Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 20 июня 2007 г. N А56-13183/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 ноября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Боровлева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Холодовой Е.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ЗАО "Проект-Сервис",
ответчик - Выборгская таможня,
о признании незаконным постановления таможни,
при участии
от заявителя - Кулеба А.П., доверенность от 24.01.2007 N б/н,
от ответчика - Волынский Н.Г., доверенность от 09.01.2007 N 05-01/57,
установил:
Закрытое акционерное общество "Проект-Сервис" (далее - общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня) от 24.04.2007 по делу об административном правонарушении N 10206000-563/2007.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель таможни просил отказать в удовлетворении заявленного требования по мотивам, изложенным в отзыве.
Из материалов дела и доводов представителей сторон судом установлены следующие обстоятельства.
Общество осуществляло международную перевозку из Финляндии автомобильным транспортом - автомашина "Рено" государственный регистрационный номер А 542 ХК 98. с полуприцепом государственный регистрационный номер АТ4653 78 за пломбами финских таможенных органов N НЕ 997540 в адрес ООО "Фарго К".
Согласно товаросопроводительным документам, предъявленным таможенному органу перевозка осуществлялась по книжке МДП N ХС 54018281, товарно-транспортная накладная (CMR) от 14.04.2007 N 170407/542/2, счет-фактура (инвойс) и упаковочный лист от 16.04.2007 N 4507.
В соответствии с предъявленными транспортными и коммерческими документами перемещался товар - деревянный слоено-клееный брус в количестве 5 мест, общим весом брутто 1 8800 кг, стоимость товара 11468 Евро.
При проведении таможенного досмотра установлено, что фактически перемещаемый в указанном транспортном средстве товар по наименованию и количеству мест соответствует сведениям, указанным в представленных товаросопроводительных документах. Ввиду крупногабаритное_ товара и отсутствием на СВХ ЗАО Ростэк-Выборг специальной погрузочно-разгрузочной техники произвести фактическое взвешивание товара не представлялось возможным. Согласно весовой квитанции УГАНД по ЛО N 203 от 18.04.2007 вес груженого транспортного средства при въезде в РФ составил 35957 кг. а согласно весовой квитанции УГАНД по ЛО N 65 от 15.04.2007 вес порожнего транспортного средства при выезде из РФ составил 14382 кг, соответственно вес товара составил 21572 кг, что на 2772 кг больше заявленного в товароспроводительных документах. Фактическое количество перемещаемого товара составляет 5 мест.
По факту сообщения обществом таможенному органу недостоверных сведений о весе товара при прибытии на таможенную территорию РФ, 19.04.2007 таможней был составлен протокол об административном правонарушении N 10206000-563/2007, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Постановлением от 24.04.2007 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, е назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 МРОТ, что составляет 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 73 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: о государственной регистрации транспортного средства; наименование и адрес перевозчика, отправителя и получателя товаров, наименование страны отправления и страны назначения товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров в кубических метрах, за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте и дате составления международно-товаротранспортной накладной (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из объяснений водителя общества Новикова И.Г., перевозившего указанный груз, следует, что на складе фирмы-экспедитора в городе Алоярви (Финляндия) была осуществлена загрузка полуприцепа товаром в присутствии водителя, который пересчитал количество мест загружаемого товара, который представлял собой пять упаковок деревянного бруса.
Проверить вес товара не представлялось возможным. Оформление товаросопроводительных документов и таможенное оформление груза производилось на терминале и в таможне Финляндии. Оформленные документы водитель получил от сотрудника финской таможни, которые и опломбировали полуприцеп с товаром финской таможенной пломбой N НЕ 997540, о чем были сделаны отметки в товаросопроводительных документах.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются международными договорами, участником которых является Российская Федерация. При этом в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года (далее - КДПГ) при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 а) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает.
В силу пункта 3 указанной статьи отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
В соответствии со статьей 39 таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушения названной Конвенции владельцем книжки МДП, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста.
Под выражением "ошибки, допущенные по небрежности" следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае.
Таможенным органом не представлены доказательств того, что при принятии товара к перевозке общество было уведомлено о превышении веса товара, или имело возможность проверить вес груза.
В сложившейся ситуации, когда фактическое количество грузовых мест не превышало количество, указанное в товаросопроводительных документах, проверка перевозчиком веса товара выходит за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, а следовательно, сообщение обществом таможенному органу недостоверной информации о весе товара не обусловлено ошибками, допущенными по небрежности.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, у заявителя отсутствовала возможность проверить сведения о весе товара, а у таможенного органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к административной ответственности, оспариваемое решение не соответствует закону и полежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Выборгской таможни от 24.04.2007 по делу об административном правонарушении N 10206000-563/2007, вынесенное по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в отношении закрытого акционерного общества "Проект-Сервис".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба а Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Д.Ю. Боровлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2007 г. N А56-13183/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника