Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 декабря 2007 г. N А56-23145/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Троховой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Троховой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "ПродИмпорт"
заинтересованное лицо Управление уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району
третье лицо Министерство экономического развития и торговли РФ
о признании незаконными действия и бездействия
при участии
от заявителя: Ткача Д.А., по довер. от 24.10.2007, Чупрыгина СВ., по довер. от 18.08.2007,
Килийского Е.С., по довер. от 20.07.2007
от заинтересованного лица: Жука А.В., по довер. от 15.01.2007
от третьего лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПродИмпорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным действие Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району (далее - Управление), выразившееся в отказе в переоформлении лицензий на импорт свинины общим весом 5525772 кг и бездействие Управления, выразившееся в не переоформлении лицензий на импорт свинины общим весом 5525772 кг, а также обязать Управление переоформить лицензии на импорт свинины общим весом 5525772 кг на категорию "Другие страны", в том числе: лицензию NЛР 2480701001013 от 16.04.2007 на 2674057 кг, лицензию ЛР 2480701001665 от 18.05.2007 на 1817434 кг, лицензию NЛР 2480701001663 от 18.05.2007 на 1034281 кг.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство экономического развития и торговли РФ (далее - Минэкономразвития РФ).
В судебном заседании представители Общества поддержали требования, представитель заявления просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.
Минэкономразвития РФ, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в деле не направило, отзыв не представило. Названные обстоятельства не является препятствием для рассмотрения дела в силу части 1 статьи 156 и части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявление рассмотрено по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что по результатам распределения квот на импорт свинины из стран Европейского союза на 2007 год Обществу были выданы лицензии NЛР 2480701001013 от 16.04.2007, N ЛР 2480701001665 от 18.05.2007 и NЛР 2480701001663 от 18.05.2007 на ввоз 3000000 кг, 2985705 кг и 1200000 кг свинины соответственно.
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору были введены следующие ограничения и запреты на ввоз свинины из стран Европейского союза:
Польша - действующий запрет Россельхознадзора на ввоз N ФС-СД-2/8008 от 09.11.2005
-Бельгия - действуют ограничения Россельхознадзора на ввоз с предприятия BE 93/1 EG (NФС-ЕН-2/5854 от 20.06.2007);
-Германия - действуют ограничения Россельхознадзора на ввоз с предприятий D SH-EUZ 10 EWG (NФС-ЕН-2/3919 от28.04.2007), DE NI-EZG 528 EG (N ФС-ГК-2/4558 от 17.05.2007 DENI-EZ 588 EG (NФС-ЕН-2/4683 от 22.05.2007);
-Дания - действуют ограничения Россельхознадзора на ввоз с предприятия DK 8900 (NФС-ЕН-2/5854 от 20.06.2007).
-Испания - действуют ограничения Россельхознадзора на ввоз с предприятия ES-10 10709/ZCE(NФC-EH-2/3306 от 13.04.2007).
- Италия - действуют ограничения Россельхознадзора на ввоз из следующих провинций -Verona, Vicenza, Padova, Bergamo, Brescia (N ФС-ЕН-2/10700 от 06.12.2006)
-Франция - действуют ограничения Россельхознадзора на ввоз из Louis Gad (ФС-ГК-2/2607 от 26.03.2007)
Общество обратилось в Управление с заявлением о переоформлении лицензий на импорт свинины на категорию "Другие страны", в том числе лицензии NЛР 2480701001013 от 16.04.2007 на 2674057 кг, лицензии ЛР 2480701001665 от 18.05.2007 на 1817434 кг, лицензии NЛР 2480701001663 от 18.05.2007 на 1034281 кг.
Управление в письме от 19.07.2007 N 359-10/IV-4 отказало Обществу в переоформлении указанных лицензий.
Полагая отказ Управления необоснованным и неправомерным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы" Минэкономразвития РФ осуществляет выдачу лицензий на ввоз мясопродуктов, в том числе свинины свежей, охлажденной или мороженой.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 733 "О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах" в случае введения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полного или частичного запрета на ввоз свинины свежей, охлажденной или мороженой) из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, а также в случае продолжения действия более 3 месяцев в году ранее введенных государством-поставщиком (союзом государств) ограничений на экспорт и (или) отсутствия необходимого количества товара на рынках государства-поставщика (союза государств) участник внешнеэкономической деятельности, имеющий лицензию на ввоз указанного товара из этого государства-поставщика (союза государств), имеет право после проведения консультаций с этим государством-поставщиком (союзом государств) переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из любого другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика (союза государств).
В соответствии с пунктами 3, 8 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 N 364 переоформление лицензий осуществляется территориальным органом Минэкономразвития РФ.
Управления уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации являются полномочными представителями Минэкономразвития РФ на территории Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства во взаимодействии с подразделениями его центрального аппарата в силу пунктов 1, 6 Положения об управлениях уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства от 22.11.2001 N 466. Согласно пункту 18 указанного Положения Управления оформляют и выдают лицензии на осуществление операций по экспорту и/или импорту в случаях, предусмотренных законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными актами Министерства.
Пунктом 2 распоряжения Минэкономразвития РФ от 09.02.2006 N ЗР-ВС установлено, что Уполномоченные Минэкономразвития РФ в регионах должны осуществлять переоформление лицензий участникам внешнеэкономической деятельности после получения информации Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела о порядке переоформления в случае введения полного или частичного запрета на ввоз говядины, свинины и мяса домашней птицы из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки.
В 2007 году Департаментом государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела не давались указания Уполномоченным о переоформлении лицензий на ввоз свинины.
Таким образом, у Управления отсутствовали основания для переоформления лицензий на ввоз свинины в связи с перераспределением квот государств-поставщиков по заявлениям лицензиатов.
Ссылка Общества на то, что ненормативные правовые акты Минэкономразвития РФ не должны применяться при разрешении настоящего спора, поскольку они являются нижестоящими актами по отношению к постановлению Правительства РФ от 05.12.2005 N 733, которым не предусмотрено такое основание для переоформления лицензий как получение информации от Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела, отклоняется судом.
Распоряжение Минэкономразвития РФ от 09.02.2006 N ЗР-ВС принято в целях организации выполнения постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 733, соответствует ему и содержит порядок переоформления лицензий Управлениями.
Обязанность Управления по переоформлению лицензий на ввоз мясопродуктов, также как и право Общества на такое переоформление, возникают после проведения Минэкономразвития РФ консультаций с государствами-поставщиками (союзами государств) по определению возможности поставок квотируемых объемов мясопродуктов или переоформления квот на другие государства-поставщики (союзы государств).
Так как суду не представлены доказательства проведения вышеуказанных консультаций, суд не усматривает в действиях Управления нарушения положений постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 733.
Требование о признании незаконным бездействия Минэкономразвития РФ, выразившегося в не проведении консультаций с государствами-поставщиками, в рамках настоящего дела не заявлено, в связи с чем вопрос о нарушении указанным министерством положений постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 733 судом не исследуется.
При этом суд не может согласиться с доводом Управления о том, что Обществом нарушен установленный Постановлением Правительства от 09.06.2005 N 364 порядок подачи заявления на переоформление лицензий на ввоз мясопродуктов, так как указанным нормативным актом порядок переоформления лицензий в случаях, предусмотрены пунктом 1 постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 733, не установлен.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Трохова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2007 г. N А56-23145/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника