Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 21 ноября 2007 г. N А56-7878/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Захарова Б.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
ответчик - ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области,
Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
о признании недействительными ненормативных актов
при участии
от заявителя - Кокарева И.В. по доверенности от 13.02.2007 N 142
от ответчиков - Занько Ю.М. по доверенности от 11.04.2007 N 07-06/5847, Степановой Ю.С.
по доверенности от 16.02.2007 N 07-06/2228, Шумеевой С.К. по доверенности от 10.01.2007 N 07-06/174, от Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - представитель не явился (уведомлен),
установил:
Открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОАО "ОГК-6) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.12.2006 NN 13-158, 13-159, 13-160, 13-161, 13-162, 13-163, 13-164, 13-165, 13-166, 13-167иот 18.01.2007 N 13-06.
Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования.
В результате уточнения заявленных требований, поданного 29.10.2007, ОАО "ОГК-6" просит суд:
- признать недействительными пункты 2, 4 Решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 13-158, 13-159, 13-160, 13-161, 13-162, 13-163, 13-164, 13-165, 13-166, 13-167 от 14 декабря 2006 года;
- признать недействительными пункты 2, 3, 5 Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 13-06 от 18 января 2007 года;
- обязать Межрегиональную инспекцию ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4 произвести в установленном порядке зачет излишне уплаченного налога на прибыль в следующих размерах: за 2003 год 8 421 897 рублей - в федеральный бюджет, за 2004 год 6 335 917 рублей - в федеральный бюджет, за 2005 год 15 052 704 рублей - в федеральный бюджет, за 2006 год 5 115 141 рублей - в федеральный бюджет; произвести в установленном порядке зачет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2006 год: за январь 2006 года- 1 097 603 руб.; за февраль 2006 года-5 269 005 руб.; за март 2006 года-2 585 915 руб.; за апрель 2006 года - 5 297 301 руб.; за май 2006 года - 2 255 384 руб.
- обязать ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области произвести в установленном порядке зачет излишне уплаченного налога на прибыль за 2003 год -25 255 839 руб., в том числе 22 449 635 рублей - в региональный бюджет; 2 806 204 рублей - в местный бюджет; за 2004 год - 24 040 610 руб., в том числе 21 510 019 рублей - в региональный бюджет; 2 530 591 рублей - в местный бюджет; за 2005 год - 40 486 793 рублей - в региональный бюджет; за 2006 год - 13 771 532 рублей - в региональный бюджет.
Ответчик, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения спора, не направила в судебное заседание своего представителя, в представленном отзыве заявленные требования признала. Инспекция в отзыве указывает, что на Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) стоимостной небаланс образуется в результате ненадлежащего исполнения своей обязанности оператором рынка - ЗАО "ЦДР". Стоимостной небаланс полностью погашается в других периодах. П. 13 ст. 40 НК РФ и ст.ст. 271, 254 НК РФ обязывают заявителя определять выручку как тариф, умноженный на отпуск электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ, вне зависимости от возможности получения в дальнейшем соответствующей выручки.
Ответчиком, ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области проведены сверки расчетов, арифметически заявленные суммы подтверждены. Заявленные требования представитель ответчика не признал, отзыв не представил. В оспариваемых решениях указано на необходимость производить расчет налогооблагаемых баз по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость исходя из требований п. 13 ст. 40 НК РФ, то есть принимать за рыночную цену установленный для поставщика на ФОРЭМ тариф. Выручка в силу ст. 271 и 154 НК РФ должна определяться как тариф, умноженный на отпуск электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ, вне зависимости от возможности получения в дальнейшем соответствующей выручки.
Заявитель обосновывает свои требования к Ответчикам спецификой функционирования ФОРЭМ, обусловленного отсутствием прямого подключения покупателей к продавцам вызвано спецификой реализуемого товара и особыми условиями реализации. Оператором ФОРЭМ ведется только сводный учет количества и стоимости электроэнергии, отпущенной поставщиками ФОРЭМ через сети ЕЭС России покупателям ФОРЭМ, а также распределение между конкретными покупателями, определение схем платежей, а также определение стоимости электроэнергии, полученной покупателями от конкретных поставщиков. Стоимостное выражение реализованной Обществом электроэнергии (являющейся выручкой от реализации, подлежащей учету при определении налоговой базы) отражается в счетах-извещениях оператора ФОРЭМ. При этом на ФОРЭМ может образовываться отрицательный стоимостной баланс, что обусловлено превышением стоимости поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок над стоимостью поставки электрической энергий (мощности) с оптового рынка. В результате распределения меньшего стоимостного баланса выручка поставщика на ФОРЭМ будет меньше, чем установленный для него тариф, умноженный на отпуск электроэнергии на ФОРЭМ. При этом не возникает лица, обязанного перечислить Обществу сумму небаланса ФОРЭМ, так как все расчеты производятся полностью, и указанная сумма не может быть признана дебиторской задолженностью и налогооблагаемым доходом. Выручка для целей налогообложения налогом на прибыль и НДС должна определяться без учета сумм отрицательного стоимостного баланса ФОРЭМ.
Также заявителем указано, что с 28.04.2006 ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" поставлено на учет в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (Уведомление о постановке на налоговый учет от 28.04.2006), соответственно обязанность по зачету заявленных сумм в части федерального бюджета должна возлагаться на данный налоговый орган. Поскольку до настоящего времени такого решения принято не было, то указанное бездействие является незаконным, не соответствует ст. 78 НК РФ.
Как следует из материалов дела, 22 сентября 2006 года ОАО "Киришская ГРЭС", правопреемником которого является ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее по тексту также Общество, Заявитель), предоставлены в ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области (Инспекция):
- уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании которых Обществом уменьшен подлежащий уплате налог:
за январь 2006 года - 1 097 603 руб.; за февраль 2006 года - 5 269 005 руб.; за март 2006 года-2 585 915 руб.; за апрель 2006 года - 5 297 301 руб.; за май 2006 года - 2 255 384 руб.; за август 2006 года - 9 051 373 руб.;
- уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль, на основании которых Обществом уменьшен подлежащий уплате налог в следующих размерах (за указанные ниже налоговые периоды):
за 2003 год - 33 677 736 рублей;
за 2004 год - 30 376 527 рублей;
за 2005 год - 55 539 497 рублей;
за первое полугодие 2006 года - 18 886 673 рублей.
Кроме того, 4 октября 2006 года в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области были представлены заявление о зачете излишне уплаченного налога на прибыль от 28.09.2006 N 19-6488 и заявление о зачете излишне уплаченного налога на добавленную стоимость от 18.10.2006 04-101/303.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области проведены камеральные налоговые проверки направленных ОАО "Киришская ГРЭС" уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за январь-май (включительно), август 2006 года, а также по налогу на прибыль за 2003-2005 гг. (включительно), за первое полугодие 2006 года.
По результатам проведения указанных налоговых проверок Инспекцией были вынесены решения об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 14 декабря 2006 года N 13-158, 13-159, 13-160, 13-161, 13-162, 13-163, 13-164, 13-165, 13-166, 13-167, которыми налоговый орган, в частности:
- "уменьшил исчисленный в завышенном размере налог на добавленную стоимость к возмещению (уменьшению)" (пункт 2 решений) в следующих размерах:
за январь 2006 года - 1 097 603 руб.; за февраль 2006 года - 5 269 005 руб.; за март 2006 года - 2 585 915 руб.; за апрель 2006 года - 5 297 301 руб.; за май 2006 года - 2 255 384 руб.; за август 2006 года - 9 051 373 руб.;
- начислил суммы налога на прибыль, неправомерно уменьшенного Обществом, в следующих размерах:
за 2003 год - 33 677 736 рублей;
за 2004 год-30 376 527 рублей;
за 2005 год - 55 539 497 рублей;
за первое полугодие 2006 года - 18 886 673 рублей.
Также 30 октября 2006 года ОАО "ОГК-6" была подана налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2006 года, в которой Обществом выведен убыток в размере 120 996 385 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка направленной налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года.
По результатам проведения указанной камеральной налоговой проверки налоговым органом было вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 13-06 от 18 января 2007 года, которым Инспекцией, в частности, уменьшен выведенный Обществом убыток за 9 месяцев 2006 года на 120 996 385 рублей.
Не согласившись с принятыми Инспекцией решениями, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Также судом установлено, что 17 марта 2005 года в рамках государственной программы реформирования электроэнергетики в РФ было создано ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (Свидетельство о государственной регистрации серия 61 N 003052018 от 17.03.2005, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 61 N 002566401 от 17.03.2005).
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров от 17.03.2006 ОА "Киришская ГРЭС" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии".
15.08.2006 ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" поставлено на учет в ИФНС РФ по Киришскому району Ленинградской области по месту нахождения обособленного подразделения (Уведомление о постановке на налоговый учет 15.08.2006).
29.09.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Киришская ГРЭС" путем реорганизации в форме присоединения (Свидетельство о прекращении деятельности юридического лица серия 61 N 005187159 от 29.09.2006).
28.04.2006 ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" поставлено на учет в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (Уведомление о постановке на налоговый учет от 28.04.2006).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 14.04.1935 N 41-ФЗ) федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" установлено, что электрическая энергия, вырабатываемая электростанциями Российского акционерного общества "Единая энергетическая сеть России", акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных энергоснабжающих организаций, атомными электростанциями и иными производителями электрической энергии (мощности) независимо от их организационно-правовых форм, должна поставляться на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) на принципах конкуренции.
Согласно пункту 5 Основных принципов функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 793 (далее - Основные принципы), организатором функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является Российское акционерное общество "ЕЭС России".
Оператором-диспетчером процесса производства и передачи электрической энергии (мощности) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) является Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России, которое действует на основании договора с РАО "ЕЭС России" -организатором оптового рынка (пункт 6 Основных принципов).
Поставка электрической энергии (мощности) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и получение ее с указанного оптового рынка осуществляются на основании договоров субъектов оптового рынка с Российским акционерным обществом "ЕЭС России" или уполномоченной им организацией, заключенных в установленном порядке (пункт 8 Основных принципов).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ на Основании пунктов 10 и 11 указанных Основных принципов Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации осуществляет государственное регулирование на ФОРЭМ, устанавливает тарифы на поставку электрической энергии (мощности) на указанный рынок и на отпуск ее, финансовые расчеты на ФОРЭМ осуществляются на основании заключенных договоров исходя из установленных ФЭК России тарифов на электрическую энергию (мощность) и размеров абонентской платы за оказываемые услуги.
В пункте 11 Основных принципов определено, что финансовые расчеты на ФОРЭМ осуществляются на основании заключенных договоров, исходя из устанавливаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации тарифов на электрическую энергию (мощность) и размеров абонентской платы за оказываемые услуги.
Как следует из материалов дела, Общество (Поставщик) осуществляло поставку электроэнергии на ФОРЭМ на основании стандартных четырехсторонних договоров с покупателями электроэнергии, оператором ФОРЭМ - Закрытым акционерным обществом "Центр финансовых расчетов" (Оператор), некоммерческим партнерством "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (Администратор).
В соответствии с условиями договора на покупателей возлагается обязанность по приему электрической энергии и мощности из сетей ЕЭС России и оплате их стоимости, Оператор оказывает Поставщику и Покупателю комплексную услугу по расчету требований и обязательств и проведению финансовых расчетов между участниками оптового рынка, Администратор оказывает Поставщику и Покупателю комплексную услугу по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности).
Электрическая энергия является специфическим товаром. Поставщики поставляют электроэнергию не конкретному покупателю, а в сеть ЕЭС России. Покупатели получают указанную электроэнергию не от определенного поставщика, а непосредственно из сетей ЕЭС России. При таких условиях невозможно определить, у какого конкретного поставщика была приобретена электроэнергия.
Ввиду специфики товара Поставщик осуществляет оперативный и коммерческий учет поставленных в электрические сети ЕЭС России электрической энергии и мощности на основании показании автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) или показаний приборов коммерческого учета электроэнергии в точках учета при отсутствии АСКУЭ. Данные коммерческого учета фиксируются в Сводных актах первичного учета.
Администратор в соответствии с условиями стандартного договора рассчитывает договорный и фактический объем и стоимость электрической энергии и мощности, переданных Поставщиком в сети ЕЭС России и полученных Покупателем из сетей ЕЭС России для целей формирования плановой и фактической схема платежей. Также Оператор производит распределение плановик и фактических платежей, в связи с чем рассылает Поставщику и Покупателю соответственно счета-извещения и счета-требования, которые являются основанием для выставления Поставщиком Покупателю счетов и счетов-фактур для осуществления платежей за получение по договору электрической энергии и мощности.
Фактический объем электрической энергии и мощности, переданных Поставщиком и полученных Покупателем по договору в расчетном периоде, и их стоимость, определенные результате формирования фактической схемы платежей, сообщаются Поставщику и Покупателю в фактических счетах-извещениях и счетах-требованиях не позднее 17 числа месяца, следующего за расчетным.
При общей несбалансированности оптового рынка распределение платежей производит Оператор с учетом рассчитанного Администратором стоимостного небаланса оптового рынка с возмещением выпадающих доходов в последующих периодах.
Таким образом, до получения счета-извещения у Поставщика отсутствует возможность определить лицо, приобретающее электрическую энергию, а также стоимостное определение поставленных объемов электрической энергии в расчетный период (календарный месяц).
При этом подлежит отклонению довод о том Инспекции, что возникновение тарифного небаланса вызвано ненадлежащим исполнения своей обязанности оператором рынка - ЗАО "ЦДР". Факт образования тарифного небаланса закреплен нормативно - в п. 3 "Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ". То есть возникновение тарифного небаланса обусловлено объективными причинами, такими как появление новых поставщиков и покупателей, превышение заявленных объемов над плановыми и т.п., а не действия оператора рынка, которым производится лишь сводный расчет.
В статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что реализации товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказана обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В силу пункта 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
При этом нельзя согласиться с доводами о том, что установленный для поставщика -ФОРЭМ тариф является рыночной ценой. Как следует из п. 1 ст. 40 НК РФ и п. 1 ст. 424 ГК РФ цена устанавливается соглашением сторон, что предполагает равенство цены у покупателя и его поставщика. На рынке ФОРЭМ для поставщика установлен один тариф, а для покупателя совершенно другой. То есть тариф не может быть признан рыночной ценой, ввиду его несовпадения у поставщика и покупателя.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, под которой признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
В силу ст. 271 НК РФ, при применении налогоплательщиком метода начисления, доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
По смыслу ст. 271 НК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 249 НК РФ при применении метода начисления доходы признаются для целей налогообложения после возникновения у налогоплательщика права требования к получателю товаров (работ, услуг) в размере выручки, подлежащей поступлению налогоплательщику в непосредственной связи с реализацией товаров (работ, услуг).
При рассмотрении дела налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих наличие у Общества права требовать у конкретных покупателей электроэнергии ее оплаты по тарифу, установленному для поставщика. Также в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Общество в проверяемом отчетном периоде получило компенсацию непокрытого убытка от реализации электроэнергии по ценам ниже отпускной либо у Общества имелись дебиторы, не погасившие свою задолженность.
Оператор распределяет объемы денежных средств, поступающих от покупателей за реализованную электроэнергию, по поставщикам, у себя денежные средства не аккумулирует, финансовым органом не является, а организует расчет и поступление денежных средств от покупателей, поэтому объем поступающей поставщику выручки ограничен ценой, установленной для покупателей.
В стандартных договорах предусмотрена возможность компенсации непокрытого убытка от реализации по ценам ниже отпускной. Однако эта компенсация при указанных обстоятельствах возможна лишь за счет перераспределения средств, получаемых от покупателей. В случае поступления компенсации она подлежит включению в налогооблагаемую базу соответствующего отчетного и налогового периода. Поскольку право требовать уплаты средств с целью восполнения стоимостного небаланса возникает у налогоплательщика только после принятия уполномоченным государственным органом решения о корректировке тарифов, и притом в форме оплаты электроэнергии (мощности) за последующие периоды, оснований считать сумму небаланса частью выручки от реализации электроэнергии за предыдущие периоды не имеется.
Следовательно, подлежат отклонению доводы налоговых органов о том, что в соответствии со ст. 271 НК РФ в целях налогообложения Общество должно учитывать доходы от реализации в том отчетном периоде, когда она произведена и отгружена на ФОРЭМ по тарифам, установленным для поставщика и действующим в этом отчетном периоде.
Суд считает, что поскольку нет лица, обязанного перечислить Обществу сумму небаланса ФОРЭМ, указанная сумма не может быть признана дебиторской задолженностью и налогооблагаемым доходом.
Из материалов дела следует, что в уточненной декларации по налогу на прибыль за 2003 год ОАО "Киришкая ГРЭС" отразило уменьшение доходов от реализации (электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ) на 140 364 958 руб., что соответствует размеру полученного в 2003 году отрицательного стоимостного баланса ФОРЭМ. В уточненной декларации за 2004 год ОАО "Киришкая ГРЭС" отразило уменьшение доходов от реализации на 126 718 336 руб., что соответствует размеру полученного в 2004 году отрицательного стоимостного баланса ФОРЭМ. В уточненной декларации за 2005 год ОАО "Киришкая ГРЭС" отразило уменьшение доходов от реализации на 231 580 054 руб., что соответствует размеру полученного в 2005 году отрицательного стоимостного баланса ФОРЭМ. В уточненной декларации за 6 месяцев 2006 года ОАО "Киришкая ГРЭС" отразило уменьшение доходов от реализации на 78 694 471 руб., что соответствует размеру полученного в 1 полугодии 2006 года отрицательного стоимостного баланса ФОРЭМ, В налоговой, декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2006 года отразило уменьшение доходов реализации на 78 694 471 руб., что соответствует размеру полученного в 1 полугодии 2006 года отрицательного стоимостного баланса ФОРЭМ.
Данные о размере отрицательного стоимостного небаланса ФОРЭМ подтверждены актом сверки с ИФНС РФ по Киришскому району Ленинградской области от 15.08.2007.
В результате налог на прибыль был уменьшен:
- за 2003 год на 33 687 590 руб.;
- за 2004 год на 30 412 401 руб.;
- за 2005 год на 55 496 704 руб.;
- за отчетный период 6 месяцев 2006 года на 18 886 673 руб.;
- за отчетный период 9 месяцев 2006 года на 29 039 132.
Таким образом, Общество правомерно исключило из состава доходов от реализации электрической энергии через оптовый рынок электрической энергии и мощности отрицательный стоимостной небаланс ФОРЭМ и правомерно уменьшило на указанные суммы налог на прибыль за соответствующие налоговые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 153 Налогового Кодекса Российской Федерации),
В силу статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6-11 настоящей статьи, является;
1)для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложении момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуд определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, в уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость Общество уменьшило по сравнению с первоначальной налоговой декларацией налоговую базу по налогу путем уменьшения выручки от реализации на сумму отрицательного небаланса ФОРЭМ. При этом вошедшая в налоговую базу сумма выручки соответствует по данным счетов-извещений и соответствует стоимости электрической энергии и мощности, распределенной Оператором по конкретным покупателям с учетом установленных тарифов. Сумма, на которую налогоплательщик уменьшал налоговую базу в уточненной декларации по НДС, указана в счете-извещении по строке "нед. по бал. и тар. ФЭК" (стоимостной небаланс оптового рынка).
Налоговым органом не представлено сведений о наличии дебиторской задолженности перед Обществом в размере, соответствующем отрицательному стоимостному небалансу оптового рынка. Налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих объемы реализации, относящиеся к уменьшению налогоплательщиком выручки по уточненной налоговой декларации.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Общество в проверяемый налоговый период получило предусмотренное стандартным договором возмещение стоимостного небаланса оптового рынка в виде компенсации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Киришкая ГРЭС" произвело в уточненных налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость уменьшение размера выручки от реализации электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ на размер отрицательного стоимостного баланса за январь 2006 года на 6 097 794 руб., за февраль 2006 года - 29 272 248 руб., за март 2006 года - 14 366 194 руб., за апрель 2006 года - 29 429 448 руб., за май 2006 года - 12 529 912 руб., за август 2006 года - 50 285 410 руб., что соответствует размеру полученного в соответствующих месяцах 2006 года отрицательного стоимостного баланса ФОРЭМ.
Данные о размере отрицательного стоимостного небаланса ФОРЭМ подтверждены актом сверки с ИФНС РФ по Киришскому району Ленинградской области от 15.08.2007.
В результате налог на добавленную стоимость был уменьшен:
- за январь 2006 года - 1 097 603 руб.;
- за февраль 2006 года - 5 269 005 руб.;
- за март 2006 года - 2 585 915 руб.;
- за апрель 2006 года - 5 297 301 руб.;
- за май 2006 года - 2 255 384 руб.;
- за август 2006 года - 9 051 373 руб.
Таким образом, Общество правомерно исключило из состава выручки от реализации электрической энергии через оптовый рынок электрической энергии и мощности отрицательный стоимостной небаланс ФОРЭМ и уменьшило свои налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость.
Поскольку судом установлена правомерность действий Заявителя по исключению из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и НДС сумм отрицательный стоимостной небаланс ФОРЭМ, подлежат удовлетворению и его требования о признании недействительными оспариваемых ненормативных актов.
Заявителем 4 октября 2006 года в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области были представлены заявление о зачете излишне уплаченного налога- на прибыль от 28.09.2006 N 19-6488 и заявление о зачете излишне уплаченного налога на добавленную стоимость от 18.10.2006 04-101/303.
Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ суммы налогов, излишне уплаченные до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 и п. 6 ст. 78 НК РФ зачет производится на основании специального решения, которое выносится налоговым органом в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 срок на зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный ст.78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.
Решения по результатам камеральных проверок приняты 14.12,2006.
Также с 28.04.2006 ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (к которому было присоединено ОАО "Киришская ГРЭС") поставлено на учет в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (Уведомление о постановке на налоговый учет от 28.04.2006).
В результате, как следует из пояснений, данных ответчиками, налоговое администрирование в части федерального бюджета стало производиться Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, а в части регионального бюджета - ИФНС РФ по Киришскому району Ленинградской области.
Согласно п. 1 и п. 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит по заявлению налогоплательщика зачету в счет предстоящих платежей данного налогоплательщика по этому или иным налогам, направлению на погашение недоимки либо возврату. Такое заявление налогоплательщиком может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Каких-либо условий о необходимости повторной подачи заявлений о зачете (возврате) в связи с реорганизацией либо постановкой на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика Налоговым кодексом РФ не установлено.
На момент рассмотрения спора какого-либо решения о зачете (отказе в зачете) налоговыми органами принято не было.
Следовательно, в установленный ст. 78 НК РФ срок для принятия решения о зачете (отказе в зачете) налоговым органами принято не было.
Решения, согласно которым заявленные суммы налогов к уменьшению были налоговым органом начислены, признаны судом недействительными.
Поскольку налог на прибыль и налог на добавленную стоимость были полность. уплачены по первоначальным декларациям, а затем уменьшены по уточненным, то образовалась сумма излишне уплаченного налога, которая подлежала зачету.
В связи с чем, требования Заявителя об обязании налоговых органов произвести зачет излишне уплаченных налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, с учетом особенностей налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать недействительными пункты 2, 4 Решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 13-158, 13-159, 13-160, 13-161,13-162, 13-163, 13-164, 13-165,13-166, 13-167 от 14 декабря 2006 года.
Признать недействительными пункты 2, 3, 5 Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 13-06 от 18 января 2007 года.
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 произвести в установленном порядке зачет излишне уплаченного налога на прибыль в следующих размерах:
- за 2003 год 8 421 897 рублей - в федеральный бюджет,
- за 2004 год 6 335 917 рублей - в федеральный бюджет,
- за 2005 год 15 052 704 рублей - в федеральный бюджет,
- за 2006 год 5 115 141 рублей - в федеральный бюджет;
произвести в установленном порядке зачет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2006 год:
- за январь 2006 года - 1 097 603 руб.;
- за февраль 2006 года - 5 269 005 руб.;
- за март 2006 года - 2 585 915 руб.;
- за апрель 2006 года - 5 297 301 руб.;
- за май 2006 года- 2 255 384 руб.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области произвести в установленном порядке зачет излишне уплаченного налога на прибыль в следующих размерах:
- за 2003 год - 25 255 839 руб., в том числе 22 449 635 рублей - в региональный бюджет; 2 806 204 рублей - в местный бюджет;
- за 2004 год - 24 040 610 руб., в том числе 21 510 019 рублей - в региональный бюджет; 2 530 591 рублей - в местный бюджет;
- за 2005 год - 40 486 793 рублей - в региональный бюджет;
- за 2006 год - 13 771 532 рублей - в региональный бюджет.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области в пользу заявителя 122 000 рублей государственной пошлины.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в пользу заявителя 100 000 рублей государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Захаров В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 ноября 2007 г. N А56-7878/2007
Текст решение предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника