Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 сентября 2008 г. данное решение отменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 26 мая 2008 г. N А56-39528/2007
Резолютивная часть объявлена 19 мая 2008 года.
Полный текст изготовлен 26 мая 2008 года
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи
Глазкова Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мохтнок О.В.
рассмотрев в судебном заседании 19 мая 2008 года дело по заявлению Общества с
ограниченной ответственностью "НТП "Пиксел"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановления
с участием:
от заявителя: представитель Евтушков А.А. (по доверенности от 17.12.2007 г.)
от ответчика: главный государственный таможенный инспектор правового отдела Морозова
А.О. (по доверенности N 06-22/15029 от 10.10.2007 г.)
установил:
ООО "НТП "Пиксел" (далее общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее административный орган, таможня) от 28.09.07 по делу об административном правонарушении N 10210000-585/2007, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 16.3 КоАПРФ.
Согласно материалам дела, в декабре 2006г. на основании договора N 303/85 от 30.06.06 между обществом и акционерным обществом "Рэут" (Молдова) (далее - поставщик) в адрес общества железнодорожным транспортом отгружены товары, в том числе эхолот навигационный ПЭЛ-4М (далее - товар). На территорию Российской Федерации товар поступил 29.12.06 через Брянскую таможню.
10.01.07 общество оформило в таможне ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товара по грузовой таможенной декларации N 10102150/100107/0086407 (далее - ГТД) в качестве продукции гражданского назначения, в подтверждение чего был представлен сертификат соответствия.
Сведения в документации на товар, представленной обществом при таможенном оформлению, дали таможне основания для сомнений в характере назначения товара.
12.01.07 таможня вручила обществу требование о предоставлении дополнительных документов в срок до 25.02.07.
По ходатайствам общества таможня продлевала срок предоставления документов до 20.03.07 и до 10.04.07. В установленные сроки требование таможни не было исполнено.
Таможня обратилась в Министерство обороны РФ с запросом об отпосимости товара к продукции военного назначения (л.д. 33-36, т.2), на который был получен ответ от 17.04.07 о признании товара относящимся к продукции военного назначения.
В апреле 2007 Федеральное агентство по промышленности ио заявке общества от 25.01.07 включило эхолоты, производимые АО "Рэут" по заказу общества, в перечень разрешенных к ввозу в рамках межправительственного соглашения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности.
Общество не предприняло мер по таможенному оформлению товара не в качестве продукции гражданского назначения.
Эти обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможенным органом в отношении общества дела об административном правонарушении N10210000-585/2007 и проведения по нему административного расследования.
По итогам административного расследования таможня составила в отношении общества протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 статьи 16.3 КоАП РФ и вынесла постановление от 28.09.07, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 16.3 КоАП - несоблюдение установленных в соответствии с "законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб. (далее - постановление).
Согласно отзыву и постановлению, правонарушение, вменяемое обществу, выражается в том, что до подачи ГТД общество не предприняло меры для получения в компетентных органах документов, необходимых для ввоза на территорию РФ продукции военного назначения.
Общество оспорило постановление в судебном порядке по основаниям, изложенным в заявлении, настаивая на гражданском характере назначения продукции. В то же время, в ходе судебного разбирательства общество представило документы, свидетельствующие о том, что в январе 2007 общество знало о военном назначении товара (л.д. 29, т.2).
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В силу части 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с -законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на взоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100000 руб. до 300000 руб.
Согласно материалам дела, ввезенный товар относится к продукции военного назначения.
Ввоз на территорию Российской Федерации продукции военного назначения регулируется Указом Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами" (далее - Указ N 1062), во исполнение которого Правительством РФ и соответствующими ведомствами принят ряд нормативных актов.
Определение относимости ввозимого товара к продукции военного назначения возложено на Министерство обороны РФ.
Во исполнение Указа N 1062 издан приказ Министра обороны РФ от 29.12.2005 N 550 "Об утверждении порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения".
Для осуществления ввоза продукции военного назначения на территорию РФ и последующего таможенного оформления необходимо наличие заключения экспертного органа МО РФ - Направление экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны (далее - НЭПВиВТМО).
Ввозить продукцию военного назначения импортер вправе самостоятельно только при наличии соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (далее - ФСТЭК). Если декларант не имеет такой лицензии, то осуществляет свою деятельность через государственного посредника или организации, имеющей такую лицензию.
Согласно Приказу ГТК РФ от 31.08.2001 N 870 "О таможенном оформлении и таможенном контроле продукции военного назначения" (действовавшему до вступления в силу приказа ФТС РФ от 23.01.2007 N 79 "о таможенном оформлении и таможенном контроле продукции военного назначения"), таможенное оформление продукции военного назначения осуществляется при условии предоставления лицензии, выдаваемой в соответствии с установленным Порядком лицензирования продукции военного назначения. Копия лицензии должна быть предоставлена уже на "пункте пропуска через таможенную границу. При декларировании продукции военного назначения в ГТД должен быть указан номер лицензии, а в графе 31 ГТД под номером 1 проставляется категория продукции военного назначения, указанная в лицензии. Контроль за соблюдением порядка проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения возложен на отделы тарифного и нетарифного регулирования.
Импортер вправе до осуществления ввоза товара на территорию РФ обратиться либо в таможенный орган с запросом для проведения экспертно-аналитической оценки и получения решения либо непосредственно в компетентные органы за получением заключения.
Обществом не были приняты меры для получения необходимых документов до ввоза товара.
Согласно статье 158 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
По общему правилу документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, представляются в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией (пункты 1 и 2 статьи 131 ТК РФ). По мотивированному обращению декларанта представление названных документов допускается и после подачи таможенной декларации, но не позднее 45 дней с момента ее подачи при условии представления декларантом Письменного обязательства о представлении документов в установленный срок (пункт 5 статьи 131 ТК РФ). В этом случае товары подлежат условному выпуску (подпункт 3 пункта 1 статьи 151 ТК РФ).
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"' разъяснено, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Как следует из материалов дела, общество об условном выпуске товара не просило, письменного обязательства о представлении лицензии в более поздний срок не давало, следовательно, несоблюдение ограничений на ввоз товара в данном случае является оконченным административным правонарушением с момента подачи таможенной
Декларации доводы заявления противоречат материалам дела и не соответствуют законодательству.
Ссылка заявителя на включение товара в перечень перемещаемых в рамках межправительственного соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 18.02.94 "О производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности" также не может быть принята во внимание, поскольку в указанном специальном режиме ввозятся товары, необходимые для производства продукции оборонных отраслей промышленности, а не товары гражданского назначения.
Кроме того, согласно сообщению Федерального агентства по промышленности (далее
- Роспром) (л.д. З, т.З), ООО "НТП "Пиксел" в марте 2007 года подало заявку от 25.01.07 в
Роспром на ввоз продукции из Республики Молдова. На основании" этой заявки было выдано разрешение (перечень), зарегистрированное в ФТС под номером И10000000/230407/02950, лишь с даты регистрации (24.03.07) продукция могла перемещаться через границу РФ.
Заявитель не оспорил достоверность информации, изложенной в упомянутом сообщении Роспрома. Заявитель не сообщил о наличии препятствий в получении каких-либо доказательств.
Порядок таможенного оформления товара ввозимого в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности регулируется приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 999 "Об особенностях таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности" (с последующими изм.) (далее - приказ ГТК N 999).
Согласно п.9 приложения 2 к Приказу ГТК N 999, при декларировании товаров грузовая таможенная декларация заполняется в соответствии с правилами, установленными для соответствующих таможенных режимов, с учетом следующих особенностей:
а) в графе 37 "Процедура" в последних двух цифрах шестизначного когда процедуры перемещения товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом указывают цифру "43"
б) в графе 44 "Дополнительная информация/представляемые документы" указывают.
- под номером 7А наименование межправительственного соглашения дату него подписания и государство, с которым оно подписано;
- под номером 9 регистрационный номер перечня и дату его регистрации ГТК России ГТД N 10102150/100107/0086407 не содержит соответствующей информации.
Необходимые документы, позволяющие ввезти товар с соблюдением установленныхограничений, у заявителя отсутствовали как на дату подачи ГТД, так и до 23.04.07.
Заявитель и после получения разрешения Роспрома не предпринял мер по внесению соответствующих изменений в документы, представленные к таможенному оформлению.
При таких обстоятельствах следует признать, что таможня правомерно привлекла общество к административной ответственности. Процедура привлечения к ответственности таможней соблюдена. Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной для данного вида нарушений.
Основания для признания постановления незаконным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
Е.Г.Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 мая 2008 г. N А56-39528/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 сентября 2008 г. данное решение отменено