Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 20 июня 2006 г. N А56-9216/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Маркина С.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания специалистом Жарук М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: Каменноостровской квартирно-эксплуатационной части района
при участии военного прокурора Ленинградского военного округа к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, ООО"СТС-Консалтинг",
третье лицо Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военно-медицинская академия им.С.М.Кирова
о выселении
при участии
от истца (заявителя): Гизатуллина В.Ш.(дов.от 31.03.06) прокурор: Кочура А.А.(дов.от 12.04.06 N 28/6/2835)
от ответчиков: 1. Барышниковой М.М.(дов.N 10111-42,30.12.05),
2. Гребенюк Н.А.(дов.от 03.04.06)
от 3-его лица: Котельникова А.А.(дов.N 17/173, 19.10.05)
установил:
Каменноостровская квартирно-эксплуатационная часть района обратилась в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга. ООО "СТС-Консалтинг" о выселении ООО "СТС-Консалтинг" из нежилого помещения площадью 475.7 кв. м. расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.37а, лит.Б.
Определением от 27.02.2006г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военно-медицинская академия им.С.М.Кирова.
Определением от 10.05.2006г. в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ к участию в деле допущен военный прокурор Ленинградского военного округа.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Военный прокурор просит удовлетворить исковые требования, полагая, что спорные помещения являются федеральной собственностью, оказались неправомерно занятыми в результате ничтожной сделки.
Ответчики - Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и
ООО "СТС-Консалтинг" считают исковые требования не подлежащими удовлетворению так как на заключение сделки имелось соответствующее согласие начальника Каменноостровской КЭЧ Каразова А.В., договор заключен в соответствии с нормами гражданского законодательства, основания для выселения отсутствуют.
Третье лицо, ссылаясь на ничтожность договора аренды, заключенного нарушение законодательства, полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц. участвующих в деле. арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
19.12.2003г. на основании Распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга N 1487-р oт 09.12.2003г. между КУГИ Санкт-Петербурга и ООО "СТС-Консалтинг" был заключен договор аренды N 04-Ф002098. согласно которому ООО "СТС-Консалтинг" предоставлен во временное владение и пользование объект нежилого фонда - нежилое здание. расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.37а, литера Б (кадастровый номер 78:5109:0:8), общей площадью 475.7 кв. м. Как следует из материалов дела, указанный объект недвижимости используется ООО "СТС-Консалтинг" в целях организации продовольственно-вещевого рынка.
Полагая, что при заключении договора аренды было нарушено действующее законодательство, истец обратился в арбитражный суд с иском о выселении ООО "СТС-Консалтинг" из указанных помещений.
В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Как следует из материалов дела, указанное нежилое здание является федеральной собственностью (Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества N 027818) и в соответствии с Распоряжением заместителя Министра имущественных отношений Российской Федерации от 27.02.2003г. N 759-р закреплено на праве оперативного управления за Каменноостровской КЭЧ района. Пользователем недвижимого имущества является Военно-медицинская академия.
В соответствии со статьей 52 и пунктом 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и иными правовым актами.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 14 статьи 4" следует читать "подпунктом 14 пункта 2 статьи 4"
В соответствий с пунктом 14 статьи 4 ФЗ "Об обороне" N 61-ФЗ от 31.05.1996г. (в редакции от 11.11.2003г., действующей на момент заключения договора) утверждение положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов входит в компетенцию Президента РФ.
В пункте 1 и подпунктах 15 и 21 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв.Указом Президента РФ от 11.11.1998 N 1357 в ред. от 19.11.2003) указано, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одними из функций которого являются обеспечение в Вооруженных Силах учета, хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами: осуществление расквартирования войск (сил), управление жилищным фондом-закрепляемым за Министерством обороны, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в Вооруженных Силах.
В соответствии с подпунктами 36 и 37 пункта 11 Положения Министр обороны издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях -совместно с другими федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение, а также издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской армии и Военно-морского флота, утвержденному приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1997 N 75 (с изменениями от 26.06.2000), определяющему цели деятельности КЭЧ, общее руководство квартирно-эксплуатационной службой в армии и Военно-морском флоте осуществляется КЭУ Министерства обороны (п. 17). КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района (п. 24). В виде исключения с разрешения заместителя министра обороны и по предварительному согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил в аренду другим министерствам и ведомствам, а также местным администрациям может передаваться пустующий казарменно-жилищный фонд (п. 61).
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В нарушение требований директивы Министра обороны Российской Федерации N 147/3/1/20563-2001 г., принятой в пределах компетенции, предоставленной Министру обороны, указания начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 14.11.2003г. N 147/3/1/43073, при оформлении договора аренды не был соблюден установленный порядок сдачи объектов недвижимости, находящихся на балансе Минобороны РФ, а именно: не было получено согласие соответствующего органа контрразведки и разрешение начальника строительства и расквартирования войск - заместителя Министра обороны РФ.
Ссылка ответчиков на то, что имелось согласие истца на передачу здания в аренду, выраженное в письме начальника Каменноостровской КЭЧ района Каразова А.В. N 1040 от 28.07.2003г.. подписание акта приема-передачи здания ООО "СТС-Консалтинг" от 31.12.2003г.. не может быть принята судом, так как начальнику КЭЧ не предоставлены такие полномочия, закон, наделяющий КЭЧ (учреждение Минобороны России) полномочиями передавать в аренду закрепленное за ним федеральное имущество, отсутствует.
При совершении сделки не учтена специальная правоспособность КЭЧ. назначение имущества обладателя ограниченного вещного права и особенности правового положения данного юридического лица, сделка не соответствует целям деятельности, заданиями собственника и назначению имущества.
Таким образом, следует признать, что при заключении договора аренды от 19.12.2003г. были нарушены положения статьи 608 ГК РФ. не соблюден установленный порядок сдачи в аренду объектов недвижимости, находящихся на балансе Министерства обороны РФ. Следовательно, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ данный договор как не соответствующий требованиям закона является ничтожным.
В связи с изложенным у ООО "СТС-Консалтинг" отсутствуют правовые основания для владения и пользования нежилым помещением, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.37а, литер Б.
В соответствии с пунктом 2 статьи 166. пунктом 1 статьи 167 и статьей 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна независимо от признания ее таковой судом и является недействительной с момента ее совершения.
В силу пункта 2 статьи 167 ГК РФ ООО "СТС-Консалтинг" обязано возвратить балансодержателю Каменноостровской КЭЧ района в установленном порядке недвижимое имущество, полученное по ничтожной сделке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Выселить Общество с ограниченной ответственностью "СТС-Консалтинг" из нежилого помещения площадью 475,7 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.37а, лит.Б.
Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга пользу Каменноостровской квартирно-эксплуатационной части района 1000 руб. расходов по государственной пошлине.
Взыскать с ООО "СТС-Консалтинг" в пользу Каменноостровской квартирно-эксплуатационной части района 1000 руб. расходов по государственной пошлине
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.Ф.Маркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2006 г. N А56-9216/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника