Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 октября 2007 г. N А56-32142/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 мая 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 18 октября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Пасько О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелема З.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "КурортСтрой" к Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу о признании недействительными решения, требования
при участии
от заявителя - Шариповой О.А., доверенность от 06.09.2007
от ответчика - Жирновой Т.В., доверенность от 10.09.2007
установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу от 03.07.2007 N 1018 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части расчета суммы штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за двенадцать месяцев 2006 года, в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 60066 руб. 00 коп., в части требования о взыскании пени за неуплату земельного налога в сумме 15977 руб. 56 коп., в части доначисления земельного налога в сумме 300330 руб. 00 коп., а также о признании недействительным требования N 390 Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.08.2007.
Суд, с согласия сторон, вынес протокольное определение о продолжении рассмотрения дела в судебном заседании 11.10.2007.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что заявитель неправомерно применил налоговую ставку 0,042%, предусмотренную для земель, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в отношении площади земельного участка, предназначенной для рекреационных целей, а также несвоевременно представил декларацию по земельному налогу.
Спор рассмотрен судом по существу.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что, по его мнению, находящиеся на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 78:21152:57 непосредственно не занятые жилым домом земли следует относить к землям дачного участка, применяя к указанной земле ту же налоговую ставку - 0,042%, что и к земле, занятой жилым домом.
По тем же основаниям заявитель оспаривает и штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не возражая против факта представления налоговой декларации с нарушением срока, но полагая, что ответчик неправильно исчислил сумму штрафа исходя из суммы налога, исчисленной по налоговой ставке 0,042% от кадастровой стоимости земельного участка под жилым домом, и ставки 1,5% от кадастровой стоимости прилегающего к дому земельного участка, предназначенного для рекреационных целей.
Однако вышеуказанные доводы заявителя не могут быть признаны обоснованными и правомерными, потому что право определять целевое назначение и разрешенное использование земель принадлежит не хозяйствующим субъектам, а уполномоченному государственному органу - Роснедвижимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 данной статьи.
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать установленных в данной статье пределов в зависимости от назначения земельного участка.
Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" установлены налоговые ставки в зависимости от целевого назначения земельных участков (вида разрешенного использования). Налоговая ставка в размере 0,042% от кадастровой стоимости участков применяется для земель, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, или предоставленных для жилищного строительства (пункт 2 статьи 2 Закона), а в отношении прочих земельных участков применяется ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 2 Закона).
Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражены в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется на основании сведений государственного земельного кадастра. Государственный земельный кадастр, согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах.
В соответствии с подпунктом 5.4.2 Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, Роснедвижимость осуществляет ведение государственного земельного кадастра.
Следовательно, учет земельных участков, их местоположение, определение целевого назначения и правового положения земель входит в компетенцию уполномоченного органа -Роснедвижимости, а не в компетенцию хозяйствующих субъектов, по своему усмотрению трактующих нормы земельного, градостроительного, садоводческого и других норм права.
Согласно пункту 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, обязаны ежегодно, до 1-го февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Указанная форма предусматривает наличие информации о разрешенном использовании земельного участка.
Из сведений, представленных уполномоченным территориальным органом Роснедвижимости по Санкт-Петербургу для принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 78:21152:57 установлено разрешенное использование земли - для рекреационных целей. То же разрешенное использование земельного участка было подтверждено сведениями, поступившими из Роснедвижимости в электронном виде.
Как указал Президиум ВАС Российской Федерации в постановлении от 14.11.2006 N 11253/06: "В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Указанными полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и сфере таможенного дела. Таким органом является Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах, что предусмотрено и пунктом 1 статьи 4, пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации".
В Письме от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что если на земельном участке, предназначенном для рекреационных целей, расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в этом случае исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 (в Санкт-Петербурге - 0,042%) процента кадастровой стоимости земельного участка. К остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка 1,5% его кадастровой стоимости. Исходным материалом для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости.
Таким образом, исчисление суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, не ставится нормами законодательства в зависимость от каких-либо иных обстоятельств, в том числе от характера находящихся на земельном участке объектом недвижимого имущества и заявитель необоснованно применил льготную ставку налогообложения в отношении площади принадлежащего ему земельного участка, не занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
При таких обстоятельствах требования заявителя не могут быть признаны обоснованными и правомерными, и в удовлетворении заявления следует отказать.
Рук оводствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Пасько О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2007 г. N А56-32142/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника