Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 8 мая 2008 г. N А56-8561/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2008 года.
Полный теrcn решения изготовлен 08 мая 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Мирошниченко В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафоновым С.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Санкт-Петербургское ФГУП"Изотоп"
ответчик Межрайонная ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными Решений от 10.12.07 N 295 и от 10.04.08 N 99
при участии
от заявителя Янчар Н.Е. (доверенность от 11.01.08)
от ответчика Лопатин И.А. (доверенность от 11.01.08)
Павлдовский А.Ю. (доверенность от 09.01.08)
установил:
Санкт-Петербургское федеральное государственное унитарное предприятие "Изотоп" (далее - СПб ФГУП "Изотоп", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 10.12.2007 N 295 и от 10.04.2008 N 99 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части, касающейся доначисления НДС в сумме 108 226 руб.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель налоговой инспекции в удовлетворении требований просил отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.
Заявитель 20.08.2007 представил в Межрайонную ИФНС N 13 по Санкт-Петербургу налоговую декларацию по НДС за июль 2007 года, отразив общую сумму, исчисленную к уплате в бюджет 1872744 руб.
По результатам камеральной проверки налоговой декларацией инспекцией вынесено решение от 10.12.2007 N 295, которым налоговый орган отказал в предприятия к налоговой ответственности, доначислил НДС в размере 108226 руб.
20.02.2008 предприятие представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС за июль 2007 года, отразив общую сумму, исчисленную к уплате в бюджет 1870095 руб.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации инспекцией вынесено решение от 10.04.2008 N 99, которым налоговый орган отказал в привлечении предприятия к налоговой ответственности, доначислил НДС в размере 108226 руб.
Основаниями для вынесения указанных решений явились выводы инспекции о том, что услуги, оказанные предприятием в отношении грузов, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (далее - МТТ), должны облагаться ставкой НДС в размере 18%, поскольку таковыми грузами являлись порожние контейнеры, которые в силу ст.38 НК РФ не являются "товаром", так как не отвечают признаку "реализуемых или предназначенных для реализации". Данная позиция основывается на утверждении налогового органа о том, что пункт 4 ст. 11 НК РФ (об использовании понятий Таможенного кодекса РФ) применяется в отношениях, возникающих в связи со взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в то время как "при осуществлении операций по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим МТТ>: применяются понятия и термины в значении, предусмотренном непосредственно Налоговым кодексом РФ, как это предписано п.1 ст. 11 данного Кодекса.
Налогоплательщик оспорил вышеуказанные решения инспекции в судебном порядке. По мнению заявителя, предприятие основываясь на подп.З п.1 ст.164 НК РФ, правомерно применяет ставку 0% при реализации услуг и предъявляет сумму НДС к возмещению из бюджета.
Как следует из материалов дела СПб ФГУП "Изотоп" оказывает услуги по организации транзитного перемещения через территорию РФ контейнеров с урановой продукцией. прибывающих в Санкт-Петербург из Франции и следующих на территорию Казахстана, а также по организации обратного транзита по территории РФ порожних' контейнеров, содержащих нелетучие неизвлекаемые остатки урана.
Предприятием во исполнение агентского договора от 22.11.2006 N 051-06-1-80/581 заключенного с ОАО "Техснабэкспорт" были оказаны услуги в отношении 13 порожних контейнеров типа ЗОВ в защитных чехлах типа EURO и COGSE на 4-х 20 футовых флет-рэках. Данные порожние контейнеры были доставлены морским видом транспорта в Морской порт Санкт-Петербурга из Франции 11.02.2007 и после транзита их через территорию России , при участии предприятия подлежали препровождению их получателю в Казахстан.
После помещения 12.02.2007 под таможенный режим МТТ согласно ГТД Пулковской таможни N 10216090/120207/2200031 и N 10216090/120207/2200032 порожние контейнеры в тот же день были автомобильным транспортом предприятия транспортированы на СВХ, что подтверждается ТТН NN 10216090/120207/2200031/001 и 10216090/120207/2200032/001. В дальнейшем контейнеры автомобильным транспортом предприятия были доставлены перевозчику (железная дорога), которым, в свою очередь, и были отправлены по ж/д накладной от 14.03.2007 N АА686255 в адрес получателя в Казахстан. После выпуска Алтайской таможней (пункт пропуска на границе с Казахстаном) 21.03.2007 вывезены с территории РФ, что подтверждается соответствующими отметками таможенного органа на ГТД N 10221010/130307/0000525 и ж/д накладной N АА686255.
Кроме того, СПб ФГУП "Изотоп" были оказаны услуги в отношении 36 порожних контейнеров типа NPC в 3-х 20-футовых контейнерах марки CAXU, которые следовали транзитом через Россию из Казахстана в США по ж/д накладным NN Г0993507 - Г0993509. в связи с чем были помещены Магнитогорской таможней под таможенный режим МТТ (ГТД N 10510020/060207/1012488). Данные контейнеры были получены предприятием от ж/д перевозчика, после прохождения таможенного контроля (ГТД N 10221010/010307/0000383 и N 10221010/010307/0000384) доставлены автомобильным транспортом предприятия на СВХ. а в дальнейшем отгружены для транспортировки в Балтимор (США) морским видом транспорта (коносамент N SPBA10070035).
Материалами дела подтверждается, что оказываемые предприятием услуги непосредственно связаны с перемещением урановой продукции через территорию РФ в таможенном режиме МТТ и состоят в перевозке указанной продукции как собственным транспортом предприятия, так и транспортными средствами перевозчиков, привлеченных предприятием на основании договоров перевозки. Комплексный характер услуг по перемещению урановой продукции, предназначенной для нее специальной тары (контейнеров) и по совершению всех вспомогательных операций, подтверждает непосредственную связь указанных услуг предприятия с процессом транзитного перемещения урановой продукции и предназначенной для нее тары по территории РФ.
При этом суд принимает во внимание то, что реальность осуществления заявителем хозяйственных операций, факт вывоза порожних контейнеров за пределы таможенной территории РФ, факт представления в установленный налоговым законодательством срок документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ налоговой инспекцией не оспаривается.
Доводы инспекции, послужившие основанием для вынесения решений в оспариваемой части являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п.З ст.38 НК РФ товаром для целей названного Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Следовательно, понятие "товар" в данном случае определяется во взаимосвязи с понятием реализации, т.е. для целей определения такого объекта налогообложения, как реализация товаров.
Согласно п.1 ст.39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с подп.1 п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела предприятие осуществляет операции по реализации услуг, а не товаров. Именно реализация указанных yслуг составляет объект налогообложения для предприятия (подп.1, 3 п.1 ст. 164 НК РФ).
В соответствии со ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2ООО "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" (далее - Соглашение) порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие данного протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством сторон.
Статьей 5 Соглашения установлен перечень услуг, облагаемых по ставке НДС в размере 0 процентов независимо от норм налогового законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан, который включает, в частности, услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории сторон, в том числе услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке, при подтверждении факта их оказания в порядке, устанавливаемом сторонами.
Согласно п.5 ст.38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Применение п.5 ст.38 НК РФ для определения объекта налогообложения исключает применение в отношении той же хозяйственной операции п.З ст.38 НК РФ, поскольку один и тот же объект налогообложения подлежит однократному налогообложению и не может различно определяться нормами налогового законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации испольемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отрасля> законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Правовые последствия в виде применения "нулевой" ставки наступают в связи с услугами по перемещению не товаров как таковых, а товаров, помещенных под определенный таможенный режим - режим международного таможенного транзита. Таким образом, в подп.З п.1 ст.164 НК РФ использовано единое правовое понятие "товары, помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита". Для толкования указанного понятия следует руководствоваться не п.З ст.38 НК РФ, а таможенным законодательством.
Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 167 ТК РФ).
Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (статья 168 ТК РФ).
Как указано в подп.1 п.1 ст. 11 НК РФ товары - это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Интерпретация понятия "товар" в контексте п.З ст.38 НК РФ означала бы установление дополнительного, не предусмотренного нормами таможенного законодательства условия для помещения имущества под таможенный режим международного таможенного транзита -связь с реализацией (переходом права собственности).
Пунктом 3 статьи 132 ТК РФ установлено, что с момента принятия таможенной декларации таможенным органом она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение
Поскольку предприятие подтвердило оформление перемещаемых контейнеров в таможенном режиме международного таможенного транзита и соответствующие таможенные декларации выпущены таможенными органами РФ, налоговые органы не вправе переквалифицировать указанные объекты для целей налогообложения.
Из материалов дела следует, что потребители оказываемых предприятием услуг находятся за пределами территории РФ, сами услуги оказываются с целью доставки контейнеров за пределы территории РФ.
При таких обстоятельствах взимание НДС в отношении указанных услуг приведет к нарушению фундаментального принципа косвенного налогообложения внешнеторговых операций, поскольку трансграничная реализация товаров (работ, услуг) освобождается от взимания НДС (в том числе с использованием механизма "нулевой" ставки) в стране происхождения и облагается НДС в стране назначения (т.е. по месту потребления. использования полезных свойств).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу от 10.12.2007 N 295 и от 10.04.2008 N 99 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части, касающейся доначисления НДС в сумме 108 226 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в пользу Санкт-Петербургского федерального государственного унитарного предприятие "Изотоп" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
В.В. Мирошниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 8 мая 2008 г. N А56-8561/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника