Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 7 марта 2007 г. N А56-1834/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2007 г.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Соколова Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области
заинтересованное лицо Судебный пристав - исполнитель Сланцевского районного отдела Судебных приставов УФССП по Ленинградской области А.Н. Марков
третье лицо 1) Сельскохозяйственный производственный кооператив "СТАРОПОЛЬСКИЙ",
2) Конкурсный управляющий Ковалев С.А.,
3) Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по Ленинградской области об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя
от заявителя - Дмитриев Ю.Г., доверенность от 18.01.07 N 115, от заинтересованного лица - не явился, извещен, от третьих лиц - 1) не явился, извещен,
2) не явился, извещен,
3) Напримеров В.П., доверенность от 26.12.06 N 84
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Сланцевского районного отдела судебных приставов УФССП по Ленинградской области Маркова А.Н., выразившиеся в отказе возбуждения исполнительного производства и возвращении постановления Управления от 25.08.06 N 191 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации.
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Ленинградской области возражал против удовлетворения заявленных требований согласно отзыву.
В соответствии со статьями 156, 215 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных судебного пристава-исполнителя, конкурсного управляющего Ковалева С.А. и представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "СТАРОПОЛЬСКИЙ" (далее - СПК "СТАРОПОЛЬСКИЙ").
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил 26.06.06 Управление направило в адрес СПК "СТАРОПОЛЬСКИЙ" требование N 545, по которому страхователю предложено в добровольном порядке уплатить задолженность по уплате пени в сумме 18 руб. 62 коп., начисленные на недоимку по страховым взносам за 2004 год.
Поскольку СПК "СТАРОПОЛЬСКИЙ" не уплатил задолженность но пени в добровольном порядке в установленный срок, 25.08.2006 Управление вынесло постановление N 191 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации.
25.08.06 Управление направило постановление N 191 судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.
01.09.06 судебный пристав-исполнитель возвратил исполнительный документ (постановление судебного пристава-исполнителя от 01.09.06 N 10787/680/7/2006) ссылаясь, на то, что организация находится в процедуре банкротства и в соответствии с действующим законодательством принудительное исполнение в данном случае службой судебных приставов не производится.
Постановление N 191 получено Управлением 05.09.06 и повторно направлено в Сланцевский районный отдел службы судебных приставов 07.12.06.
18.12.06 судебный пристав-исполнитель повторно возвратил Управлению постановление N 191.
Управление, считая действия судебного пристава-исполнителя незаконными, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 25 и 25.1 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц -пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке.
Пунктом 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней исполняется в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27873/02 СПК "СТАРОПОЛЬСКИЙ" признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий - Ковалев С.А.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "В силу пункта 2 и 4 статьи 5" следует читать "В силу пункта 2 и 3 статьи 5"
В силу пункта 2 и 4 статьи 5 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами, которые не являются органами принудительного исполнения.
Федеральный закон 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) регулирует порядок исполнения исполнительных документов в отношении должников, находящихся в стадии банкротства.
Согласно абзацу пятому статьи 2 Закона N 127-ФЗ обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с абз. 6 и 7 п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Следовательно, с момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства судебные приставы-исполнители не обладают полномочиями по исполнению исполнительных документов в отношении должника-банкрота.
Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение службой судебных приставов решений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в стадии конкурсного производства. Закон N 127-ФЗ не устанавливает.
Требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в порядке установленном статьей 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации (п. 15 Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 25).
При таких обстоятельствах, действия судебного пристава исполнителя по возвращению исполнительного документа являются законными и обоснованными и у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
П.Г. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 7 марта 2007 г. N А56-1834/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника