Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 декабря 2007 г. N А56-16525/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Агеевой М.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Агеевой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению:
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
заинтересованное лицо: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" 3-е лицо: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о признании решения незаконным и обязании подготовить пакет и передать для регистрации прав собственности,
при участии
- от заявителя: юрисконсульт Павлов А.Б., по доверенности N 101-юр от 28.11.2006.
- от заинтересованного лица: юрисконсульт Гинева И.Н., по доверенности от 17.10.2006 N 132.
- от 3-го лица: не явился (уведомлен).
установил:
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением:
1.о признании незаконным решения филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" Проектно-инвентаризационное бюро Курортного района (далее - Филиал) N 257 от 05.03.2007 об отказе в подготовке пакета документов для регистрации прав на объекты, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д. 5, литеры "С" и "Ф";
2.об обязании Филиала подготовить пакет документов (технические паспорта и планы первичного объекта недвижимости) и передать их для регистрации прав собственности заявителя на следующие объекты недвижимости:
- щитовой дом, находящийся по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Средневыбаргское/шоссе, д. 5, литера "С",
- щитовой дом, находящийся по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д. 5, литера "Ф".
В судебном заседании от 24.08.2007 в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель представил письменное ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Филиал на Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУИОН), находящееся по адресу: 191011, г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, 6 подъезд. Определением Арбитражного суда от 24.08.2007 по ходатайству заинтересованного лица к участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных требований привлечен Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ СПб).
В настоящем судебном заседании от 27.11.2005 заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил 2-е заявленное требование и просит обязать заинтересованное лицо подготовить пакет документов (технические паспорта, поэтажные планы, ведомости помещений), направить документы на кадастровый учет и после прохождения кадастрового учета передать документы заявителю в отношении следующих объектов недвижимости:
- щитовой дом, находящийся по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д. 5, литера "С",
- щитовой дом, находящийся по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д. 5, литера "Ф".
В настоящее судебное заседание от 27.11.2005 3-е лицо, надлежащим образом извещенное о дне судебного разбирательства, в заседание не явилось, отзыв на заявление не представило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд установил.
В 2006 году заявитель обратился в Филиал с заявлением "от 19.12.2006 N А-513 о проведении текущей инвентаризации и изготовлении пакета документов для государственной регистрации собственности на объекты недвижимости - шесть щитовых домов, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д.5:
- нежилое здание (дом щитовой) литера "С";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "Ф";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "АФ";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "АИ";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "АХ";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "АК".
05.03.2007 Филиал в адрес заявителя направил письмо об отказе в подготовке пакета документов для регистрации прав на два из вышеуказанных объектов - щитовые дома литера "С" и "Ф", поскольку, по мнению Филиала, указанные щитовые дома не являются объектами капитального строительства и учету в качестве объектов капитального строительства не подлежат.
Заявитель, полагая нарушенными свои права, обратился с настоящим заявлением в суд, мотивируя тем, что указанный отказ противоречит ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 1, 3, 5 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 29.12.1994 N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга".
Требование заявителя сформулировано как требование об оспаривании действий государственного органа, поскольку подготовка пакета документов на спорные объекты необходима заявителю для государственной регистрации своего права собственности на данные объекты в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в связи с чем спор рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ в порядке административного производства.
Из материалов дела усматривается, что в 1999 году на щитовые дома лит. "С" и "Ф" ГУИОН был проведен первичный технический учет и изготовлены технические паспорта (л.д. 33-48 т.1). Кроме того, объекты прошли кадастровый учет, в результате чего им были присвоены следующие кадастровые номера: лит. "Ф" - кадастровый номер 78:22724:4:9, лит. "С" - кадастровый номер 78:22724:4:36, и изготовлены планы первичных объектов в отношении указанных объектов (л.д. 109-110 т.1).
В 2006 году заявитель обратился в Филиал с заявлением от 19.12.2006 N А-513 о проведении текущей инвентаризации и изготовлении пакета документов для государственной регистрации собственности на объекты недвижимости - шесть щитовых домов, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д.5:
- нежилое здание (дом щитовой) литера "С";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "Ф";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "АФ";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "АИ";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "АХ";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "АК".
В силу Закона о регистрации кадастровый и технический учет объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, является одним из обязательных условий такой регистрации; согласно ст. 17 названного Закона план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера является обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, исходя из ее понятия, раскрытого в ст. 2 Закона о регистрации, носит публичный характер; участниками правоотношений, возникающих при государственной регистрации, являются правообладатели с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, с другой.
Работа по кадастровому и техническому учету объекта недвижимости организуется в целях надлежащего обеспечения государственной регистрации прав, поэтому такую деятельность также следует признать публичной.
Кроме того, правоотношения сторон возникли на основании заключенного 12.01.2007 между сторонами договора N 1000000078, предметом которого являлось выполнение работ по техническому и кадастровому учету объектов заказчика, предусмотренных перечнем (приложение 1) (л.д. 8-10 т.2). Согласно приложению 1 к договору работы должны быть выполнены в отношении следующих объектов, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д.5:
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "С";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "Ф";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "АФ";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "АИ";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "АХ";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "АК".
Пункт 4.3. договора предусматривает обязанность заказчика представить следующую документацию: проектную документацию (планы этажей) по каждому объекту, ситуационный план земельного участка (при наличии); копии правоустанавливающих документов (план приватизации, приложение 1 и проч.) или иные документы, подтверждающие права заказчика в отношении объектов; акты ввода объектов в эксплуатацию (при наличии); другую документацию, необходимую для выполнения исполнителем работ, указанных в п. 1.1. договора, перечень которой определяется исполнителем после ознакомления с правоустанавливающими документами и/или обследования объектов.
Заявителем в филиал с заявлением от 19.12.2006 N А-513 были представлены следующие документы, подтверждающие статус объектов:
- договор аренды земельного участка от 21.10.2002 N 22/ЗК-01414 о предоставлении земельного участка для размещения теплицы без права возведения капитальных сооружений и без отметки о наличии на земельном участке каких-либо капитальных объектов (л.д. 1-3, т.2);
- письмо КГА Санкт-Петербурга от 18.04.2006 N 1-4-6422/1262 о разрешении на передачу земельного участка в краткосрочную аренду сроком до трех лет. Письмо содержит информацию о наличии на земельном участке временных деревянных сооружений (под N 5, лит. "С" и "Ф"), о запрете дополнительного строительства и установлении обязательности включения в договор аренды земельного участка пункта о его досрочном расторжении в случае начала градостроительных преобразований территории (л.д. 4, т. 2).
Результатом выполнения работ ГУИОН являлось изготовление технического паспорта, поэтажных планов, ведомости помещений и уведомления об отправке пакета документов на кадастровый учет в отношении следующих объектов, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д.5:
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "АФ";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "АИ";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "АХ";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "АК",
о чем был составлен акт сдачи-приемки работ N 1000000534 от 17.04.2007, подтверждающий выполнение работ в полном объеме по договору, передаче их заказчику и размер подлежащей возврату заявителю суммы 4 859, 28 руб., что согласно расчету стоимости работ (л.д. 13-14, т. 2) составляет стоимость выполнения работ в отношении объектов, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д.5:
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "С";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "Ф".
Письмом от 05.03.2007 N 257 ГУИОН отказал в подготовке пакета документов для регистрации прав на объекты, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д.5:
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "С";
- нежилое здание, 1989 года постройки, литера "Ф",
поскольку указанные объекты не являются объектами капитального строительства (объектами недвижимости) и учету в качестве объектов капитального строительства (объектов недвижимости) не подлежат. Одновременно ГУИОН дополнительно сообщил, что по результатам проведения технической инвентаризации указанных объектов могут быть изготовлены технические паспорта на временные строения.
Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, задачи по техническому учету и технической инвентаризации всех объектов градостроительной деятельности возложены на специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление деятельности в сфере технического учета и технической инвентаризации.
Пунктам 8, 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится не реже одного раза в пять лет в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах; а внеплановая техническая инвентаризация - при изменении технических или качественных характеристик объекта учета, а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации.
В силу статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как видно из материалов дела, земельный участок для возведения объекта недвижимости (капитального строения) заявителю не предоставлялся, о чем свидетельствует договор аренды земельного участка от 21.10.2002 N 22/ЗК-01414 о предоставлении земельного участка для размещения теплицы без права возведения капитальных сооружений и без отметки о наличии на земельном участке каких-либо капитальных объектов, строение принято в эксплуатацию как объект временного строительства, о чем свидетельствует информация, содержащаяся в разделе VI "Описание конструктивных элементов здания и определение износа" - "группа капитальности": "V" Технических паспортов, выданных в июне 1999 года Проектно Инвентаризационным Бюро Курортного района, на указанные строения (л.д. 33-48, т.1). Таким образом, доказательств наличия необходимой разрешительной и проектной документации на возведение капитального строения, а также документов, необходимых в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации для государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства заявителем не представлено.
В таком случае проведение кадастрового учета созданного объекта не имеет какого-либо правоустанавливающего значения для возникновения у заявителя права собственности на него, поэтому отказ в подготовке пакета документов для".осуществлении кадастрового учета, проведение которого в силу Закона о регистрации является одним из обязательных условий регистрации прав на недвижимое имущество, не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Права заявителя на объект временного строительства оспариваемые действия (бездействие) ГУИОН не нарушают.
Ссылка заявителя на то, что объект подлежит техническому учету, поскольку по своим техническим характеристикам является недвижимым имуществом, не может)быть принята во внимание. В силу статей 218, 222 ГК РФ право собственности на вновь созданное имущество как на недвижимое возникает в случае, когда объект создавался в таком качестве с соблюдением всех правил, установленных для возведения недвижимых вещей.
Довод заявителя, о наличии на его балансе по учету основных средств щитовых домиков, о чем свидетельствует экспертное заключение по результатам аудиторской проверки о расшифровке строки плана приватизации ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (л.д. 27-32, т.1), судом не принимается, поскольку данный факт не свидетельствует о наличии объекта недвижимости (капитального строения) подлежащего государственной регистрации.
В части 3 статьи 201 АПК РФ указывается, в случае если арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу изложенного, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд установил, что отказ N 257 от 05.03.2007 ГУИОН в подготовке пакета документов для регистрации прав на объекты, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д.5:
- нежилое здание (дом щитовой) литера "С";
- нежилое здание (дом щитовой) литера "Ф",
соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".
Поскольку судом основное требование признано соответствующим закону, то в удовлетворении требования об обязании заинтересованного лица подготовить пакет документов (технические паспорта, поэтажные планы, ведомости помещений), направить документы на кадастровый учет и после прохождения кадастрового учета передать документы заявителю, следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья |
М.А. Агеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2007 г. N А56-16525/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника