Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 5 марта 2008 г. N А56-47783/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 сентября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Градусова А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Мишиной Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО по строительству метрополитена в г. Санкт-Петербурге "Метрострой"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения от 24.08.2007 г. N 42
при участии
от заявителя: Фомин В.Н. -доверенность от 28.12.2007 г., N 133, Дмитриченко А.И. -
доверенность от 15.01.2008 г. N 03
от заинтересованного лица: Карцева М.М. - доверенность от 09.01.2008 г. N 03-09/00026
установил:
Открытое акционерное общество по строительству метрополитена в Санкт-Петербурге "Метрострой" просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу от 24.08.2007 г. N 42 об отказе в привлечении общества к ответственности за сооршение налогового правонарушения.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Налоговый орган заявленные требования не признал и просит заявление отклонить.
Согласно материалам дела по результатам налоговой проверки налоговый орган принял оспариваемое решение от 24.08.2007 г. N 42 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения которым налогоплательщику уплатить сумму налога на прибыль в сумме 15 768 680 рублей. В решении налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении обществом пониженной ставки налога на прибыль организаций (15,5%), установленной статьей 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" в отношении вложений в основные средства производственного характера и о занижении налога на прибыль за 1 квартал 2007 г. на 15 768 680 рублей.
Налогоплательщик считает, что оспариваемое решение противоречит требованиям НК РФ, нарушает его права и законные интересы, что послужило основанием для оспаривания указанного решения в судебном порядке.
Арбитражный суд СПб и Ленинградской области рассмотрел и оценил материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле.
Пунктом 1 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" установлены пониженные размеры ставки налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 2 названной статьи:
- в размере 15,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн. рублей до 300 млн. рубпей;
- в размере 13,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн. рублей (включительно)"и более.
При этом для целей названного Закона под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Право на приме..ение пониженной ставки налога на прибыль организаций согласно пункту 2 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно следующим требованиям:
- являющимся плательщиками налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;
- осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт- Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли).
В пункте 3 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" установлен порядок расчета суммы вложений, указанных в пункте 1 названной статьи. Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета. Сумма вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4, уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз.
Налоговый орган считает, что поскольку Обществом осуществлены вложения в основные средства, предназначенные для последующей передачи в аренду третьим лицам, а не для использования их в производственных целях (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга), они he могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей, и налогоплательщик не вправе применять пониженную ставку налога.
Согласно материалам дела в 2006 году Общество приобрело (или создало собственными силамиУ ввело в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга и поставило на балансовый учет объекты основных средств производственного назначения общей стоимостью 198 673 000 руб.
За вычетом остаточной стоимости основных средств, реализованных и списанных в 2006 году (4 174 000 руб.), сумма капитальных вложений, рассчитанная в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11, составила 194 499 000 руб.
Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом, а также подтверждаются следу лцими доказательствами:
- расчетом вложений для заявления льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в бюджет СПб в соответствии со ст. 11-4 и 11-6 Закона СПб от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах";
- перечнем объектов основных средств эксплуатировавшихся на территории СПб, отчужденных (выбывших) в расчетном 2006 году;
- перечнями введенных в эксплуатацию производственных объектов основных средств, не бывших в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга, построенных, реконструированных и модернизированных в 2006 г.
В соответствии с Уставом ОАО "Метрострой" основными видами производственной деятельности (п.4.2. Устава), осуществляемых в целях извлечения прибыли, являются:
-строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение метрополитенов и тоннелей;
- строительство гидротехнических сооружений;
- осуществление функций генерального подрядчика;
- приобретение, сдача и получение в аренду движимого и недвижимого имущества.
Договором подряда от марта 1991 года, заключенного с ГУП "Петербургский метрополитен", в редакции Дополнительных соглашений к нему, регулировавших отношения по строительству метрополитена в С.Петербурге в 2006 году: N 1М-Ф1-2006 от 16.01.2006 N 2М-Ф1-2006 от 08.06.2006, N ЗМ-Ф1-2006 от 02.11.2006, N 1Ф-Ф1-2006 от 08.06.2006, согласно п. 1 (п. 1.1.) которого ОАО "Метрострой" является генеральным подрядчиком строительства Фрунзенского радиуса Санкт-Петербургского метрополитена и выполняет работы как собственными, так и привлеченными силами.
Из пункта 2 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" следует, что пониженная ставка по налогу на прибыль применяется при осуществлении вложений к основные средства, предназначенные для использования в производственных целях, под которыми понимается не только собственное производство товаров, но и выполнение работ, оказание_услуг.
С учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.1999 N ГКПИ 98-808, 809 и пункте 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-0), сдача (предоставление) имущества в аренду может расцениваться как оказание услуг.
Этот вывод не противоречит и нормам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 38 НК РФ определено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Деятельность ОАО "Метрострой" по возмездной передаче имущества в пользование соответствует данному определению и для целей налогообложения может быть квалифицирована как оказание услуг.
Ссылка налогового органа на разъяснение Комитета финансов Санкт-Петербурга, изложенное в письме от 25.10.2007 N 01-02/21095-1 неправомерна.
Позиция Комитета финансов не подтверждается буквальным толкованием норм законодательства о налоге на прибыль.
С учетом изложенного заявленные требования налогоплательщика являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд СПб и Ленинградской области
РЕШИЛ:
1. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу от 24.08.2007 г. N 42 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу в пользу ОАО по строительству метрополитена в г. Санкт-Петербурге "Метрострой" расходы по госпошлине в сумме 2.000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, непревышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
А.Е.Градусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 марта 2008 г. N А56-47783/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника