Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25 мая 2007 г. N А56-6803/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Бурденкова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой З.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
ЗАО "Петербургрегионгаз"
к Комитету финансов Ленинградской области
МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области
Министерству финансов РФ
третьи лица - 1. Комитет по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области,
2. Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области,
о взыскании 76 235 руб. 80 коп.
при участии
от истца - Статеева И.Р., дов. N 102-2007 от 01.01.07
от Комитета финансов - не явился
от МО Сосновоборский городской округ ЛО - Архип Т.В., дов. N 1 от 11.01.07
от Министерства финансов - Степанов А.В., дов. от 09.01.07
от Комитета по ТЭК и ЖКХ - не явился
от Комитета социальной защиты - Горшкова Т.В., дов. N 26/1/1 от 10.01.07
от Комитета по труду - не явился
установил:
ЗАО "Петербургрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету финансов Ленинградской области о взыскании 76 235 руб. 80 коп. убытков, возникших в результате невозмещения ответчиком за счет казны РФ расходов истца на предоставление льгот гражданам, проживающим на территории МО "Город Сосновый Бор", при оплате услуг газоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.99.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований о предмете спора привлечены Комитет по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области. Управление социальной защиты населения МО "Город Сосновый Бор", МО "Город Сосновый Бор".
Определением суда от 06.12.06 МО "Город Сосновый Бор" заменено в порядке ст. 48 АПК РФ на МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
Также определением от 06.12.06 Управление социальной защиты населения МО "Город Сосновый Бор" заменено в порядке ст. 48 АПК РФ на Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области исключено из числа третьих лиц по делу и привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено также Министерство финансов РФ.
Определением от 21.02.07 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация, а также в качестве третьего лица без самостоятельных требований о предмете спора - Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Ответчики иск не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Комитета финансов, Комитета по труду, Комитета по социальным вопросам не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается без участия неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд установил:
Как следует из материалов дела, 13.04.04 между ЗАО "Петербургрегионгаз" (далее - Общество) и Управлением по социальной защите МО "Город Сосновый Бор" (далее - Управление) заключен договор N 2-38-2004/04/04.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора ЗАО "Петербургрегионгаз" приняло на себя обязательства предоставлять гражданам -ветеранам, проживающим на территории МО "Город Сосновый Бор" льготы по оплате услуг по газоснабжению на основании настоящего договора и в соответствии с положениями Федерального Закона N 5-ФЗ от 12.01.95 "О ветеранах", а Управление обязалось возмещать расходы истца в пределах полученных на эти цели средств.
Как следует из акта сверки (т. 2, л.д. 53), подписанным между ЗАО "Петербургрегионгаз", МО "Сосновоборский район Ленинградской области и Комитетом социальной защиты населения МО "Город Сосновый Бор", с учетом частичной оплаты понесенных истцом расходов по предоставлению льгот у ЗАО "Петербургрегионгаз" имеется остаток невозмещенных льгот в размере 76 235 руб. 80 коп. за период с апреля по декабрь 2004г.
Неполное возмещение расходов по предоставлению льгот явилось основанием обращения ЗАО "Петербургрегионгаз" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив и оценив материалы дела, доводы истца и ответчиков, третьего лица, суд пришел к следующим выводам.
В силу п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ст. 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 названной нормы предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Таким образом, источником финансирования льгот по закону является федеральный бюджет.
Порядок возмещения субъектам Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством Российской Федерации не определен.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу п. 4 ст. 130, ст.ст. 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В силу ч.2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в настоящем деле возмещение убытков ЗАО "Петербургрегионгаз", связанных с предоставлением льгот установленных Законом Российской Федерации от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" относится за счет казны Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ч. 1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств, подтверждающих оказание услуг льготным категориям граждан в размере возникшей задолженности, истцом в материалы дела не представлено
В силу ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В представленных ЗАО "Петербургрегионгаз" списках - реестрах граждан в отношении части лиц отсутствуют сведения о фамилиях, именах и отчествах льготников (полностью), адресах их регистрации, номере удостоверения, на основании которого предоставлена льгота, периоде времени, за который предоставлена льгота.
Истцом не представлены подлинники надлежащие копии платежных документов, к числу которых относятся квитанции, подтверждающие начисление стоимости услуг и их оплату по льготной цене.
Определением от 21.02.07 года суд предложил ЗАО "Петербургрегионгаз" представить вышеуказанные документы.
Таким образом, истцом не представлены доказательства, подтверждающие объем оказанных- услуг в соответствии установленными тарифами на эти услуги, сумма убытков подлежащих компенсации и достоверные сведения о количестве и категориях льготников, а также доказательств обоснованности отнесения лиц, которым предоставлена льгота к льготной категории граждан.
На основании изложенного,
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Бурденков Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 мая 2007 г. N А56-6803/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника