Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 марта 2008 г. N А56-53174/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Никитушевой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семеновой И.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Санкт-Петербургское Государственное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 16" заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб) о признании недействительным Представления от 14.11.2007 N 72-04-45/2348
при участии
от заявителя:
главный врач Шапкайц В.А., паспорт 40 02 160138 от 05.04.2002 г. 16 о/м Василеостровского района Санкт-Петербурга представитель Балло А.А., доверенность N 45 от 01.02.2008 г.
от заинтересованного лица:
старший государственный таможенный инспектор Усенко О.И., доверенность б/н от 11.01.2008 г.
установил:
Санкт-Петербургское Государственное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 16" (далее Учреждение) просит признать недействительным Представление N 72-04-45/2348 от 14.11.2007 г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Санкт-Петербурга (далее Управление). Учреждение полагает, что оспариваемое Представление не соответствует действующему законодательству, поскольку Управление не проводило проверку Учреждения и у него не имелось законных оснований для направления Представления Учреждению. Учреждение также полагает, что дополнительные выплаты врачу-лаборанту медицинскому регистратору и санитарке производились в соответствии с действующим законодательством и эти выплаты не являются нецелевыми.
Управление возражает, полагая, что Представление не является ненормативным актом, не нарушает прав Учреждения и не подлежит рассмотрению арбитражным судом. Кроме того, Управление полагает, что представление полностью соответствует действующему законодательству.
В заседании был объявлен перерыв до 12 часов 40 минут 14 марта 2008 года, по окончании которого заседание было продолжено.
Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил, что:
- Управлением 14.11.2007 года в отношении Учреждения было принято Представление N 72-04-45/2348 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- данное представление принято Управлением в соответствии с полномочиями, предоставленными органам финансово-бюджетного надзора ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 278 от 15.06.2004 г., п. 5.14.7 Положения о территориальных органах ФСФБН, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации N 89н от 11.07.2005 года, в связи с вынесением в отношении Учреждения Постановления о назначении административного наказания N 72-06-09/07-9 от 23.10.2007 года;
- Представлением N 72-04-45/2348 от 14.11.2007 предложено Учреждению его рассмотреть, принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства и о результатах рассмотрения Представления и принятых мерах проинформировать Управление в месячный срок;
- Представление N 72-04-45/2348 от 14.11.2007 г. подписано руководителем Управления, содержит обязательное для исполнения указание и адресовано конкретному юридическому лицу, т.е. является ненормативным актом государственного органа, который в соответствии со ст. 201, ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен в арбитражном суде, в связи с чем, возражения Управления необоснованны;
- из Представления N 72-04-45/2348 от 14.11.2007 г. следует, что Управление сочло, что Учреждением допущено нарушение бюджетного законодательства, а именно: нецелевым образом были использованы бюджетные средства, связанные с оплатой медицинским учреждениям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, в период с января по август 2007 года в сумме 56 011 руб. 93 коп.;
- в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения;
- Постановлением Правительства Российской Федерации N 869 от 30.12.2006 года были утверждены Правила финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течении первого года, жизни (далее - Правила);
- согласно п. 9 Правил средства на оплату вышеуказанных услуг расходуются учреждением здравоохранения, в которых оказана. амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь женщинам в период беременности и родов, в том числе на оплату труда медицинского персонала этих учреждений, порядок и условий расходования этих средств утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 50 от 19.01.2007 утвержден Порядок и условия расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовый период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что расходование средств, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее - средства на оплату услуг), осуществляется учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, а также осуществляющими диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни;
- пункт 7 указанного Порядка предусматривает, что средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, а также осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни, в соответствии с положением об оплате труда;
- Распоряжением N 87-р от 13.03.2007 года Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга были утверждены Рекомендации по применению порядка и условий расходования и учета средств, связанных с оплатой государственными учреждениями здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни;
- в Распоряжении, указано, что Учреждение вправе самостоятельно распределить средства, выделяемые на оплату труда, между медицинскими работниками в соответствии с разработанными в установленном порядке положениями об оплате труда работников за счет средств, полученных по родовым сертификатам, с соблюдением требований настоящих Рекомендаций. Перечень лиц, непосредственно оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, устанавливается учреждениями здравоохранения самостоятельно исходя из особенностей организации оказания медицинской помощи. К таким лицам могут быть, в частности, отнесены сотрудники лечебно-диагностических служб (занимающихся обследованием беременных, рожениц), другой персонал, без участия которого невозможна организация оказания медицинской помощи, в соответствии с данными Рекомендациями и т.д.;
- в силу того, что данный нормативный акт не был опубликован, он носит рекомендательный характер;
- Учреждение, в соответствии с Распоряжением N 87-р 20.03.2006 г. было утверждено Положение о порядке расходования и учета денежных средств полученных по родовым сертификатам за оказание медицинской помощи в период беременности и (или) родов и Приложение N 1 к нему, определяющее порядок распределения средств по Учреждению;
- Учреждением представлены должностные ' инструкции фармацевта медицинского регистратора, санитапки, выписки из приказов о приеме на работу врача-лаборанта Гоголевой М.А., медицинского регистратора Королевой И.А. санитарки Лариной Г.И. и фармацевта Вихряевой С.А. которым были выплачены суммы, указанные Упралением в Представлении N 72-04-45/2348 как использованные не по целевому назначению.
- из должностных инструкций вышеуказанных лиц и приказов следует, что эти лица, занимали должности, которые относятся к медицинскому персоналу стационара - роддома или амбулаторно-поликлиническому отделению - женской консультации, их деятельность связана с оказанием медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и без ее осуществления оказание квалифицированной и полноценной медицинской помощи невозможно;
- при таких обстоятельствах, Управлением необоснованно было направлено в адрес Санкт-Петербургского Государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 16".
Представление N 72-04-45/2348, содержащие указания на нецелевой использование бюджетных средств, поскольку таковое не имело место и оспариваемое Представление не соответствует нормам ст. 289, ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации и должно быть признано недействительным.
- при удовлетворении требований расходы по государственной пошлине должны быть взысканы с ответчика;
Руководствуясь статьей 167, п. 2 ст. 176, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным Представление N 72-04-45/2348 от 14.11.2007 года Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Санкт-Петербурга, как не соответствующее требованиям ст. 289, ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
М.Г. Никитушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 марта 2008 г. N А56-53174/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника