Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 8 февраля 2008 г. N А56-37132/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Ранневой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Кудашкиной СМ. (до объявления перерыва в судебном заседании) и секретарем Делиониди А.В. (после перерыва) рассмотрев в судебном заседании дело по иску: заявитель: ООО "ФРОСТ"
заинтересованное лицо: Администрация Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
третье лицо: Управление Роснедвижимости Федерального агентства кадастра по Ленинградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления
при участии
- от заявителя: представитель Фадеев Д.Ю. по доверенности N 1125 от 01.10.2007
- от заинтересованного лица: представитель Крупенькина В.В. по доверенности от 29.12.2007 N 57/01-22
- от третьего лица: представитель Галанчук И.В. по доверенности от 28.12.2007 N 5158 (до объявления перерыва); не явился (после перерыва)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. имени Морозова, пересечение улиц Скворцова и Чекалова площадью 8000 кв. м на праве аренды для целей строительства открытой стоянки автобусов, спецтехники, грузового и легкового автотранспорта (далее - автостоянка); обязании Администрации принять решение о представлении Обществу данного земельного участка на праве аренды для целей строительства открытой автостоянки сроком на 10 лет.
Определением от 03.12.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Роснедвижимость).
В обоснование заявленных требований Общество указало, что бездействии Администрации нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не соответствует пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4.9 Положения о порядке подготовки и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 26.04.2007 N 29 (далее - Положение).
В судебном заседании Общество поддержало заявленные требования, указало, что Администрация обязана была принять решение о предоставлении земельного участка в аренду; заявителем получена и направлена в Администрацию вся необходимая документация.
Администрация против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве; указала, что бездействия не допущено, поскольку заявление Общества рассмотрено межведомственной земельной комиссией; Обществом не соблюдена процедура для предоставления земельного участка в аренду, не представлены необходимые документы.
Роснедвижимость поддержала требования заявителя, просила удовлетворить их в полном объеме, представила отзыв, в котором сообщила, что спорный земельный участок не находится в водоохраной# зоне Ладожского озера, представленных заявителем документов достаточно для решения вопроса о предоставлении участка в аренду.
Исследовав материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
19.04.2006 подписан акт выбора земельного участка, испрашиваемого Обществом для проведения проектно-изыскательских работ для организации открытой автостоянки по указанному выше адресу.
Постановлением администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - администрация поселения) от 19.09.2006 N 272:
утвержден акт выбора земельного участка площадью 8000 кв. м для строительства открытой автостоянки;
Обществу разрешено проведение инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования для строительства открытой автостоянки на земельном участке площадью 8000 кв. м на землях повеления по названному адресу с заключением договора аренды сроком на три года (с 01.09.2006 по 01.09.2009);
Обществу предписано вести разработку проектной документации в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, выданным администрацией поселения, заключить договор аренды земельного участка с администрацией поселения.
Постановлением администрации поселения от 28.12.2006 N 304 внесены изменения в постановление от 19.09.2006 N 272; земельный участок предоставлен Обществу в аренду сроком на 11 месяцев (с 01.09.2006 по 31.07.2007), разрешено проведение инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования для строительства открытой автостоянки.
Распоряжением администрации поселения от 20.11.2006 N 90 утвержден проект границ земельного участка площадью 8000 кв. м под размещение открытой автостоянки с блоком сопутствующих сооружений, с обременениями в использовании; Обществу предписано поставить земельный участок на государственный кадастровый учет.
Распоряжением администрации поселения от 30.01.2008 N 12 внесены изменения в распоряжение от 20.11.2006 N 90 путем исключения слов о расположении земельного участка в водоохраной# зоне Ладожского озера.
Между администрацией поселения (арендодатель) и Обществом (арендатор) подписан договор от 29.12.2006 N 40 аренды земельного участка площадью 8000 кв. м для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования для строительства открытой автостоянки в границах, указанных в проекте границ участка сроком с 01.09.2006 по 31.07.2007.
29.12.2006 администрация поселения утвердила рабочий проект открытой автостоянки для автобусного транспорта.
03.08.2006 составлен кадастровый план земельного участка площадью 8000 кв. м с разрешенным использованием для проведения инженерных изысканий и архитектурно- строительного проектирования для строительства открытой автостоянки.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 20.08.2007. в котором просило принять решение о предоставлении заявителю данного земельного участка на праве аренды для целей строительства открытой автостоянки.
Поскольку Администрация не приняла решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая, что бездействие Администрации нарушает пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4.9 Положения, а также права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как Общество провело инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование строительства открытой автостоянки и уплатило арендную плату по договору аренды от 29.12.2006 N 40.
Администрация представила выписку из протокола заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 19.09.2007 N 43, утвержденного постановлением главы Администрации от 25.09.2007 N 4330, согласно которому по результатам рассмотрения заявления Общества о предоставлении в аренду земельного участка для строительства открытой автостоянки принято решение рекомендовать Роснедвижимости осуществить земельный контроль по использованию земельного участка, администрации поселения подготовить заключение, Обществу получить заключение территориального отдела Управления Роспотребнадзора, представить правоустанавливающие документы на использование земельного участка.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Названной статьей предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
По смыслу указанной статьи, предоставление земельного участка под строительство на основании решения уполномоченного органа, на что претендует Общество, предполагает необходимость предварительного согласования места размещения объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 того же Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 указанного Кодекса.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками заинтересованных лиц и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственной кадастрового учета. Компетентный орган исполнительной власти на основании заявления заинтересованного лица и приложенной к заявлению кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
С учетом изложенного рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для строительства и принятие решения уполномоченным органом возможно при условии, во-первых, наличия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и, во-вторых, приложения к заявлению заинтересованного лица кадастровой карты (плана) земельного участка.
Пунктом 4.9 Положения, на который ссылается заявитель, установлено, что администрация муниципального района на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, с приложенным кадастровым планом земельного участка и согласованной с администрацией поселения градостроительной документацией принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства, заключает договор аренды земельного участка и направляет администрации поселения копию заключенного и прошедшего государственную регистрацию договора аренды земельного участка для осуществления администрирования поступлений арендной платы по договору.
Таким образом, для решения вопроса о предоставлении земельного участка под строительство необходимо выполнение ряда требований, представление необходимой документации.
Между тем соблюдение вышеназванных условий в данном случае материалами дела не подтверждено. Постановление администрации поселения от 19.09.2006 N 272 о предварительном согласовании места размещения земельного участка не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку данным постановлением фактически утвержден акт выбора земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ для организации открытой автостоянки, разрешено проведение инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, даны предписания по разработке проектной документации.
При этом суд учитывает, что содержащаяся в пункте 1 постановления от 19.09.2006 N 272 формулировка об утверждении акта выбора земельного участка под строительство не совпадает с названием акта выбора от 19.04.2006, однако какой-либо иной акт выбора земельного участка в материалы дела не представлен, в приложении к заявлению от 20.08.2007 Обществом указан акт выбора от 19.04.2006.
Кадастровый план земельного участка от 03.08.2007 также содержит разрешенное использование - для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования для строительства открытой автостоянки.
С учетом изложенного соблюдение заявителем требований, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство в соответствии" со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации не подтверждено.
Кроме того, по смыслу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя о нарушении бездействием Администрации его прав, поскольку Обществом проведены инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование строительства, а также перечислена арендная плата по договору от 29.12.2006, подлежит отклонению, так как указанные действия совершены во исполнение принятых на себя предписаний и обязательств, а для предоставления земельного участка под строительство необходимо соблюдение установленной процедуры, получение необходимых документов.
Нарушений требований статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4.9. Положения судом не установлено.
Кроме того, Администрация указала, что не допустила бездействия, так как заявление Общество рассмотрено в установленном порядке, предложено представить необходимые документы для решения вопроса о предоставлении земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче заявления в арбитражный суд, остается на заявителе.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТ": о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" земельного участка по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. имени Морозова, пересечение улиц Скворцова и Чекалова площадью 8000 кв. м на праве аренды для целей строительства открытой стоянки автобусов, спецтехники, грузового и легкового автотранспорта как не соответствующего пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4.9 Положения о порядке подготовки и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 26.04.2007. N 29 отказать;
об обязании администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области принять решение о представлении обществу с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" указанного земельного участка на праве аренды для целей строительства открытой автостоянки сроком на 10 лет отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Ю.А. Раннева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 8 февраля 2008 г. N А56-37132/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника