Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 2 октября 2007 г. N А56-16219/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 02 октября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Стрельчук У.В.,
при ведении протокола судебного заседания Турышевой Д.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Форест"
заинтересованное лицо Балтийская таможня
третье лицо
об оспаривании постановления
при участии
от истца (заявителя) представители Царев В.В. доверенность от 01.09.07; Гущин С.В.
доверенность от 01.09.07
от ответчика представители - представитель Сенюшина А.О. доверенность от 19.09.07 N 04-19/789
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форест" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня, ответчик) от 25.05.2007 по делу об административном правонарушении N 10216000-927/2007 (далее - Постановление), ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования. Представитель ответчика против требований общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Общество как получатель и декларант на основании поданной в таможню грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10216080/260506/00056612 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - мастика для фасадных работ уплотнительная.
Для таможенного оформления товара общество представило комплект документов, в том числе нотариально заверенную копию санитарно-эпидемиологического заключения от 17.05.2004 N 78.02.03.240.П.002084.05.04 (далее - СЭЗ), бланк N 0987253, выданного 17.05.2004 Главным государственным санитарным врачом по Северо-Западному региону на транспорте (получатель заключения - USINE DE RONQUEROLLES), подтверждающего соответствие товара "мастика для фасадных работ уплотнительная" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Данное заключение указано декларантом в графе 44 ГТД.
В ходе таможенного контроля таможней было получено Письмо Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу N 78-00-01/45-2841-07 от 17.04.2007, в котором сообщалось, что СЭЗ от 17.05.2004 на бланке N 0987253 было выдано другой компании ("TEWE Bauchemiegesellschaft mbH Betrieb; A+B", Германия) на другой товар ("термопластический материал для нанесения дорожной разметки "NILAPLAST-AKR 16/IIIR, NILAPLAST-SpK 22/mR"). Указанное СЭЗ компании "USINE DE RONQUEROLLES" (Франция) не выдавалось. Также была получена информация от нотариуса Романенко Н.М. о том, что копия СЭЗ от 17.05.2004 ею не удостоверялась.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней в отношении общества дела об административном правонарушении N 10216000-927/2007 по признакам деяния, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и проведения административного расследования (определение от 10.05.2007).
По итогам проведенного административного расследования таможней 21.05.2007 был составлен протокол об административном правонарушении N 10216000-927/2007, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое Постановление.
Согласно Постановлению таможни от 25.05.2007 действия общества квалифицированы как представление при декларировании товара недействительного документа, послужившего основанием для неприменения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ). Обществу назначено административное наказание в виде 300000 руб. (3000 МРОТ) штрафа.
Суд находит оспариваемое постановление подлежащим признанию незаконным и отмене по следующим основаниям:
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения образует заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ).
Под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к статье 16.1 КоАП РФ).
Несоответствии со статьей 158 ТК РФ участники таможенных правоотношений обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внещнетортовой деятельности вне зависимости от заявленного таможенного режима.
В пункте 2 статьи 131 ТК РФ указано, что при декларировании товаров (наряду с другими документами) представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 52-ФЗ продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Указанная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
Как следует из материалов дела, общество ввезло товар для его использования в строительстве, следовательно, оно было обязано в силу прямого указания закона представить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. В этой связи ссылка общества на отсутствие надлежащей регистрации документов Роспотребнадзора и ФТС России судом отклоняется.
В то же время таможней не учтено следующее:
Таможней в основу вывода о виновности общества в совершении вмененного ему административного правонарушения была положена информация Роспотребнадзора о том, что СЭЗ с конкретными реквизитами выдавалось другой фирме на другой товар. Вместе с тем 18.06.2007 в 79 отдел милиции Центрального района Санкт-Петербурга с сообщением о совершенном в отношении общества преступлении - мошенничестве - обратился его генеральный директор. По итогам рассмотрения указанного сообщения И.о. прокурора Центрального района Санкт-Петербурга 24.08.2007 вынесено постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела N 561280 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.159 УК РФ. 14.09.2007 общество было признано потерпевшим по данному уголовному делу, а его генеральный директор допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя потерпевшего, о чем старшим следователем СУ при УВД Центрального района Санкт-Петербурга вынесены соответствующие постановления.
При обращении в правоохранительные органы заявитель в установленном порядке был предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. При указанных обстоятельствах у суда не имеется оснований не доверять его утверждениям о том, что в отношении общества были совершены противоправные действия, результатом которых стало представление таможне недействительных (поддельных) документов.
Суд считает, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. З ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а именно, совершены все необходимые действия для получения СЭЗ. До возбуждения дела об административном правонарушении заявитель не знал о поддельности СЭЗ, в связи с чем в его действиях отсутствует вина как обязательный элемент состава административного правонарушения.
Таким образом, суд считает, что таможенный орган не доказал наличия в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оспариваемое Постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить полностью Постановление Балтийской таможни от 25.05.2007 по делу об административном правонарушении N 10216000-927/2007, вынесенное в отношении ООО "Форест".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
У.В. Стрельчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 2 октября 2007 г. N А56-16219/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника