Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25 сентября 2007 г. N А56-18280/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Никитушевой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семеновой И.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Скания-Питер", заинтересованное лицо Санкт-Петербургская таможня об оспаривании постановления
при участии
от заявителя:
Представитель Аншукова О.С, доверенность N 15 от 02.07.2007 г.
Представитель Дмитрина Т.В., доверенность N 44 от 29.08.2007 г.
от заинтересованного лица:
Главный государственный таможенный инспектор Морозова Л.О., доверенность N 06-21/18778 от 28.12.2006 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Скания-Питер" (далее Общество) просит признать незаконным Постановление N 10210000-237/2007 от 19.06.2007 г. Санкт-Петербургской таможни (далее Таможня).
Общество полагает, что оспариваемое Постановление не соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения и вина Общества, Таможней нарушен порядок проведения экспертизы и не доказана рыночная стоимость товара.
Таможня возражает, полагая, что материалами дела доказаны как событие административного правонарушения, так и вина Общества, представитель Общества был ознакомлен с определением о назначении экспертизы, экспертиза была проведена в соответствии с нормами действующего законодательства.
В заседании Таможней было заявлено ходатайство о вызове эксперта для дачи пояснений. Ходатайство Таможни было отклонено судом, о чем вынесено протокольное определение.
Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил, что:
- Обществом было получено Разрешение на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 г., со сроком переработки 8 месяцев;
- в период действия и на основании Разрешения на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 г. Обществом по ГТД N 10210100/200206/0002623 были ввезены товары в режиме "переработки на таможенной территории";
- в соответствии со ст. 177, ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации, на основании Разрешения N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 г. должен был быть завершен в срок до 17.10.2006 года (по истечении 8 месяцев с момента помещения под таможенный режим "переработки" первой партии товаров, ввезенных Обществом по Разрешению N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 г.);
- согласно ч. 1 ст. 183, ч. 2 ст. 184 Таможенного кодекса Российской Федерации, отходы и остатки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, должны быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации, либо помещены под иной таможенный режим, при этом, эти доходы и остатки подлежат декларированию;
- ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию;
- 30.03.2007 г. Таможней по факту недекларирование отходов и остатков товаров помещенных под таможенный режим переработки по ГТД N 10210100/200206/0002623 было вынесено Определение N 10210000-237/2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- по окончании расследования 29.05.2007 г. Таможней был составлен Протокол об административном правонарушении в отношении Общества по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- по результатам рассмотрения материалов административного дела 19.06.2007 г. Таможней было вынесено Постановление N 10210000-237/2007, которым Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ;
- как следует из материалов административного дела, товары, ввезенные Обществом на основании разрешения N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 г., в том числе по ГТД N 10210100/200206/0002623, продукты их переработки, а также отходы и остатки этих товаров, Обществом вывезены с таможенной территории Российской Федерации или помещены под иной таможенный режим не были, не было произведено и декларирование отходов и остатков, что предусмотрено ч. 1 ст. 183, ч. 2 ст. 184 Таможенного кодекса Российской Федерации;
- таким образом, в действиях Общества имело место событие административного правонарушения ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- доводы Общества об отсутствии в его действиях события административного правонарушения необоснованны, поскольку согласно ст. 123 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларирование товаров в порядке, предусмотренном главой 14 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляется, в том числе, и в случаях, установленных ст. 183, ст. 184 Таможенного кодекса Российской Федерации;
- ссылка Общества на то, что им были приняты все меры для соблюдения установленных норм и правил не могут быть приняты, поскольку Общество обратилось в таможенные органы за продлением срока переработки и изменением таможенного режима только 28.09.2006 года (письмо N 135) и без обосновывающих это обращение документов;
- необоснованны и ссылки Общества на нарушение срока проведения расследования и неознакомлением с определением о назначении экспертизы, поскольку срок был продлен (административное дело л.д. 213), а с назначением экспертизы представитель Общества ознакомлен (административное дело л.д. 133);
- вместе с тем, поскольку ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде штрафа от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения с их конфискацией или без таковой, Таможней, в ходе административного расследования должна была быть определена стоимость товаров, являющихся предметами административного правонарушения;
- согласно ч. 2 ст. 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии на товары государственных регулируемых цен, стоимость товаров определяется исходя из рыночных цен, в случае необходимости на основании заключения эксперта;
- Определением от 23.04.2007 года Таможней было назначено проведение товароведческой экспертизы, и ее производство поручено Торгово-Промышленной палате Санкт-Петербурга;
- по результатам проведенной экспертизы Торгово-Промышленной палатой Санкт-Петербурга было представлено экспертное заключение N 17-0576 от 22.05.2007 г.;
- из Определения от 23.04.2007 года и экспертного заключения N 17-0576 от 22.05.2007 г. следует, что перед экспертом был поставлен вопрос об определении свободной рыночной стоимости товара на внутреннем рынке Санкт-Петербурга по состоянию на 18.10.2006 г.;
согласно экспертному заключению N 17-0576 от 22.05.2007 г. экспертом не производился осмотр товаров, изучение контрактов Общества, бухгалтерских и учетных документов, платежных документов, позволяющих определить как затраты на приобретение товаров, так и доходы от их реализации;
- из экспертного заключения следует, что определение рыночной цены экспертом производилось на основании документов, представленных Таможней (п. 14 и п. 15 заключения): ГТД на 1 листе, инвойсы, CMR, в заключении имеется ссылка на интернет-сайты, однако не приведено никакой конкретной информации, размещенной на этих сайтах, расчет производился по затратному методу, при этом в качестве базовой стоимости принималась стоимость закупки товара
- из расчета следует, что от стоимости товара, увеличенной на сумму НДС и сумму таможенной пошлины, была рассчитана сумма затрат на транспортировку, тогда как эти затраты по условиям CIP СПб оплачиваются продавцом, а не покупателем;
- при расчете стоимости была использована в качестве базовой даже не цена по контракту купли-продажи, поскольку такой контракт экспертом не исследовался, а стоимость закупки, как следует из п. 16.3 заключения, которая была взята экспертом из представленных платежных документов, тогда как единственными из документов, представленных эксперту (п. 14 заключения) имеющих отношение к оплате товара, являлись инвойсы;
- из вышеуказанного следует, что экспертом фактически определялась не рыночная стоимость товаров, а их себестоимость для Общества, при этом использовались документально неподтвержденные данные;
- таким образом, экспертом в Заключении N 17-0576 от 22.05.2007 г. была неправильно определена не только рыночная стоимость товаров, но и их себестоимость для Общества;
- поскольку размер штрафа для юридических лиц по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется исходя из стоимости товаров, а в ходе административного производства эта стоимость не была определена надлежащим образом, Постановление N 10210000-237/2007 от 19.06.2007 года не соответствует нормам ст. 3.5, ст. 27.11, ч. 3 ст. 16.19, ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- кроме того, как следует из представленных Таможней материалов Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недекларирование отходов и остатков товаров, ввезенных в режиме переработки на таможенную территорию по каждой ГТД отдельно, в том числе Постановлением N 10210000-237/2007 от 19.06.2007 года по ГТД N 10210100/200206/0002623;
- вместе с тем, таможенный режим - совокупность требований и условий, устанавливаемых в отношении товаров и определяющих их статус в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу Российской Федерации и использование их на территории Российской Федерации либо за ее пределами;
- обязанность лица поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать его условия возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо вывозе с таможенной территории Российской Федерации;
- помещение товаров под конкретный таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа;
- особенностями таможенного режима переработки на таможенной территории является получение в специальном порядке разрешения на переработку товаров на таможенной территории (ст. 180 Таможенного кодекса Российской Федерации), которое должно содержать сведения о ввозимом товаре и продуктах его переработки и др. сведения (ст. 179 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- при отсутствии такого разрешения товары не могут быть помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории (ч. 1 ст. 174 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- при этом, как следует из ч. 4 ст. 174, ч. 2 ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации, в период действия разрешения на переработку товара для переработки могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации, а продукты их переработки могут вывозится с таможенной территории Российской Федерации разными партиями;
- вывоз товаров, ввезенных на основании конкретного разрешения на переработку, и продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации, либо помещение их под иной таможенный режим должны быть осуществлены в срок, указанный в этом разрешении (ч. 1 ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации), что является завершением режима переработки на таможенной территории Российской Федерации в отношении этих товаров;
- в соответствии с ч. 2 ст. 185, ст. 183, ст. 184 Таможенного кодекса Российской Федерации, Приказом ФТС России N 266 от 04.03.3004 г., в целях выверки количества изготовленной продукции, отходов и остатков заявитель режима должен предоставлять в таможенный орган периодические отчеты, окончательный отчет должен быть представлен не позднее 30 дней со дня вывоза последней партии продуктов переработки;
- таким образом, как продукты переработки, ввезенных в режиме переработки на таможенную территорию товаров, так и остатки товаров и отходы переработки, должны быть задекларированы, вывезены или помещены под иной таможенный режим по окончании срока Разрешения на переработку, при этом количество изготовленной продукции, отходов и остатков определяется после выверки данных на основании окончательного отчета, а не по каждой партии товаров, ввезенных в период действия Разрешения, по отдельным ГТД;
- при таких обстоятельствах, Таможней была неправомерна определена объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как недекларирование остатков и отходов, товаров, ввезенных в таможенном режиме переработки на таможенную территорию Российской Федерации по одной ГТД N 10210100/200206/0002623;
- таким образом, Постановление Таможни N 10210000-237/2007 от 19.06.2007 года не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене, а заявленные Обществом требования удовлетворению;
Руководствуясь статьей 167, п. 2 ст. 176, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить Постановление N 10210000-237/2007 от 19.06.2007 г. Санкт-Петербургской таможни о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Скания-Питер" к административной ответственности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
М.Г. Никитушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 сентября 2007 г. N А56-18280/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника