Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 31 октября 2006 г. N А56-16094/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 31 октября 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Маркина С.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышёвой А.А. рассмотрев в судебном заседании дело по иску Производственного кооператива "Корма-РАФ"
к Комитету по транспорту Санкт-Петербурга, ООО"Питер Авто", ООО "Вест Сервис" третьи лица: ЗАО "Такси-2",
ООО "Петербургская транспортная компания", ЗАО "Барс", ОАО "Третий парк" о признании недействительным конкурса, о признании договоров незаключенными
при участии
от истца: Трофимова Б.В. (дов.N 01-08/107, 02.03.06),
председателя Масюка А.А.
от ответчиков: 1. Малинского Д.А.(дов.N 1/16-6080, 29.12.05); Константинова
Н.Н.(дов.N 1/16-413, 06.02.05); 2. Лыгина М.Ю.(дов.от 30.03.06); 3. Лыгина М.Ю.(дов.от 30.03.06)
от третьих лиц: 1. Лыгина М.КЦдов.от 30.03.06); 2. Лыгина М.Ю.(дов.от 30.03.06); 3. Лыгина М.Ю.(дов.от 30.03.06); 4. не явился
установил:
Производственный кооператив "Корма-РАФ" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам и о признании договоров, заключенных Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга с ООО "Вест-Сервис" и ООО "Питер Авто", недействительными, а также об обязании Комитета по транспорту продлить ранее действующие договора с истцом сроком до проведения конкурса на обслуживание коммерческих маршрутов.
товаров, работ и услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга" в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса) предусмотрено полномочие конкурсной комиссии на проведение предварительного квалификационного отбора.
Кроме того. Комитет по транспорту Санкт-Петербурга как заказчик пассажирских перевозок имел право на установление определенных критериев. Проведение предварительного квалификационного отбора, в ходе которого организатор определяет претендентов, квалификация которых позволит участвовать в конкурсе, не противоречит положениям Гражданского кодекса РФ и Закону РСФСР N 948-1 от 22.03.1991г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В обоснование заявленных требований истец ссылается на несоответствие проведенного конкурса Положению об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утв.Указом Президента РФ от 08.04.1997 г. N 305).
Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ N 305 от 08.04.1997г., применялось в случаях проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Как видно из материалов дела, предметом оспариваемого конкурса являлось право на заключение договоров на перевозку пассажиров по автобусным маршрутам, заказчиком выступал Комитет по транспорту, действующий в соответствии с предоставленными ему полномочиями от имени города федерального значения Санкт-Петербурга и для государственных нужд Санкт-Петербурга.
В таком случае действие Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента РФ N 305 от 08.04.1997г., не распространялось на оспариваемый конкурс; применение при проведении конкурса Закона Санкт-Петербурга от 20.05.99 N 91-18 "О заказе Санкт-Петербурга", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 N 130 "О формировании, размещении и исполнении заказа на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга" не свидетельствует о нарушении правил, установленных законом.
Довод истца о том, что извещение о проведении конкурса не соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ, судом отклоняется.
Организация конкурса была направлена на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, определение из числа претендентов перевозчиков, максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации, повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Статья 2 Федерального Закона N 196-ФЗ от 10.12.1995г. "О безопасности дорожного движения" (с изменениями на 22 августа 2004 года) относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, предполагающие отношения на уровне власти-подчинения, определены в статье 5 указанного Закона.
При таком положении данные правоотношения носят административно-правовой характер и не регулируются нормами гражданского права.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" данный закон регулирует отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, то есть, отношения возникающие между государственными органами и перевозчиками при осуществлении транспортного обслуживания населения по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства, не относятся к гражданско-правовым отношениям, так как не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для административных правоотношений.
В силу правового анализа указанных положений проведение конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров производится в рамках административных правоотношений, возникающих между государственными органами Санкт-Петербурга и перевозчиками при реализации государственными органами Санкт-Петербурга своих полномочий по организации обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.
Договор, заключаемый по итогам конкурса Комитета по транспорту, не является в полной мере гражданско-правовым договором. Предмет конкурса - право осуществления пассажирских перевозок по группам социальных и коммерческих маршрутов. Гражданско-правовыми являются услуги перевозчика на маршруте, которые оплачиваются пассажирами, а не из средств бюджета. Предоставление из бюджета субсидий является государственной поддержкой перевозчиков по компенсации убытков в связи с предоставлением льгот пассажирам транспорта общего пользования и не является оплатой поставок, работ или услуг для государственных нужд.
В связи с изложенным у суда не имеется оснований для применения в общем порядке норм о заключении гражданско-правовых договоров на торгах (статья 447 ГК РФ). Другие нормы Гражданского кодекса РФ применяются постольку, поскольку объявление конкурса и участие в конкурсе являются односторонними сделками.
Из опубликованного в бюллетене "Государственный заказ Санкт-Петербурга" за 26 сентября 2005 года N 9/4 (155) Приглашения к участию в предварительном квалификационном отборе на право осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам следует, что конкурс направлен на достижение общественно-полезных целей, определен предмет конкурса, указаны критерии прохождения квалификационного отбора, место, срок и порядок предоставления документов. Вскрытие конвертов с заявками назначено на 10.11.2005г.. то есть в соответствии с п.2 ст.448 ГК РФ сделано организатором не менее чем за тридцать дней до проведения квалификационного отбора. Указан срок действия договора, заключаемого с победителями конкурса.
Отсутствие в сообщении о проведении предварительного отбора даты проведения непосредственно конкурса не свидетельствует о несоответствии конкурса закону, права претендентов на участие в конкурсе обеспечиваются их возможностью в установленный в сообщении срок подать документы для участия в предварительном квалификационном отборе. Возможность дальнейшего участия в конкурсе зависит от результатов предварительного отбора, что не противоречит закону и конкурсной документации. Существенные условия договора отражены в конкурсной документации.
Ссылка истца на то, что конкурс на коммерческие маршруты не проводился, право на заключение с заказчиком договоров на перевозку по коммерческим маршрутам получает победитель конкурса по социальным маршрутам как дополнительную нагрузку, что противоречит законодательству, признана судом несостоятельной.
Предметом проведенного Комитетом по транспорту конкурса в соответствии с извещением о проведении конкурса, опубликованном в бюллетене "Государственный заказ Санкт-Петербурга" за 26 сентября 2005 года N 9/4 (155), являлось право заключения договоров на перевозку пассажиров по группе социальных автобусных маршрутов сроком действия с 01.04.2006г. по 31.12.2010г. Согласно указанному извещению, победитель конкурса в установленном нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга порядке также получает право на выполнение дополнительного объема транспортной работы на коммерческих маршрутах, определяемого условиями конкурса.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2005 г. N 1386 "О порядке организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования" предметом открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования является право заключения с Комитетом по транспорту договоров на перевозку пассажиров по социальному маршрут), коммерческому маршруту, группе социальных и(или) коммерческих маршрутов. Указанное Постановление издано Правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий и во исполнение Закона Санкт-Петербурга N 19-4 от 08.02.2000г. "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1386 от 20.09.2005г. определение групп социальных и коммерческих маршрутов возложено на Комитет по транспорту. Все маршруты, выставленные на конкурс, утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.10.2004 г. N 1645 "О маршрутах движения наземного транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге" (в редакции от 28.11.2005г. N 1827) и содержатся в Конкурсной документации для участия в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, а именно в Приложении N 3 "Социальные маршруты движения" и в Приложении N 4 "Коммерческие маршруты движения".
Таким образом, судом установлено, что Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга не допущено грубых нарушений порядка проведения конкурса, которые могли привести к неправильному определению победителя, в удовлетворении иска в части признания конкурса недействительным следует отказать.
Оснований считать недействительным договоры, заключенные Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга с ООО "Вест-Сервис" и ООО "Питеравто" не имеется, поскольку конкурс. по результатам которого они заключены, не признаны недействительными в установленном законом порядке. Таким образом, в этой части исковые требования также не подлежат удовлетворению.
Не подлежит удовлетворению как необоснованное требование истца об обязании Комитета по транспорту Санкт-Петербурга продлить ранее действующие с ПК "Корма-РАФ" договоры, поскольку такие договоры подлежат заключению с победителями конкурса.
Руководствуясь статьями 176. 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд
решил:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.Ф.Маркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2006 г. N А56-16094/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника