Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 29 ноября 2007 г. N А56-30650/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 мая 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Градусова А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиной Е.А.
рассмотрев в судебном-заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Всероссийский банк развития регионов" заинтересованное лицо Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 о признании недействительным решения
при участии
от заявителя: Ильин А.Ю. - доверенность от 03.09.2007 г. N 274, Садовая М.В. доверенность от 24.10.2007 г. N 362, Березин А.В. -доверенность от 28.12.2006 г. N 625, Сергунин А.К. - доверенность от 24.10.2007 г. N 363, Понаморева Н.В. - доверенность от 24.10.2007 г. N 361 от заинтересованного лица: Черных С.Ю. - доверенность от 31.07.2007 г. N 06/06728, Белокурова М.В. - доверенность от 24.07.2007 г. N 06/06309.
установил:
ОАО "Всероссийский банк развития регионов" просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 от 23.08.2007 г. N 13-21/3 .
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Налоговый орган заявленные требования не признал и просит заявление отклонить.
Арбитражный суд СПб и Ленинградской области рассмотрел и оценил материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле.
Согласно материалам дела в рамках проведения проверки налоговым органом было предъявлено налогоплательщику Требование N 3 от 19.06.2007 г. о представлении документов. Данное требование было получено налогоплательщиком. Согласно данному требованию в десятидневный срок со дня его получения банку необходимо представить в налоговый орган заверенные должным образом копии документов, необходимых для выездной налоговой проверки головной организации банка за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г., в т.ч. расширенные выписки (с указанием номера корреспондирующего счета, наименования и ИНН плательщика/получателя денежных средств и назначения платежа) по перечисленным в требовании расчетным счетам ряда клиентов банка, а также договоры открытия и ведения банковских счетов, поименованных в требовании, карточки с образцами подписей и оттиска печати клиентов банка.
Налогоплательщик направил в налоговый орган мотивированные возражения по требованию N 3 от 19.06.2007 г. в части представления расширенных выписок по счетам клиентов банка за период 2004-2005 гг., а также карточек с образцами подписей и оттиском печати, иные запрошенные налоговым органом документы были представлены налогоплательщиком в налоговый орган.
По результатам рассмотрения возражений налогоплательщика по акту налогового органа N 22-07/1 от 19.07.2007 г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, и дополнительно представленных налогоплательщиком документов налоговый орган принял оспариваемое решение от 23.08.2007 г. N 13-21/3 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 1250 руб. По мнению налогового органа, отказ банка от представления документов, указанных в требовании N 3 от 19.06.2007 г., а именно, расширенных выписок (с указанием номера корреспондирующего счета, наименования и ИНН плательщика/получателя денежных средств и назначения платежа) по перечисленным в требовании расчетным счетам ряда клиентов банка, является неправомерным и противоречащим ст. 93 НК РФ. В обоснование оспариваемого решения налоговый орган ссылается на то, что Банком заключены договоры на расчетно-кассовое обслуживание и об открытии и ведении корреспондентского счета. Данные договоры являются возмездными, за осуществление операций по клиентским и корреспондентским счетам взимается плата. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 291 НК РФ проценты за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах, относятся к расходам банков от осуществления банковской деятельности и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли. Поскольку правильность исчисления налога на прибыль является предметом выездной налоговой проверки, без представления спорных выписок по счетам невозможно проверить правильность формирования налоговой базы.
Налогоплательщик считает, что оспариваемое решение налогового органа противоречит положениям НК РФ и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Арбитражный суд признает доводы налогоплательщика обоснованными и заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В Постановлении от 16.07.04 N 14-П КС РФ признал, что, несмотря на то, что суды не уполномочены проверять целесообразность решений налоговых органов (их должностных лиц), которые действуют в рамках предоставленных им законом дискреционных полномочий, необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере как сфере властной деятельности государства предполагает возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе налогового контроля, в т.ч. - об истребовании документов. Как следует из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации, предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности предопределяет право налогоплательщика обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В силу пункта 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
При этом, исходя из системного толкования пункта 1 статьи 31 НК РФ и статьи 93 НК РФ, в соответствии со статьей 93 НК РФ могут быть истребованы не любые, а только те документы, которые необходимы для проверки, то есть "документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов" (статья 31 НК РФ).
По мнению налогоплательщика, выписки банка по расчетным счетам организаций - клиентов банка не являются документами, на основании которых банком формируется налоговая база по налогу на прибыль.
В силу пункта пункту 4.32 раздела 4 и пункта 4.39 раздела 4 части II Положения от 05.12.2002 г. N 205-П во взаимосвязи с пунктом 2.1 раздела 2 части III Положения выпиской банка является документ, представляющий собой копию лицевого счета клиента банка, отражающий поступление денежных средств на лицевой счет клиента и их списание со счета, и содержащий информацию о движении денежных средств в отношении лицевых счетов клиентов банка.
Тем самым выписки банка по расчетным счетам организаций - клиентов банка не могут являться документами, на основании которых банком формируется налоговая база по налогу на прибыль, в том числе в части отнесения к расходам процентов за использование денежными средствами на банковских счетах в рамках подпункта 1 пункта 2 статьи 291 НК РФ, а также включения в налоговую базу процентов по договорам банковского счета в рамках пункта 2 статьи 328 НК РФ, поскольку данные документы не содержат информации о хозяйственных операциях самого банка как проверяемого налогоплательщика.
При этом Арбитражный суд считает обоснованным довод налогоплательщика о неправомерности ссылки налогового органа на пункт 2 статьи 328 НК РФ, так как данная норма во взаимосвязи с положениями статьи 331 НК РФ устанавливает порядок включения в налоговую базу по налогу на прибыль процентов банка, как налогоплательщика, на основании выписки о движении денежных средств по счету самого банка, а не организаций-клиентов банка, с которыми банком заключены договоры банковского счета. На основании выписки о движении денежных средств по банковскому счету организации - клиента банка, проценты, уплачиваемые банком по договору банковского счета, включаются в налоговую базу самой организации, а не банка, как налогоплательщика. Договор банковского счета с клиентом и связанные с исполнением такого договора документы, отражающие необходимую информацию по учету доходов и расходов по услугам РКО, и являющиеся основанием для формирования налоговой базы банка по налогу на прибыль по услугам расчетно-кассового обслуживания клиентов банка, были представлены налогоплательщиком в налоговый орган.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункта 2 пункта 1 статьи 291 НК РФ. " следует читать "подпункта 1 пункта 2 статьи 291 НК РФ. "
Налогоплательщик по Требованию налогового органа, а также дополнительно представил в налоговый орган Типовые тарифы за 2005, 2006, 2007, Пояснение по ведению аналитического учета доходов и расходов по комиссиям и предоставлении информации в Департамент Учета и отчетности N 2595 от 04.10.2002 г., Акт к договору банковского счета N 250815-ОД/04 от 25.08.2004 г., Должностные инструкции Начальника Департамента Учета и отчетности - главного бухгалтера от 02.04.2007 г., Комиссии по РКО, начисленные по операциям 4 квартала, неполученные на 01.01.2006 г. и на 01.01.2005 г., Комиссии по РКО, начисленные по операциям в предыдущих периодах, неполученные на 01.01.2006 г. и на. 01.01.2005 г., Регистры налогового учета по услугам РКО за 2004-2005 гг., выписки по лицевым счетам балансового счета 70107, справки по лицевым счетам Клиентов об операциях и расчетах, произведенных между ОАО "ВБРР" и Клиентами за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, поименованными в Требовании N 3, Ежедневные остатки по счетам Клиентов, поименованных в п.1 Требования N 3 от 19.06.2007, с которыми заключено соглашение о начислении процентов на остаток по счету, алгоритм расчет процентов, уплачиваемых на остатки на расчетном счете клиента, Тарифы РКО юридических лиц, действовавшие в ОАО "ВБРР" в 2004-2005 годах, которые в совокупности позволяют установить правильность формирования доходов и расходов банка по комиссиям по операциям на счетах клиентов, а также правильность отнесения к расходам банка процентов за пользование денежными средствами в рамках подпункта 2 пункта 1 статьи 291 НК РФ.
В отзыве налоговый орган, обосновывая необходимость истребования расширенных выписок по балансовым счетам банка NN 40701, 40702 в целях проверки правильности формирования банком налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, указывает, что в соответствии с договорами банковского счета и Типовыми тарифами Банка комиссия взимается за все операции, проводящиеся на счетах клиентов (включая операции в пользу клиентов другого банка), вследствие чего из документов, направленных Банком в Инспекцию во исполнение Требования N 3 от 19.06.2007 г., невозможно определить правильность формирования доходов и расходов по комиссиям по операциям на счетах Клиентов, так как представленные документы содержат сведения только о комиссии взимаемой Банком с операций между клиентом и ОАО "ВБРР".
Данный довод налогового органа о невозможности определения правильности формирования доходов и расходов по комиссиям по операциям на счетах клиентов, является необоснованным, поскольку представленные банком справки по лицевым счетам клиентов об операциях и расчетах, произведенных между ОАО "ВБРР" и клиентами, поименованными в требовании N 3 от 19.06.2007 г. за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г. в совокупности с иными представленными в налоговый орган документами содержат информацию по комиссиям по всем услугам РКО, предусмотренным договорами банковского счета с клиентами.
Налоговый орган не заявил о недостоверности сведений или наличии сомнений в достоверности либо иной юридической дефектности представленных налогоплательщиком документов.
Выписки банка по персонифицированным 20-тизначным счетам N 40702 "Коммерческие организации" в силу раздела 4 части II Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ от 05.12.2002 г. N 205-П содержат сведения только о движении денежных средств организаций-клиентов банка, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, и, тем самым не могут являться документами, служащим основанием для исчисления и уплаты налога банком, как проверяемым налогоплательщиком. Оборотная ведомость кредитной организации по счетам бухгалтерского учета кредитной организации содержит сведения по балансовому счету второго порядка 40702 (остаткам на счетах) и сводные обороты денежных средств по всем клиентам. При этом персонифицированный 20-тизначный счет клиента в баланс банка входит в качестве сводной единицы.
Кроме того, налоговым органом не приняты во внимание нормы раздела 7 "Результаты деятельности" Положения от 05.12.2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ", согласно которому для учета всех полученных доходов и произведенных расходов банка за отчетный период служат счета N 701 и N 702, но не 20-тизначные персонифицированные счета клиентов банка, содержащие информацию о движении денежных средств клиентов, которые были истребованы налоговым органом с целью проверки правильности исчисления банком налога на прибыль организаций.
Налогоплательщик представил в налоговый орган как выписки банка по лицевым счетам балансового счета N 70107, так и справки по лицевым счетам клиентов о расчетах, произведенных между ОАО "ВБРР" и клиентом за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г., содержащие сведения обо всех доходах банка, полученных за указанный период, включая доходы от взимаемых банком комиссий.
Учитывая изложенное, выписки банка по расчетным счетам клиентов банка, не являются документами, служащими основанием для исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком-банком.
Следовательно, требование налогового органа о предоставлении расширенных банковских выписок по расчетным счетам клиентов банка противоречит пункту 1 статьи 93 НК РФ, поскольку банковская выписка по лицевому счету клиента банка не является необходимым для проведения налоговой проверки банка документом и не препятствует проведению данной проверки в соответствии с заявленными целями.
Согласно Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" банк, при открытии расчетных счетов своим клиентам, истребует карточки с образцами подписей и оттиска печати. В карточке содержится образец подписи лиц, имеющих право распоряжаться денежными средствами на счете. Таким образом, карточка является документом, необходимым для открытия банком счета клиенту, не являясь при этом документом, связанным с исчислением и уплатой налогов самим банком, как налогоплательщиком, вследствие чего истребование налоговым органом банковских карточек с образцами подписей должностных лиц и оттисков печатей организаций- клиентов банка при проведении выездной налоговой проверки банка не соответствует целям конкретной налоговой проверки, для которой истребовались данные документы, противоречит положениям статьи 93 НК РФ и является неправомерным.
Так же Арбитражный суд считает правомерным довод налогоплательщика о том, что сведения об операциях по счетам клиентов банка, содержащиеся в выписке банка, а также сведения о лицах, имеющих права распоряжаться денежными средствами на расчетном счете клиента банка, являются охраняемой законом банковской тайной, сохранение которой гарантируется банком в силу прямого указания статьи 857 ГК РФ и статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В соответствии со ст. 857 ГК РФ и частью 2 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, а также могут быть выданы государственным органам, в том числе и налоговым , исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
В Постановлении от 16.07.04 N 14-П КС РФ указал, что законодательное регулирование налогового контроля и деятельность уполномоченных органов по налоговому контролю осуществляются в соответствии с конституционными принципами организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе связанности государственных органов законом и недопустимости вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого. Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, устанавливая право налогового органа на истребование документов для целей налоговой проверки, федеральный законодатель вводит указанные ограничения реализации данного права, предусмотренные НК РФ и иными законодательными актами РФ.
В данном случае, налогоплательщик исполнил Требование налогового органа N 3 от 19.06.2007 г. о представлении документов и представил в налоговый орган запрошенные последним документы, за указанным исключением. Представленные налогоплательщиком документы содержат сведения обо всех доходах банка, полученных за указанный период, включая доходы от взимаемых банком комиссий.
При этом во исполнение требований ст. 65 и 200 АПК РФ налоговый орган не доказал, что представленные налогоплательщиком документы являются недостоверными либо недостаточными для целей проверки, а расширенные выписки (с указанием номера корреспондирующего счета, наименования и ИНН плательщика/получателя денежных средств и назначения платежа) по перечисленным в требовании расчетным счетам ряда клиентов банка, а также карточки с образцами подписей и оттиска печати клиентов банка необходимы для проверки, как "документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов" и их отсутствие препятствует проведению налоговой проверки.
Кроме того, налоговый орган не мотивировал необходимость представления документов, содержащих информацию исключительно о движении денежных средств клиентов и образцы подписей и оттиски печатей, в отношении конкретных двадцати пяти клиентов банка, учитывая, что количество действующих клиентов банка превышает две тысячи, и критерии выбора конкретных клиентов банка, в отношении которых затребованы указанные документы.
С учетом изложенного и положений ст. 109 НК РФ требования налогоплательщика являются обоснованными и подлежат удовлетворению, оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд СПб и Ленинградской области
решил:
1.Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 от 23.08.2007 г. N 13-21/3.
2.Взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 в пользу ОАО "Всероссийский банк развития регионов" расходы по госпошлине по делу в сумме 2 000 руб. в установленном порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
А.Е. Градусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 ноября 2007 г. N А56-30650/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника