Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2008 г. данное решение отменено в части доначисления НДС, пеней и штрафа
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 декабря 2007 г. N А56-32922/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2007.
Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Бурматовой Г.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.В. Мохнюк
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Выборгская целлюлоза"
к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" о признании частично недействительным решения
при участии
от заявителя: адвокат Воюшин Б.С. (доверенность от 16.04.2007), главный бухгалтер Ситникова СЕ. (доверенность от 20.11.2007), бухгалтер Аркацкая В.М. (доверенность от 20.11.2007), юрисконсульт Ваганова И.В. (доверенность от 15.01.2007)
от заинтересованного лица: ведущий специалист-эксперт юридического отдела Семенова А.В. (доверенность от 11.04.2007 N 14117)
от третьего лица: ведущий юрисконсульт юридической службы Овчинникова Е.В. (доверенность от 28.12.2006г N Ю-11/209), ведущий юрисконсульт юридической службы Баранов И.С. (доверенность от 28.12.2006 N Ю-11/208)
установил:
ОАО "Выборгская целлюлоза" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области N 104 от 04.09.2007 в части доначислений по НДС в сумме 1365380 руб., соответствующих пеней, санкций в связи с частичным непринятием заявленных вычетов по НДС (требования уточнены заявителем).
Требования заявителя основаны на соблюдении им требований ст. ст. 165, 171, 172 НК РФ неправомерности отказа налогового органа в возмещении налога.
Ответчик ссылается на нарушения требований ст. 169 НК РФ, нарушения контрагентов заявителя в применении налоговой ставки по НДС.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, третьего лица - ОАО "РЖД", суд установил следующее:
Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Выборгская целлюлоза" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2006. По результатам проверки был составлен акт проверки N 131 от 31.07.2007, на основании которого и рассмотренных разногласий было вынесено решение N 104 от 04.09.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением обществу был до начислен налог на добавленную стоимость в сумме 1381547 руб., начислены пени, применена ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 39044 руб.
Заявитель оспаривает доначисления в сумме 1365380 руб.,' соответствующие пени, штраф за неуплату налога. Данные доначисления произведены в связи с непринятием налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ОАО "РЖД" на сумму 1072112 руб., по счетам- фактурам, выставленным ООО "Балтика-Транс" в размере 8113 руб., а также вычетов в сумме 285155 руб. в связи с нарушениями ст. 169 НК РФ, выявленными в отношении ООО "Олимп", выставившего спорные счета-фактуры. Сторонами проведена сверка расчетов, представлен акт сверки (л.д. 147-148 т.З).
Из материалов дела следует, что в обосновании частичного отказа в возмещении НДС налоговый орган сослался на то обстоятельство, что счета-фактуры, выставленные ОАО "РЖД" на оплату услуг по транспортировке экспортируемого товара, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ - с указанием НДС в размере 18%. Аналогичное обоснование приводится и в отношение вычетов, связанных с оплатой услуг ООО "Балтика-Транс".
Инспекция указала, что в нарушение положений подпункта 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ Общество рассчиталось с ОАО "РЖД", ООО "Балтика-Транс" за услуги по перевозке товаров, по отправлению порожних контейнеров уплатив в том числе НДС по ставке 18% на основании счетов-фактур. По мнению налоговой инспекции указанные счета-фактуры по товарам, отправленным на экспорт, оформлены с нарушением требований подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет- фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм к возмещению, а перечисленные счета-фактуры, по мнению налогового, органа, не подтверждают права на налоговые вычеты, Общество неправомерно предъявило к вычету НДС.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ) налогообложение при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке, производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации, в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в проверяемом периоде ОАО "РЖД" осуществлялись перевозки грузов по договорам с ОАО "Выборгская целлюлоза" в республику Беларусь.
Федеральным законом от 28.12.04 N 181-ФЗ ратифицировано Соглашение от 15.09.04 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, в соответствии с которым порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В ст.5 Соглашения указано, что порядок взимания НДС при выполнении работ, услуг оформляется отдельным протоколом.
Принимая во внимание, что данный протокол не вступил в силу, ОАО "РЖД" не может располагать первичными документами, предусмотренными ст. 165 НК РФ в подтверждение применения ставки 0%, нет оснований считать, что налогообложение при реализации ОАО "РЖД" услуг по перевозке экспортируемых товаров в республику Беларусь по налоговой ставке 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, и поэтому Общество правомерно предъявило уплаченный ОАО "РЖД" налог к вычету.
В данном случае не представляется возможным определить конкретные операции (действия) контрагента заявителя, которые подлежат налогообложению по ставке 0 процентов и по ставке 18 процентов, с выделением их стоимости, ввиду отсутствия каких-либо доказательств. Налоговым органом необоснованно были произведены расчеты только на основании данных заявителя, не подтвержденных документально.
В счетах-фактурах, выставленных ООО "Балтика-Транс" указано, что оказаны услуги по организации отправления порожних контейнеров на ст.Советский и оформлению документов. Перевозка контейнеров осуществлялась по территории России.
В данном случае требование налогового органа о применении ООО "Балтика-Транс" ставки по НДС 0% в отношении транспортно-экспедиторских услуг как основание для отказа в налоговых вычетах заявителю также не имеет законных оснований. Встречные проверки не проводились. Налоговой инспекций не проверен и не опровергнут довод 'заявителя о перевыставлении счетов, выплате агентского вознаграждения.
Сторонами в части спорных услуг применена ставка 18 процентов, при' этом НДС исчислен к уплате (уплачен) в бюджет, что не оспаривается налоговой инспекцией. В данном случае НДС исчислен, уплачен, никакого ущерба для бюджета не возникло.
В статье 172 НК РФ изложен порядок применения налоговых вычетов. Установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. При этом на налогоплательщика не возложена обязанность по проверке данных, включенных в счета-фактуры, в том числе по применению налоговой ставки (за исключением случаев освобождения от уплаты НДС). Следовательно, общество правомерно заявило налоговые вычеты, на основании спорных счетов-фактур.
Налоговый орган не принял налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО "Олимп", поскольку они не соответствует требованиям ст. 169 НК РФ, счета-фактуры подписаны неизвестными лицами, по сведениям, полученным от ИФНС России N 20 по г. Москве организация не значится по юридическому адресу.
Из материалов дела следует, что по договору поставки с ООО "Олимп" N 03/06С от 13.06.2006 общество приобрело серу. Факт оприходования товара не оспаривается налоговой инспекцией, расходы приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль. Доводы ответчика о невозможности принять налоговые вычеты в связи с невозможностью установить цепочку поставщиков и проверить их, а также о несоответствии счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ указаны обязательные для счета-фактуры реквизиты, а пунктом 6 этой статьи предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иным лицом, уполномоченным на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Из представленных документов следует, что общество произвело расчеты за поставленный товар. Встречная проверка ООО "Олимп" налоговым органом не проводилась.
В ходе проверки налоговым органом не были получены какие-либо заключения о соответствии подписей на счетах-фактурах, договорах. Поэтому, выводы о недостоверности сведений , содержащихся в представленных документах основанные на заявлении Федорова М.В , не подтверждены.
Налоговым органом не были получены доказательства недостоверности информации в ходе почерковедческих исследований. Доказательств фальсификации документов, представленных заявителем налоговый орган также не представил. О фальсификации конкретных документов в порядке ст. 161 АПК РФ налоговый орган также не заявлял.
Все эти обстоятельства не могут свидетельствовать о неосуществлении обществом хозяйственных операций, подтвержденных документально. Расчеты с ООО "Олимп" налоговым органом не опровергнуты.
Хозяйственные операции оформлены соответствующими документами.
Заявитель документально подтвердил применение ставки по НДС, обосновал налоговые вычеты.
У налогового органа отсутствовали правовые основания для не принятия налоговых вычетов по рассмотренным эпизодам, доначислений по НДС в связи с отказом в принятии вычетов.
Решение налоговой инспекции от 04.09.2007 не соответствует главе 21 НК РФ, вынесено с нарушением ст. 171-173, 176 НК РФ, подлежит признанию недействительным в части доначислений в сумме 1365380 руб., соответствующих пеней. Общество неправомерно привлечено к ответственности за неуплату НДС.
Заявленные требования подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с налоговой инспекции в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области N 104 от 04.09.2007 в сумме 1365380 руб. соответствующих пени, штрафных санкций.
Взыскать с ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области в пользу ОАО "Выборгская целлюлоза" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2007 г. N А56-32922/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2008 г. данное решение частично отменено