Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 4 мая 2008 г. N А56-306/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 04 мая 2008 года
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе
судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой ТС,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
заявитель ЗАО "Торговый дом "Просвещение - Северо-Запад",
заинтересованное лицо Ленинградское областное государственное учреждение "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области"
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя - Головин Ю А , доверенность от 04 06 2007 N 02 06-07/01,
от заинтересованного лица - Митрофан А К , доверенность от 09 01 2008 N 2
установил:
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Просвещение - Северо-Запад" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" (далее - Инспекция) от 13 12 2007 N 1091/01 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие обязанности Общества по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также считая, что неисполнение данной обязанности образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.1 КоАП РФ Представитель Инспекции считает требование не подлежащим удовлетворению, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон, суд установил следующее
На основании распоряжения от 17.10.2007 N 452 государственным инспектором Ленинградской области по охране природы в период с 17 10 2007 по 17 11 2007 проведена проверка соблюдения Общееством требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды по месту осуществления хозяйственной деятельности Ленинградская область. Выборгский район, г Выборг ул Куйбышева,
В ходе мероприятии по контролю установлено, что уобщества отсутствуют следующие документы: действующий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные лимиты на размещение отходов расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежные поручения, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Результаты проверки зафиксированы актом осмотра территории от 22.10.2007 и актом проверки от 30 10 2007
01.11.2007 должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлено несколько протоколов, в том числе протокол об административном правонарушении от 01.11.2007 N 1091/01. в котором событие вменяемого Обществу административного правонарушения отражено следующим образом: Общество, осуществляя хозяйственную деятельность (розничная торговля учебной литературой), не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно, в нарушение требований частей 1, 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) на 2007 год не имеет лимиты на размещение отходов, утвержденные в специально уполномоченном органе исполнительной власти в области обращения с отходами.
Постановлением Инспекции от 13.12.2007 N 1091/01 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. за отсутствие лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Считая названное постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в суд с заявлением о его отмене.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Исходя из определений понятий отходов, обращения с отходами, приведенных в данной статье, Закон N 89-ФЗ регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
В соответствии со статьей 11 названного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Указанной статьей предусмотрено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена на предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в целях реализации статьи 18 Закона N 89-ФЗ утверждены Правила разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3 Правил).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа (пункт 4 Правил).
Как следует из мат ериалов дела, в процессе осуществления Обществом торговой деятельности образуются отходы, вывоз которых (без перехода права собственности на данные отходы) осуществляется по договору от 10.10.2007 N 2213.
Общество на момент проверки не имело установленных нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления. Отсутствие данной документации явилось следствием неисполнения Обществом возложенной на него Законом N 89-ФЗ обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суд считает, что допущенное Обществом нарушение - отсутствие лимитов на размещение отходов производства и потребления ошибочно квалифицировано Инспекцией по статье 8.2 КоАП РФ, поскольку указанная норма предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при непосредственном обращении с отходами производства и потребления, тогда как статья 8.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий (в том числе по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), предшествующих деятельности, в процессе которой образуются отходы.
Кроме того, по результатам проведенной в отношении Общества проверки помимо оспариваемого постановления должностное лицо Инспекции, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 01.11.2007 N 1090/01. вынесло постановление от 13.12.2007 N 1090/01, которым Общество было также привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Согласно статье 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оспариваемое постановление, вынесенное в отношении Общества, не соответствует нормам КоАП РФ и подлежит отмене.
Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" от 13.12.2007 N 1091/01 о привлечении закрытого акционерного общества "Торговый дом "Просвещение - Северо-Запад" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья |
Н.Г. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 4 мая 2008 г. N А56-306/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника