Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 28 сентября 2007 г. N А56-12544/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 апреля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Звонаревой Ю.Н., при ведении протокола судебного заседания Звонаревой Ю.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "КАМАЗ" к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 об оспаривании решения инспекции
при участии
- от заявителя: заместителя председателя комитета налогового регулирования Боровских В.А. (доверенность от 22.12.2006), главного юрисконсульта Лебедева Ю.П. (доверенность от 31.12.2006 N 01/07-431)
- от заинтересованного лица: специалиста Тылык А.А. (доверенность от 05.09.2007 N 59-05-15/9397); главного государственного налогового инспектора Бизина А.Р. (доверенность от 05.09.2007)
установил:
ОАО "КАМАЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнив его в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС России N 8 от 19.01.2007 N 59-20-12/157 в части пунктов 2 и 3 резолютивной части и просило обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ОАО "КАМАЗ", возместив ему в порядке ст. 176 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость в сумме 851379 руб.00 коп.
В обоснование заявленного требования ОАО "КАМАЗ" ссылается на нарушение инспекцией ст.ст. 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ.
Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 просит в удовлетворении заявления ОАО "КАМАЗ" отказать и приводит аргументы, изложенные в оспариваемом решении.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
ОАО "КАМАЗ" представило 20.10.2006 года в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года.
В соответствии с налоговой декларацией налогоплательщиком была заявлена реализация по ставке 0 процентов - 1 103 449 450 руб. и к возмещению из бюджета налоговые вычеты - 163 338 724 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговый орган в соответствии с порядком, установленным п.4 ст.176 Налогового кодекса РФ, принял решение от 19.01.2007 N 59-20-12/157 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 851 379 руб., возместив заявителю НДС в размере 162 487 345 руб. Указанным решением была подтверждена правомерность применения заявителем ставки 0 процентов в сумме 1 098 315 811 руб., применение ставки 0 процентов по операциям по реализации в сумме 5 133 639 руб. не подтверждено.
Как следует из решения налогового органа основанием для признания неправомерным применения ставки 0 процентов по реализации в размере 5 133 639 руб. 43 коп., и налоговых вычетов - 779 163 руб.26 коп., относящихся к этой реализации, послужил вывод налогового органа о том, что место реализации товара согласно: договору консигнации от 31.01.2005 N 860/40096783-50075, контракту от 27.07.2004 N 860/40096783-40471 с дополнениями, ГТД N 10404080/040406/0001572, - не является территория Российской Федерации, а следовательно, 0 ставка в силу ст.164, 147 НК РФ не может быть применена. Инспекция указывает на то, что товар был ввезен по ГТД N 10404080/040406/0001572 в режиме временного вывоза как товар, поставляемый в рамках консигнационных соглашений; в соответствии с п.2.5.1 договора консигнации переведен в таможенный режим свободного обращения, о чем свидетельствует грузовая таможенная декларация N 10404080/150706/0003884.
Доводы налогового органа не соответствуют представленным заявителем доказательствам.
Заявителем (Комитентом) заключен договор комиссии с ЗАО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (Комиссионером) N 493/01/07-02 от 14.02.2002 г., согласно которому Комиссионер принимает на себя обязательство по изучению рынка грузовых автомобилей и запасных частей к ним, поиску покупателей, реализации продукции, являющейся собственностью Комитента, на экспорт.
В свою очередь, ЗАО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (Консигнант) заключило договор консигнации N 860/40096783-50075 от 31.01.2005 с фирмой "Skyeastof Ltd" (Консигнатором). В соответствии, с которым Консигнатор обязуется по поручению Консигнанта реализовывать на территории республики Узбекистан от своего имени и за свой счет товар, поставляемый на консигнацию. Согласно, п. 2.5.1 указанного договора консигнации поставленный по настоящему договору товар находится в режиме временного вывоза до момента его реализации третьему лицу.
В соответствии с п.1 ст. 252 Таможенного кодекса РФ временный вывоз - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Руководствуясь п. 2.5.1 договора консигнации N 860/40096783-50075 от 31.01.2005 г. при реализации товара третьему лицу (покупателю) стороны по договору консигнации подписывают соответствующую спецификацию к соответствующему договору купли-продажи N 860/40096783-40471 от 27.07.2004 г. Передача товара покупателю осуществляется только после перевода товара в таможенный режим свободного обращения на основе полученной от Консигнанта экспортной декларации на данную партию товара.
Согласно пункту 3 ст. 256 Таможенного кодекса РФ при передаче иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза, обязано изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе, то есть предполагается, что товар, помещенный под таможенный режим экспорта, в момент начала отгрузки или начала транспортировки находится на территории РФ. Грузовые таможенные декларации NN 10404080/150706/0003884, 10404080/040406/0001572 оформлены таможенными органами Российской Федерации. На ГТД 10404080/040406/0001572 (л.д. 59, на обороте) имеется отметка таможенного органа о вывозе груза с территории РФ. Оформление грузовой таможенной декларации N 10404080/150706/0003884 было вызвано изменением таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта, о чем свидетельствуют данные строки 40 ГТД "общая декларация/предшествующий документ" (л.д. 56). При таких обстоятельствах, вторично проставлять штамп "товар вывезен" не требовалось. Автомобили КАМАЗ, реализованные по контракту N 860/40096783-40471 от 27.07.2004 г. (помещенные под таможенный режим экспорта) в момент начала отгрузки или транспортировки находились на территории РФ, что соответствует положениям ст. 147 НК.
Налоговый орган не признал правомерность применения налоговых вычетов в сумме 72216 руб., на том основании, что по декларации за сентябрь заявлена ставка ноль процентов по реализации на экспорт 878 автомобилей, тогда как НДС предъявлен по манометрам и ремням безопасности, которые приходятся на большее количество автомашин.
Налоговым органом при принятии решения по данному эпизоду не были учтены положения пункта 10 ст.165 НК РФ, предусматривающего, что порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставки 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Согласно учетной политики ОАО "КАМАЗ", утвержденной на 2006 год приказом генерального директора от 30.12.2005 г N 332 (стр. 33, пункт 6.37 Положения об учетной политике ОАО "КАМАЗ") (приложение N 1) при осуществлении операций подлежащих налогообложению по налоговой ставке 0 процентов раздельный учет затрат на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг) на экспорт ведется на основании Методики, утвержденной приказом от 16.11.2001 г N 390 (приложение к делу). Как следует из указанной методики заявитель:
а) ведет раздельный учет реализации продукции на экспорт и на внутреннем рынке;
б) определяет долю затрат, величины товаров, работ, услуг, использованных при изготовлении экспортной продукции, при приобретении которых общество заплатило НДС поставщикам в стоимости реализуемой на экспорт продукции;
в) определяет сумму НДС, подлежащую "восстановлению" в бюджет по экспортируемой продукции;
г) рассчитывает сумму НДС, по реализованной на экспорт продукции, подлежащую вычету и возмещению после наступления даты реализации продукции, определенной в соответствии со ст. 167 НК РФ (после предъявления налоговой декларации по ставке 0 процентов и пакета документов, определенных ст. 165 НК РФ).
ОАО "КАМАЗ" является одной из крупнейших организаций страны производящих машиностроительную продукцию. Основное направление деятельности общества -производство большегрузных автомобилей. ОАО "КАМАЗ" производит автомобили более чем ста моделей и модификаций. Ежемесячный объем реализации в среднем составляет 5 млрд. рублей. Выпуск автомобилей превышает 4,5 тысячи автомобилей, 25-30 % из них экспортируется. При изготовлении каждого автомобиля используется от 10 до 15 тысяч наименований основных и вспомогательных материалов, деталей, узлов, комплектующих изделий (приложение к делу).
При этом отдельные изделия, отраженные в основном реестре применяемости как одна единица, в свою очередь включают в себя десятки других деталей и материалов. Например, комплект ЗИП в состав которого входит манометр состоит из 56 наименований деталей и материалов (приложение к делу, листы 47-50).
Качество работ и технологии, применяемые на КАМАЗе, позволяют изготавливать все автомобили, реализуемые как внутри страны, так и на экспорт в одном производственном потоке.
На момент поступления тех или иных деталей или узлов от контрагентов, неизвестно на какие автомобили они будут установлены.
В силу положений ст. 171, 172 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) подлежат вычетам при выполнении следующих условий:
- товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения или для перепродажи;
- товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком на учет;
- величина налоговых вычетов установлена на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
При выполнении всех указанных условий общество производит налоговые вычеты по всем полученным товарам, так как неизвестно будут они использоваться для производства товаров, облагаемых НДС по ставке 18 процентов или по ставке 0 процентов.
При этом сумма налоговых вычетов определяется исключительно на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. В дальнейшем при выделении суммы НДС, относящейся к экспортным поставкам, счета-фактуры не применяются, а сумма НДС определяется согласно утвержденной заявителем методики.
Для определения стоимости экспортируемой продукции ОАО "КАМАЗ" ежемесячно составляются реестры отгрузки экспортных автомобилей. Такие реестры составляются отдельно по странам Дальнего зарубежья, СНГ, Белоруссии.
Реестры за апрель-сентябрь 2006 года и сводный реестр представлены налогоплательщиком (приложение к делу).
В соответствии с утвержденной Методикой, ОАО "КАМАЗ" ежемесячно определяет долю (коэффициент) материальных затрат (стоимости товаров, работ, услуг), облагаемых НДС, в стоимости (цене) отгруженных на экспорт товаров и путем последовательного умножения стоимости отгруженных товаров на установленный коэффициент и ставку налогообложения (18%) определяет сумму НДС.
Так как указанные суммы НДС ранее были предъявлены к вычету из бюджета, а в силу положений ст. 165 НК РФ при осуществлении экспортных операций право на вычет наступает только после представления налоговой декларации по ставке 0 процентов и пакета документов, определенных ст. 165 НК РФ, общество "восстанавливает" указанные суммы НДС в бюджет.
Для определения сумм НДС, подлежащих "восстановлению" общество ежемесячно составляет свод затрат на производство экспортной продукции. Для определения коэффициента составляется справка о доле материальных затрат в продукции, отгруженной на экспорт.
При формировании пакета документов за определенный налоговый период заявителем составляются бухгалтерские справки отдельно по строкам: Ближнее и Дальнее зарубежья, страны СНГ, Белоруссия, и на их основе сводная таблица по расчету сумм налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг) применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено, (приложение к делу).
Налоговым органом не оспаривается правомерность применяемой заявителем методики расчета предъявляемого к возмещению по налоговой декларации по ставке 0 процентов налога на добавленную стоимость. Также подтверждается предоставление счетов-фактур.
В связи с вышеизложенным, Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 не доказано нарушение налогоплательщиком требований главы 21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительным решение Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 от 19.01.2007 N 59-25-12/157 в части пунктов 2 и 3 резолютивной части.
Обязать Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ОАО "КАМАЗ", возместив ему в порядке ст. 176 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость в сумме 851379 руб.00 коп.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 в пользу ОАО "КАМАЗ" расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.00 коп
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принжия_регяения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в сток не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Ю.Н. Звонарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 сентября 2007 г. N А56-12544/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника