Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 1 августа 2006 г. N А56-10992/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Бурматовой Г.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовой Д.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель СПб ГУП "Пассажиравтотранс"
ответчик Межрайонная ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
При участии
от заявителя: Богданова Т.А. по доверенности N 03-05/1 от 22.12.2005
от ответчика: Хачикян Н.А. по доверенности от 01.06.2006 N 03-05/06821
установил:
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования об уплате налога N 183 от 10.02.2006, выставленного Межрайонной ИФНС России N 13 по СПб в части предложения уплатить пени в размере 106735 руб. 32 коп. (требования уточнены заявителем).
Обжалуя требование об уплате налога, заявитель ссылается на отсутствие в требовании сведений о задолженности по транспортному налогу, на нарушения ст.69, ст.70 НК РФ, необоснованность расчета пени, приостановление операций по счетам в банках.
Ответчиком представлен отзыв на заявление. Сторонами проведена сверка расчетов. Представлены расчеты начисления пеней.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил следующее.
Требование N 183 об уплате налога по состоянию на 10.02.2006 содержит данные о задолженности по пеням по транспортному налогу по сроку уплаты 01.02.2006 г. По данному требованию заявитель обязан уплатить пени в сумме 190020 руб.68 коп.
На основании - данного требования налоговым органом вынесено решение N 77 от 21.02.2006 о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в сумме 190020 руб.68 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как указано в пункте 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 НК РФ).
Пени взыскиваются в таком же, что и недоимка по налогам, порядке (пункт 6 статьи 75 НК РФ). То есть до взыскания с организации пеней в бесспорном порядке, установленном статьей 46 НК РФ, налоговый орган обязан направить требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В статье 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
По мнению налогового органа, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит последствий его несоблюдения, аналогичных указанным в пункте 3 статьи 46 НК РФ, а также в статьях 113 и 115 НК РФ, поэтому несоблюдение срока направления требования само по себе не является безусловным основанием для признания требования недействительным.
Однако, учитывая, что выставление требования является мерой принудительного характера, при применении которой должны соблюдаться гарантии прав налогоплательщика, налоговым органом было принято решение о взыскании пени за счет денежных средств на банковских счетах, следует признать, что в требование неправомерно были включены суммы пени, исчисленные с нарушением срока, установленного ст.70 НК РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются расчетом пеней, актом сверки расчетов, расчетами заявителя.
В пункте 4 статьи 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности начисления пеней (пункт 19 постановления).
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога и пеней, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме должен внести обязательные платежи.
Исходя из положений приведенных норм, а также части второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), требование об уплате недоимок и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
При проведении сверки расчетов заявитель определил пени по транспортному налогу с учетом применения ст.70 НК РФ, учитывая суммы недоимки по датам 11.11.2005, 02.12.2005, 26.12.2005., которые составили сумму 83285 руб.36 коп.
Оценив представленные доказательства , расчеты пеней, принимая во внимание указанные сроки уплаты налогов в требовании , суд считает, что требование N 183 об уплате пеней не соответствует требованиям ст.69 НК РФ, ст.70 НК РФ в части требования об уплате пеней в сумме106735 руб.32 коп.
Ссылки заявителя на приостановление операций по счетам как основание для не начисления пени не могут быть приняты судом, поскольку заявитель не доказал невозможность уплаты налога в следствии приостановления операций по счетам. Из представленного обоснования следует, что неуплата налогов являлась последствием недостатков финансирования, а не приостановления операций по счетам.
Судом проверены доводы заявителя в отношении неправомерности начисления пени на авансовые платежи. Налоговый орган начислил пени на авансовый платеж за 1 полугодие 2005г.
По мнению заявителя поскольку НК РФ не установлены были отчетные периоды а установлен был только налоговый период, то начисление пени по транспортному налогу неправомерно. Данные доводы не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Согласно статье 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Транспортный налог на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 621-92, далее - Закон Санкт-Петербурга).
Налоговый период по транспортному налогу установлен статьей 360 НК РФ -календарный год, и иных отчетных. Порядок и сроки уплаты транспортного налога в городе Санкт-Петербурге были установлены статьей 3 Закона Санкт-Петербурга следующим образом:
налог подлежит уплате по месту нахождения транспортного средства; отчетным периодом по налогу признается полугодие. По итогам отчетного периода налогоплательщики, являющиеся организациями, самостоятельно исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставок и количества транспортных средств, подлежащих налогообложению и зарегистрированных по состоянию на 1 июля текущего налогового периода. Авансовый платеж по итогам отчетного периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за отчетный период.
периодов, порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также обязанности представления расчетов авансовых платежей по налогу Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового -периода. Авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
При неуплате налога в виде авансовых платежей в сроки, установленные указанной статьей, данные суммы будут являться задолженностью налогоплательщика.
Поскольку иное региональным законодательством не установлено, а сроки уплаты налога путем внесения авансовых платежей налога, причитающегося к уплате в текущем налоговом периоде, не позднее 1 июля текущего налогового периода, установленные Законом субъекта РФ "О транспортном налоге", не отменены, то они подлежали применению к спорным отношениям.
Поэтому учитывая, что в проверяемый период был установлен порядок исчисления и уплаты транспортного налога, установлен отчетный период следует признать, что налоговый орган обоснованно начислил налогоплательщику пени за нарушение сроков уплаты транспортного налога в виде авансового платежа.
При таких обстоятельствах учитывая уточнение требований, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Уплаченная госпошлина в размере 3000 руб.(пл.пор.517, 518 от 14.02.2006 подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со ст.110 АПК РФ, гл.25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201, 110 АПК РФ, НК РФ, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным требование N 183 от 10.02.2006 об уплате налога по состоянию на 10.02.2006 в части предложения об уплате пени по транспортному налогу в сумме 106735 руб. 32 коп.
Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 3000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 1 августа 2006 г. N А56-10992/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника