных выплат:
В 2005-2006 г.г. общество, согласно договорам с ООО "Портер", ООО "Портер - Норд" и ООО "Торговый дом "Пантеон", производило подбор работников для данных организаций. Работы производились в данных организациях и на их рабочих местах, трудовые договоры с работниками заключались заявителем, производившим также оплату труда. Согласно содержанию вышеуказанных договоров заявитель, что не оспаривается ответчиком, являлся работодателем по отношению к подобранному им для контрагентов персоналу.
Трудовой кодекс РФ для работников, занятых на тяжелых работах, работах связанных с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, предусматривает:
1. оплату труда в повышенном размере на основании ст. ст. 146, 147 ТК РФ;
2. компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основании ст. ст. 210, 219 ТК РФ.
Ст. 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
Повышение или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово - экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (которая проводиться в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14.03.97 N 12) или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Согласно ст. 216.1 ТК РФ в целях оценки правильности предоставления работника компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется государственная экспертиза условий труда.
Порядок проведения в РФ государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, владеющими вопросами охраны труда, установлен Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.03 N 244.
Кроме того, в силу ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
По поводу применения вышеуказанных норм ТК РФ в отношении компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в письмах от 05.03.07 N 506-3-1, от 12.09.06 N 1593-6-1, от 06.04.06 N 855-3-1, от 18.01.06 N 148-3, от 14.12.04 N 1026-3/10 разъяснила, что в настоящее время принятый в развитие упомянутых правовых норм Правительством РФ нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления упомянутых компенсаций и их размеры отсутствует.
Согласно письма Роструда N506-3-1 от 05.03.07, одним из оснований надлежащего решения вопросов, связанных с повышением оплаты труда и предоставлением компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, наряду с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, могут являться также результаты обследований условий труда, проводимых аккредитованными органами по сертификации организаций работ по охране труда, и независимой экспертизы условий труда, проводимой профсоюзной инспекцией труда.
Установленные с учетом приведенных выше положений ТК РФ компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Выплаты компенсаций в соответствии с ст. ст. 210, 219 ТК РФ производились обществом в соответствии с коллективным договором о регулировании социально - трудовых отношений в организации N1 от 11.05.05 (в том числе производились и доплаты в соответствии с ст. ст. 146, 147 ТК РФ, с которых обществом в установленном порядке исчислялся, удерживался и уплачивался налог).
Экспертной комиссией Санкт-Петербургского отделения Объединенной профсоюзной инспекции труда Общероссийского объединения профсоюзов "Российское объединение социальных технологий" (ОПИТ РОСТ) была проведена независимая экспертиза условий труда на рабочих местах работников ООО "Портер - Персонал" по результатам которой был составлен Акт N1от 28.04.05 о проведении независимой экспертизы оценки условий труда на рабочих местах ООО "Портер - Персонал".
Качество вышеуказанной экспертизы условий труда было проверено Комитетом по труду и социальной защите населения Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Экспертное заключение от 24.08.05 N 104), а также Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурге Федеральной службы по труду и занятости (заключение от 31.08.05 N1550-от).
По результатам проверки качества независимой экспертизы условий труда Комитетом по труду и социальной защите населения Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Экспертное заключение от 24.08.05 N104) установлено следующее:
- независимая экспертиза условий труда на рабочих местах работников ООО "Портер - Персонал" была проведена на законных основаниях, по положения и методикам, соответствующим действующему законодательству;
- заключения и выводы проверяющих инспекторов охраны труда по результатам проведенной независимой экспертизы условий труда являются надлежащим основанием для принятия правомерного и обоснованного решения об установлении оплаты труда в повышенном размере (в виде доплат к тарифу (окладу)) на основании ст. 146, 147 ТК РФ и, отдельно от доплат - установления максимальных размеров компенсаций работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотренных ст. 210, 219 ТК РФ, с учетом мнения представительного органа работников (ст. 371 ТК РФ), в целях профилактики профессиональных и (или) производственно - обусловленных заболеваний и возмещения затрат здоровья, понесенных работниками при исполнении трудовых обязанностей в неблагоприятных условиях труда.
По результатам качества проверки качества независимой экспертизы условий труда Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурге Федеральной службы по' труду и занятости (заключение от 31.08.05 N1550-от) установлено следующее:
- независимая экспертиза условий труда на рабочих местах ООО "Портер - Персонал" проведена на законных основаниях по положениям и методикам, соответствующим действующему законодательству;
- повышение оплаты труда (установление оплаты труда в повышенном размере), работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными условиями труда произведено в соответствии со ст. ст. 146, 147 ТК РФ в виде доплат к тарифным ставкам (окладам), на основании Методических рекомендаций профсоюзным инспекторам охраны труда РОСТ, с учетом положений Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.86 N387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда";
- нормы компенсационных выплат работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда (вид компенсационных выплат предусмотрен абз. 9 ч. 1 ст. 210 ТК РФ), установлены в соответствии с действующим законодательством, абз. 3 ч. 2 ст. 41, абз. 13 ст. 219 ТК РФ, коллективным договором на основании Акта независимой экспертизы и представления об устранении выявленных нарушений по охране труда.
Кроме того, аналогичные вышеизложенным мероприятия (независимая экспертиза условий труда и проверка ее качества) были проведены и в 2006 году, о чем свидетельствует Экспертное заключение Комитета по труду и социальной защите населения Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.10.06 N 108.
По результатам независимой экспертизы условий труда в приложении N1 к Локальному соглашению, которое, в свою очередь, является Приложением N1 к Коллективному договору, в обществе установлен перечень рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда,
на которых установлена оплата труда в повышенном размере (в виде доплат к тарифу, окладу) и компенсационные выплаты.
Данные рабочие места, что подтверждено протоколами оценки условий труда, располагались в помещениях контрагентов заявителя (деятельность на них производилась работниками общества). Осуществление трудовой деятельности работниками общества на рабочих местах, принадлежащих не их работодателю, а его заказчику, не влияет на право работников на получение соответствующих компенсаций.
Налоговым органом в Решении указано, что основанием установления льгот и компенсаций является фактическая занятость в неблагоприятных условиях труда, выявленная на конкретных рабочих местах, на предприятиях осуществления работ.
Доводы ответчика о несоответствии перечня рабочих мест с вредными условиями труда, представленным заявителем, перечня рабочих мест, установленным отраслевыми типовыми перечнями, утвержденными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС (при том, что ФНС РФ указано лишь о целесообразности применения данных перечней - письмо N04-1-03/117 от 03.03.06), непроведении заявителем аттестации рабочих мест (в том числе, как и экспертизы труда по вопросам выявления вредных факторов производства) на предприятиях заказчика (в части экспертизы данный вывод не соответствует материалам дела с учетом содержания протоколов оценки условий труда), непредставление обществом доказательств аккредитации (аттестации) исследовательских лабораторий ОПИТ РОСТ, и др. доводы, отсутствовавшие в Акте проверки и оспариваемом Решении, не принимаются судом.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С учетом данных норм суд должен проверять и оценивать законность и обоснованность оснований и выводов, изложенных в оспариваемом ненормативном акте, исходя из документов, которыми располагала налоговая инспекция и которые были предметом исследования на момент принятия данного ненормативного акта, и налоговая инспекция при обжаловании налогоплательщиком этого акта в судебном порядке не вправе ссылаться на обстоятельства, которые не были установлены при проведении налоговой проверки, либо изменять или дополнять основания для доначисления налогов, пеней и налоговых санкций (аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС ВСО от 25.12.06 по делу N А19-12506/06-18-Ф02-6816/06-С1 и Постановлении ФАС ВСО от 09.11.06 по делу N А19-46684/05-18-Ф02-5880/06-С1).
Кроме того, как следует из письма Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга N 020-060/1690 от 31.05.07, работодатель обязан выполнить требования закона о проведении оценки условий труда на рабочих местах (аттестации и (или) экспертизы). В Письмах Роструда N 506-3-1 от 05.03.07, N 855-3-1 от 06.04.07 и др. указано, что одним их оснований для надлежащего решения вопросов, связанных с повышением оплаты труда и предоставлением компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, наряду с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, могут являться также результаты обследования условий труда, проводимых аккредитованными органами по сертификации организации работ по охране труда, и независимой экспертизы условий труда, проводимой профсоюзной инспекцией труда.
Согласно п. 1.4 Положения об ОПИТ одной из основных задач Инспекции является проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организаций.
Из норм п. 5.1 и п. 5.4 Положения об ОПИТ (с учетом наличия в обществе первичной профсоюзной организации ТМПП СПБ) следует, что профсоюзные инспекторы труда ОПИТ РОСТ имели право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников заявителя на рабочих местах.
Качество проведенной независимой экспертизы условий труда подтверждено Комитетом по труду и социальной защите населения и Государственной инспекцией труда.
Также в Письме от 03.03.06; 04-1-03/117 "Об уплате НДФЛ и ЕСН" ФНС РФ указала, что если в ходе контрольной работы у налогового органа возникнут сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат за работу с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, то для решения данного вопроса налоговые органы, используя положения ст. 31 НК РФ, вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, ведающих вопросами охраны труда.
Ответчик указанное право, при наличии у него соответствующих сомнений, не реализовал.
С учетом изложенных обстоятельств заявленные требования о признании Решения N 111 недействительным в части привлечения к ответственности и доначислений, связанных с налогообложением компенсационных выплат за нахождение на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подлежат удовлетворению.
В остальной части заявитель отказался от своих требований и производство по делу в данной части следует прекратить.
Расходы заявителя по уплате госпошлины, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным Решение Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу N111 от 24.07.07 (в части привлечения к ответственности и доначислений, связанных с налогообложением компенсационных выплат за нахождение на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).
В остальной части производство по делу прекратить.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу в пользу ООО "Портер - Персонал" расходы последнего по уплате госпошлины в сумме 3000,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
А.Н. Саргин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 октября 2007 г. N А56-24620/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника