Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 апреля 2007 г. данное решение отменено в части признания недействительным решения ИФНС по эпизоду непредставления выписок банка, подтверждающих поступление выручки за услуги по перевозке пассажиров
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 29 сентября 2006 г. N А56-13659/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 февраля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Галкина Т.В.,
при велении протокола секретарем судебного заседания Албеговой З.Х.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Совавто-Санкт-Петербург"
ответчик Межрайонная ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения
при участии
от заявителя: предст. Мещерякова А.В.
от ответчика: предст. Степовский А.И.
установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании частично недействительным Решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу от 15.12.2005 г. Х° 05-01-629 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в части отказа ОАО "Совавто - Санкт-Петербургу в подтверждении применения налоговой ставки 0 % по НДС при реализации услуг в сумме 813 424 руб. и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 79 622 руб.. а именно пункты 2 и 3 резолютивной части Решения как несоответствующие закону и обязании Межрайонной Инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возместить ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" сумму НДС 79 622 руб.
Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве л.д. 35).
Суд. исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки принято решение от 15.12.2005 г. N 05-01-629 об отказе в возмещении НДС (л.д. 8).
Согласно решению налоговым органом признано право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг в сумме 6780462 руб. и возмещен НДС из бюджета в сумме 663708 руб. (п.п. 1, 4 решения), а также отказано в возмещении НДС из бюджета в сумме 79622 руб. и признано неправомерным применение ставки 0 процентов при реализации услуг в сумме 813424 руб. (а.д. 2, 3 решения). Налоговый орган указал в решении, что заявитель не представил реестр единых международных перевозных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения: не представил выписку банка, подтверждающую поступление выручки на сумму 750120.11 руб.; выписка банка подтверждает поступление выручки в сумме 63303,45 руб., итого не подтверждена выручка в сумме 813423,56 руб.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 164 НК РФ налогоплательщик имеет право применить налоговую ставку по НДС 0 % при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
В силу ч. 6 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % налогоплательщик представляет в налоговый орган реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения, а также выписку банка, подтверждающую поступление выручки за оказанные услуги. При этом в соответствии с п. 1 ч. 6. п. 2 ч. 1. п. 3 ч. 2 ст. 165 НК РФ вместо выписки банка могут представляться документы, подтверждающие получение наличных денег (приходные кассовые ордера) при условии наличия разрешения на незачисление валютной выручки.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ договор перевозки пассажиров заключается между перевозчиком и физическим лицом - пассажиром, который уплачивает провозную плату. заключение договора перевозки подтверждается билетом. К договору перевозки пассажиров и багажа в силу ст. 1211, ч. 3 ст. 1212 ГК РФ подлежит применению нормы российского законодательства, поскольку иное не установлено международными соглашениями и сторонами.
Пунктом 78 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено, что перевозка пассажиров осуществляется на основе билета. Форма билетов и других проездных документов утверждается Министерством транспорта РФ. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено составление иных документов при перевозке пассажира кроме билета.
В настоящее время международные пассажирские перевозки между Россией и Финляндией осуществляются в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении (Хельсинки. 27.10.1995 г.;. ратифицированного РФ федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 186-ФЗ.
Статьей 4 данного Соглашением предусмотрено, что водитель автобуса должен иметь список пассажиров, наличие которого по сложившемуся обычаю делового оборота необходимо для пересечения государственной границы и проведения транспортного контроля.
Налоговый кодекс устанавливая необходимость представления реестров перевозочных документов, вместе с тем не определяет форму данного документа, указывая только на необходимые элементы содержания - наличие информации о маршруте перевозки, пунктах отправления и назначения.
Системное толкование норм п. 4 ч. 1 ст. 164, ч. 5, ч. 6 ст. 165 НК РФ во взаимосвязи с положениями Главы 21 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что существенным условием для применения ставки 0 % при реализации услуг по перевозке пассажиров является расположение пунктов отправления и назначения, соответственно, на территории Российской Федерации и на территории иностранного государства, что должно подтверждаться провозными документами - билетами и их реестрами.
ОАО "Совавто" осуществляет предпринимательскую деятельность по международным перевозкам пассажиров между Российской Федерацией и Финляндией с 1991 года по согласованию с Министерством транспорта РФ. При перевозке в обязательном порядке составляются списки пассажиров - "листы пассажиров", с указанием сведений о пассажирах, пунктах отправления и назначения.
В силу того, что форма реестров единых перевозочных документов до настоящего времени законодательно не установлена, данный документ может быть составлен в форме, удовлетворяющей положениям указанного Соглашения и требованиям государственных органов, в соответствии с обычаями делового оборота, с обязательным указанием необходимых сведений.
На основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении и в соответствии с разрешениями Министерства транспорта РФ N ОМР - 1089 от 24.12.2002 г. и N ЮМР - 1389 от 26.11.2003 г. перевозка пассажиров производится по согласованным с Министерством транспорта РФ регулярным маршрутам "Санкт-Петербург - Ювяскюля (Финляндия)" и "Санкт-Петербург - Турку (Финляндия)" в соответствии с утвержденными расписаниями.
ОАО "Совавто" в соответствии с требованиями п. 2 ч. 6, ч. 10 ст. 165 НК РФ вместе с декларацией по НДС по ставке 0 % представило в Инспекцию реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа. выполненные в форме списка пассажиров и проданных билетов - "листов пассажиров", с указанием маршрутов перевозки, пунктов отправления и назначения, то есть соответствующие требованиям п. 2 ч. 6 ст. 165 НК РФ.
Таким образом, вывод Инспекции, изложенный в Решении N 05-01-629 от 15.12.2005 г. о том. что ОАО "Совавто" не представило в налоговый орган реестры единых международных провозных документов, не соответствует действительности.
Одновременно с налоговой декларацией по ставке 0 % ОАО "Совавто" представило в Инспекцию для подтверждения применения ставки 0 % копии следующие платежные документы:
- копии выписок банка, подтверждающие фактическое поступление валютной выручки на счет ОАО "Совавто" в российском банке, на сумму 149 250.27 руб..
- копии приходных кассовых ордеров на данную сумму.
- копии выписок банка, подтверждающих поступление выручки за проданные билеты от российских лиц в безналичной форме на сумму 115 082.43 руб.
- копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление выручки за проданные билеты в рублях на сумму 647 523,30 руб.
В соответствии с ч. 10 ст. 165 НК РФ указанные документы представлены вместе с налоговой декларацией, что подтверждается соответствующей отметкой в декларации.
В силу того, что стороной договора перевозки пассажира является физическое лицо, расчеты за проданные билеты производятся в наличной форме в соответствии со ст. 140, 861 ГК РФ.
На основании ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ и в соответствии с Унифицированными формами первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. N 88, получение наличных денежных средств организацией оформляется и подтверждается приходными кассовыми ордерами.
В соответствии с порядком, обращения наличных денег, установленным Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5.01.1998 г. N 14-П, утвержденного Советом директором Центрального Банка РФ 19.12.1997 г. (далее Положение), а также на основании Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 04.10.1993 г. N 18, утвержденного советом директоров ЦБ РФ 22.09.1993 г. (далее Порядок), наличные денежные средства, поступившие в кассу организации подлежат сдаче в кредитное учреждение для зачисления на счет.
В соответствии с п.п. 5, 6, 7 Порядка, п. 2.5, 2.6 Положения предприятия имеют право не сдавать наличные деньги в банк для зачисления на счет в пределах установленных лимитов. Расходование данных наличных денег осуществляется по согласованию с кредитной организацией.
Приведенными нормативными актами установлена обязанность российских организаций зачислять, полученные денежные средства, в том числе выручку, в рублях на счета в банках, только при превышении размера наличных денег сверх установленного лимита. В пределах лимитов денежные средства могут быть израсходованы на любые не противоречащие действующему закону цели (п. 2.7 Положения), а следовательно не подлежат зачислению на банковский счет.
Иных обязанностей по зачислению наличных денежных средств в рублях на банковские счета для российских организаций не установлено.
Положения ст. 19 федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ устанавливают обязанность по репатриации выручки в иностранной валюте путем зачисления ее на счета в уполномоченных банках.
Этой обязанности корреспондируют требования п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 2. п. 1 ч. 6 ст. 165 НК РФ о предоставлении в налоговый орган выписки банка, подтверждающей зачисление выручки на счет.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 2 НК РФ налоговое законодательство регулирует исключительно отношения по "установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения". А следовательно в предмет регулирования налогового законодательства не входит, в частности, установления порядка осуществления хозяйственных операций и расчетов.
В этой связи требования п. 1 ч. 6 ст. 165 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 165 НК РФ, о предоставлении выписки банка, подтверждающей зачисление на счет наличных денег в рублях, полученных от физических лиц, не могут расцениваться как устанавливающие запреты и ограничения на проведение кассовых операций и осуществление расчетов наличными деньгами.
По смыслу норм ч. 1 ст. 164, 165 НК РФ одним из условий применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 % является получение выручки от продажи (передачи) товаров (работ, услуг), которая может быть получена любым незапрещенным способом.
В этой связи на налоговый органы возложена обязанность осуществления налогового контроля за надлежащим поступлением выручки, которая может быть реализована в рамках камеральной проверки на основании ст. 23, 87,88, 93 НК РФ.
ОАО "Совавто" имеет разрешение ЗАО "Балтийский банк" на установление лимита остатка кассы в размере 600 000 руб. от 17.02.2005 г. Этим же разрешением предусмотрено право расходовать наличные денежные средства в пределах лимита без зачисления на расчетный счет.
В соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 14-П и на основании указанного разрешения ЗАО "Балтийский банк" наличные денежные средства в рублях, получаемые за реализацию билетов физическим лицам, расходовались на цели, предусмотренные законом без зачисления на банковский счет в пределах лимита остатка кассы.
Как указано выше, ОАО "Совавто" представило в Инспекцию все документы в соответствии с действующим российским законодательством, подтверждающие поступление выручки за проданные билеты, в том числе копии выписок банка, копии приходных кассовых ордеров.
ОАО "Совавто" выполнило все требования ч.ч. 6, 9, 10 ст. 165 НК РФ. представив в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по ставке 0 % за август 2005 года и все необходимые документы.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на предусмотренные данной статьей налоговые вычеты. Суммы налога, предусмотренные ст. 171 НК РФ в отношении операций по перевозке пассажиров подлежат возмещению на основании ч. 4 ст. 176 НК РФ. В соответствии с налоговой декларацией по НДС по ставке 0 % за август 2005 года сумма, подлежащая возмещению, составила 79 622 руб.
Требования заявителя соответствует ст.ст. 164. 165. 171, 172. 176 НК РФ и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 105, 167, 170. 176.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать недействительным решение МИ ФНС России N 13 по Санкт- Петербургу от 15.12.2005 н. N 05-01-629 в части пунктов 2 и 3 резолютивной части.
2. Обязать МИ ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возместить ОАО "Совавто- Санкт-Петербург" НДС из бюджет в сумме 79622 руб. за август 2005 г. в соответствии с п. 4 ст. 176 НКРФ.
3. Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2888 руб. 66 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Т.В. Галкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 сентября 2006 г. N А56-13659/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 апреля 2007 г. данное решение отменено в части