Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 января 2008 г. N А56-22832/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 18 января 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Жбанова В.Б..
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кармановским Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Октябрьская железная дорога"
ответчики: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации,
Субъект Российской Федерации Ленинградская область в лице Комитета финансов
Ленинградской области
третьи лица: Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области,
Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области
о взыскании 407 590.30 руб.
при участии
- от истца: представитель Антипова Ю.Н. по доверенности от 02.08.2007 N РДОП-32/15
- от ответчиков:
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - представитель Кулешова Н.А. по доверенности от 09.01.2007
Комитет финансов Ленинградской области - представитель Соколов СВ. по доверенности от01.01.2007
- от третьих лиц: Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области -представитель Чекстер В.М. по доверенности от 29.12.06 N 5495
Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области - представитель не явился
установил:
Открытое акционерное общество "Российские" железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Субъекту - Российской Федерации Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области с иском о взыскании убытков в сумме 407590 руб. 30 коп. за счет средств соответствующего бюджета.
Определением от 17.10.2006 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области и Комитет по транспорту Ленинградской области.
В судебном заседании Истец представил документы в обоснование своих требований.
Ответчики иск не признали по мотивам, изложенных в отзывах.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" при взимании платы за проезд в июне 2004 года учитывало льготы, установленные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В результате предоставления льгот у истца возникли расходы на сумму 544204.3 руб., невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 30 Закона, действовавшей в спорный период, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Инвалидам предоставляется 50-типроцентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Источник финансирования указанных льгот Законом не определен. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы в виде бесплатного проезда. приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным предприятиям расходы по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
В 2004 году, в соответствии с п.З) статьи 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (в ред. N 136-Ф3 от 10.11.2004) был установлен размер субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. за исключением льгот по оплате ЖКХ, - в сумме 14 847 208,2 тыс. руб. Предоставление и расходование указанных средств должно было осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, согласно Приложению 14 к данному Федеральному закону. В Приложении 14 Ленинградской области на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2004 году было предусмотрено выделение субсидий в размере 212 322.2 тыс. руб. Согласно Приложения 2 к областному закону от 31.12.2003 N 105-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" (ред. От 13.07.04г.). в 2004 году в областной бюджет на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" за исключением льгот по оплате ЖКХ поступили субсидии из федерального бюджета на сумму 151 549 тыс. руб. В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета Ленинградской области на 2004 год (Приложение 8 к областному закону от 31.12.2003 N 105-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" (ред. от 13.07.2004). за счет средств федерального бюджета на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на оплату проезда ветеранов и инвалидов через комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области было израсходовано 31 000 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В пункте 18 Постановления N 23 также разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) (далее - БК РФ) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584. должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела следует, что выделенные Российской Федерацией денежные средства на компенсацию льгот полностью израсходованы субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью на указанные цели.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факты продажи льготного проездного документа конкретным гражданам носителям льготы, количество граждан, сведения о документах удостоверяющих личность (серия и номер паспорта) и документах подтверждающих право на предоставление льготы в отношении каждого перевезённого пассажира (номер удостоверения), направление следования, суммы недополученных доходов, номера билетов, подтверждаются реестрами оформления проездных документов. Реестры являются документом, результатом работы автоматизированной системы учёта "Экспресс" (АСУ "Экспресс"). При помощи данной системы производится оформление и продажа проездных документов (билетов) всеми билетными кассами, как на территории России, так и в ряде зарубежных стран.
В соответствии с пунктом 19 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111, оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт. военный билет. удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц. имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того. - на основании документов, подтверждающих указанное право.
Таким образом, льготные категории граждан при приобретении билета в 2004 году в обязательном порядке предъявляли паспорт и удостоверение инвалида.
В некоторых случаях необходимым документом для приобретения проездного документа являлись талоны на право льготного проезда.
Так. в 2004 году, инвалиды всех категорий и групп (с аббревиатурой ИНВ). сопровождающие инвалидов 1 группы (с аббревиатурой СПИНВ) в период с 1 октября по 15 мая и дети-инвалиды (с аббревиатурой Д/ИДИС) в период с 01.10.2004 по 15.06.2004 (с аббревиатурой ИДИС) имели право на получение 50% скидки на проезд железнодорожным транспортом без ограничения количества поездок. Документами, необходимыми для приобретения проездного билета в указанный период являлись паспорт и удостоверение инвалида.
Инвалиды 1 и 2 группы, а также лица сопровождающие инвалида 1 группы и ребенка-инвалида при следовании к месту лечения (и обратно) (с аббревиатурой ИДИСЛ) имели право на бесплатный проезд 1 раз в год в любое время. При приобретении проездного документа необходимо было предъявить паспорт, удостоверение инвалида, лист талонов на право льготного проезда и направление или путевку в лечебное учреждение.
Из представленных в материалы документов следует, что Реестр АСУ "Экспресс" содержит информацию на 2210 граждан, сумму по возвратным билетам Истец к возмещению не предъявляет.
Истец представил 1056 купонов кассира с талонами на льготный проезд на сумму 269 814.60 руб.
Анализируя обстоятельства дела суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 269 814,60 руб.
Доказательств того, что суммы предъявленные Истцом ко взысканию включают в себя НДС в материалах дела не имеется.
Из расчета, представленного Истцом в судебном заседании 18.12.2007 следует, что НДС не включен в сумму иска.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" 269 814 руб. 60 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот и расходы по госпошлине в сумме 6 896 руб.29 коп.
В иске к Комитету финансов Ленинградской области отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Жбанов В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 января 2008 г. N А56-22832/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника