Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 29 декабря 2007 г. N А56-23630/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Хайруллиной Х.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО "Северо-Западный Телеком"
ответчик: 1) Министерство финансов Российской Федерации,
2) Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга о взыскании 708 875 руб. 55 коп.
при участии
- от истца: представитель Клиорина Е.С.по доверенности 78 ВШ N 521003 от 25.12.2006;
- от ответчика: 1) представитель Черкесова Д.Н. по доверенности от 09.04.2007;
2) начальник отдела судебно-правового обеспечения юридического управления Макорта Г.А. по доверенности N 020-094/02 от 29.12.06;
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Комитету по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга о взыскании солидарно с Ответчиков 708 875 руб. 55 коп. убытков.
В дальнейшем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Северо-Западный Телеком" уменьшил исковые требования и просил взыскать 690 594 руб. 39 коп. убытков, в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнив наименование ответчиков, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и с Санкт-Петербурга в лице Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, за счет казны города в лице органа, ответственного за невыполнение обязанности по компенсации затрат Истца, понесенных в связи с предоставлением льгот по абонентской плате за пользование телефоном в 2004 году.
Ответчики иск не признали по мотивам, изложенным в отзывах.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" оказывает на территории г. Санкт-Петербурга услуги местной телефонной связи.
В соответствии со статьями 14, 15, 18, 21, 22 Федерального закона Российской Федерации N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" ОАО "Северо-Западный Телеком" в 2004 году предоставляло льготы лицам, имеющим право в соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами, по оплате абонентной платы за телефон в виде 50% скидки.
Истец полагает, что в результате предоставления льготы лицам, перечисленным в списке, прилагаемом к исковому заявлению, Истец понес расходы в сумме 690 594 руб. 39 коп. (с учетом НДС - 105 344 руб. 89 коп.), которые не были возмещены из бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 "О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот" были утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (далее Правила). Согласно пункту 2 Правил финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 срок действия Правил был продлен на 2004 год.
30 марта 2004 года между ОАО "Северо-Западный Телеком", Комитетом по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским Государственным учреждением "Городской центр по начислению и выплате пособий и компенсаций" был заключен договор N 104-2004, предметом которого являлось возмещение за счет средств федерального бюджета расходов Общества в связи с предоставлением филиалом "Петербургская телефонная сеть" ОАО "Северо-Западный Телеком" льгот на услуги связи в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны". В соответствии с данным договором ОАО "Северо-Западный Телеком" в 2004 году были перечислены денежные средства в сумме 318 946 700,00 рублей. Однако данная сумма не компенсировала недополученных доходов Общества в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 Правил органы социальной защиты населения и субъектов Российской Федерации ежемесячно проводят с операторами связи сверку списков ветеранов и инвалидов, являющихся абонентами соответствующих операторов связи. По результатам сверки операторами связи и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг связи и в соответствии с установленными тарифами на эти услуги - сумму, подлежащую компенсации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Истец представил в материалы дела первичные документы в обоснование убытков, которые приобщены к материалам дела: бухгалтерский баланс по форме N 01 по ОКУД за 2004г. и документы, содержащие данные о проведенной Петербургским филиалом ОАО "СЗТ" инвентаризации по состоянию на 31.12.2006.
По представленным документам истец пояснил:
1. В бухгалтерском балансе по форме N 01 по ОКУД за 2004 год - в строке 241 указана сумма дебиторской задолженности по всем филиалам ОАО "СЗТ" без разделения на задолженность, связанную с льготами. Бухгалтерский баланс составляется в соответствии с действующим законодательством по установленным формам.
Составление отдельного баланса для Петербургского филиала ОАО "СЗТ" и разделение в балансе задолженности по категориям законодательством не предусмотрено.
Данный документ ОАО "СЗТ" просит приобщить к материалам дела для подтверждения того факта, что данные бухгалтерского баланса не противоречат заявленным исковым требованиям.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 18.08.1998 N 8" следует читать "от 18.08.1998 N 88"
2. В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете": все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Согласно перечню форм первичной учетной документации, содержащемуся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (Постановление Государственного Комитета РФ по статистике от 18.08.1998 N 8 к формам первичной учетной документации относится, в том числе, Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (номер формы: ИНВ-17).
Из пояснений Истца следует, что в Петербургском филиале ОАО "СЗТ" была проведена инвентаризация по состоянию на 31.12.2006 Инвентаризация проводилась в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия в соответствии с Федеральным законом РФ N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете".
Согласно акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами N 5 от 10.01.07 по номеру счета 620203 "Расчеты по возмещению расходов, связанных "с предоставлением льгот по федеральному законодательству":
- задолженность, подтвержденная дебиторами на 31.12.2006 составляет 77 897 782 руб. 23коп.
- задолженность, не подтвержденная дебиторами на 31.12.2006 составляет 5 123 475руб. 04коп.
Для уточнения сумм задолженности по каждому закону в отдельности составлен Акт N Инв. SUN-5 от 10.01.2007, где вся задолженность разделена в зависимости от закона.
По закону "О ветеранах", на основании которого предоставлялись льготы по данному иску, указана общая сумму 78 699 175 руб. 47 коп.
Названная сумма состоит из двух частей:
- подтвержденная дебиторами - 77 897 782 руб. 23 коп.
- не подтвержденная дебиторами - 801 393 руб. 24 коп.
К акту составлена справка N 1 с разбивкой на периоды задолженности.
Согласно Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами N Инв. SUN-5 от 10.01.2007 - по состоянию на 31.12.2006 была проведена инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. По счету N 620203 - по закону "О ветеранах" числилась задолженность в сумме 708 875 руб. 55 коп., после проведенной сверки расчетов уменьшенная Истцом до 690594 руб. 39 коп.
Сведения по всем гражданам, получившим льготу, предоставлялись в СПбГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий". Однако граждане, указанные в списках, являющихся приложением к исковому заявлению, не были признаны СПбГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" имеющими право на льготу.
Согласно статьям 72, 76 Конституции РФ, разделение полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области социальной защиты населения производится в соответствии с уровнем органа государственной власти, принявшего соответствующее решение. Более того, согласно постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" ответственность за невыполнение Федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена на региональные органы только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
На это обстоятельство указывает и Пленум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 22.06.2006 N 23 (пункт 18).
Расходы, понесенные оператором связи в связи реализацией льгот, предусмотренных Законом "О ветеранах", подлежат компенсации из федерального бюджета. Органы социальной защиты субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 осуществляют только перечисление денежных средств операторам связи в пределах выделенных из бюджета ассигнований. Соответственно, убытки, понесенные оператором связи, могут компенсироваться только из федерального бюджета.
Истцом неправомерно включены в цену иска суммы налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 143 НК РФ, налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных аудируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Кроме того, пунктом 1 статьи 146 НК РФ определены объекты налогообложения по НДС. Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В пункте 18 Постановления N 23 также разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) (далее - БК РФ) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.
Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела следует, что выделенные Российской Федерацией денежные средства на компенсацию льгот полностью израсходованы субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом на указанные цели.
Согласно представленному акту сверки расчетов, сумма убытков, включающая:
1. Льготников, подтвержденных документами (сведения о которых имеются либо отсутствуют в базе данных "Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий"):
- 54 381,55 руб.; сумма НДС - 8 295,49 руб.; сумма без НДС - 46 086,06 руб. (л.д. 129 т.1);
- 104 069,99 руб.; сумма НДС - 15 875,08 руб.; сумма без НДС - 88 194,91 руб. (л.д. и т. З);
- 322 845,57 руб.; сумма НДС - 49 247,63 руб.; сумма без НДС - 273 597,94 руб. (л.д. 144 т.1).
Всего: 407 878,91 руб.
2. Льготников, сведения о которых имеются в базе данных "Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий", проверка документов по которым не проводилась, но были выявлены дополнительно после проведения сверки:
- сумма с НДС: 85,0 руб.; сумма без НДС: 72,03 руб.; сумма НДС: 12,97 руб.;
- сумма с НДС: 840,0 руб.; сумма без НДС: 711,86 руб.; сумма НДС: 128,14 руб.;
- сумма с НДС: 840,0 руб.; сумма без НДС: 711,86 руб.; сумма НДС: 128,14 руб. Всего: 1 495,75 руб.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания за счет казны РФ 409 374 руб. 61 коп.
Руководствуясь статьями 9, 64-66, 71, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Северо-Западный Телеком" 409374руб. 61коп. убытков, в остальной части иска - отказать.
В иске к Комитету по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Х.Х. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. N А56-23630/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника