Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 24 марта 2008 г. N А56-5820/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 августа 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Рыбакова СП.,
при ведении протокола судебного заседания СП. Рыбаковым
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО " Петросервис"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными решений и требований
при участии
от заявителя Николаева Н.П. по доверенности от 4.02.08 г.
от заинтересованного лица Заярко Т.И. по доверенности N 16-06/07115 от 17.03.08 г.
Енешков А.В. по доверенности N 16-03/05714 от 03.03.08 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петросервис", уточнив в порядке ст.49 АПК РФ заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу - решений N 30/581 от 17.12.07 г., N 30/582 от 18.12.07 г., N 30/9 от 16.01.08 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требований N 16, N 20 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.08 г., N 240 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.02.08 г., решений N 187, N 188 от 04.02.08 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, решений N 38, N 39 от 04.02.08 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, решений N 30/330 от 17.12.07 г., N 30/316 от 18.12.07 г., N 30/5 от 16.01.08 г. об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, а также об обязании возместить путем возврата из федерального бюджета НДС по операциям на внутреннем рынке за май, июнь, июль 2007 г. в общей сумме 71 057 759 руб.
Ответчик требования ООО "Петросервис" не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:
20.06.07 г. ООО "Петросервис" представило в МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу налоговую декларацию по НДС за май 2007 г., 26.07.07 г. - корректирующую налоговую декларацию по НДС за май 2007 г., в которой отразило реализацию товаров в сумме 36 820 962 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 6 627 773 руб., налоговые вычеты в сумме 28 048 984 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 106 518 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 27 942 466 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 21 421 211 руб.
17.12.07 г. МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу вынесены решения N 30/581 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 30/330 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
Решением N 30/581 от 17.12.07 г. налоговая инспекция привлекла ООО "Петросервис" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, доначислила в КРСБ налогоплательщика НДС в сумме 106 348 руб., начислила штраф в сумме 21 269,60 руб., пени в сумме 3 438,58 руб., предложила внести необходимые исправления в документе бухгалтерского и налогового учета.
На основании решения N 30/581 от 17.12.07 г. МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу выставила налогоплательщику требование N 20 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.08 г., в связи с неисполнением в установленный срок которого вынесла решение N 188 от 04.02.08 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах в банках и решения N 38, N 39 от 04.02.08 г. о приостановлении операций по счетам.
20.07.07 г. ООО "Петросервис" представило в МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу налоговую декларацию по НДС за июнь 2007 г., в которой отразило реализацию товаров в сумме 63 525 171 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 11 434 531 руб., налоговые вычеты в сумме 33 069 459 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 187 523 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 32 881 936 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 21 634 928 руб.
18.12.07 г. МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу вынесены решения N 30/582 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 30/316 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
Решением N 30/582 от 18.12.07 г. налоговая инспекция привлекла ООО "Петросервис" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, доначислила в КРСБ налогоплательщика НДС в сумме 369 661 руб., начислила штраф в сумме 73 932,20 руб., пени в сумме 11952,37 руб., предложила внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании решения N 30/582 от 18.12.07 г. МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу выставила налогоплательщику требование N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.08 г., в связи с неисполнением в установленный срок которого вынесла решение N 187 от 04.02.08 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах в банках.
20 08 07 г ООО "Петросервис" представило в МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу налоговую декларацию по НДС за июль 2007 г., 02.10.07 , - корректирующую налоговую декларацию по НДС за июль 2007 г., в которой отразило реализацию товаров в сумме 27 124 729 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 4 882 451 руб., налоговые вычеты в сумме 32 884 071 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 113 889 руб., НДС. уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 32 770 182 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 28 001 620 руб.
16 01 08 г МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу вынесены решения N 30/9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 30/5 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
Решением N 30/9 от 16.01.08 г. налоговая инспекция привлекла ООО "Петросервис" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 219 664,40 руб., начислила пени в сумме 46 129,52 руб., предложила ООО "Петросервис" уплатить недоимку в сумме 1 098 322 руб.,начисленные штрафы и пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании решения N 30/9 от 16.01.08 г. МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу выставила налогоплательщику требование N 240 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.02.08 г.
Основанием для принятия данных решений явилось то, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу пришла к выводу, что действия ООО "Петросервис" направлены не на получение прибыли, а на получение необоснованной налоговой выгоды. По мнению налогового органа, изложенному в оспариваемых решениях, ООО "Петросервис" с момента создания не осуществляло предпринимательской деятельности, налогоплательщик получает прибыль за счет неправомерного предъявления к возмещению из бюджета сумм НДС. Фактические обстоятельства, установленные при проведении проверки, свидетельствуют о проведении сделок между ООЭ "Петросервис", ООО "Веда Плюс", ООО "Ленагро", ООО "Артикон" лишь с целью, направленной на незаконное изъятие из бюджета сумм НДС. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его поставщиков свидетельствуют о необоснованности налоговой выгоды и наличии признаков недобросовестности налогоплательщиков, таких как: низкая рентабельность хозяйственной деятельности организации и отсутствие финансовой стабильности; отсутствие у покупателей ООО "Петросервис" необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; на момент проведения мероприятий налогового контроля контрагенты не располагались по юридическим адресам, а их руководители от явки в налоговые органы уклонялись, документы для проведения проверки и налоговая отчетность не представлялись; движение денежных средств при расчетах с комиссионером ООО "Ленагро" осуществляется по расчетным счетам, открытым в одном банке; у ООО "Петросервис" отсутствуют документы складского учета; документы от имени организаций подписаны ненадлежащими лицами; сделки совершены лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия; ООО "Петросервис" не понесло реальных расходов по уплате в бюджет НДС; динамика возмещения НДС из бюджета свидетельствует о ничтожности налога, исчисленного обществом с выручки, по сравнению с НДС, уплаченным таможенным органам. Условия договора комиссии, заключенного между ООО "Петросервис" и ООО "Веда Плюс", о возложении расходов по транспортировке товара на комиссионера не соответствуют обязательным для сторон правилам, установленным законом для договоров комиссии. Наличие остатков нереализованного товара на счетах бухгалтерского учета не подтверждает: комиссионером ООО "Веда Плюс" и субкомиссионером ООО "Ленагро", акты сверки остатков нереализованных товаров, содержащие сведения о месте хранения товара, ООО "Петросервис" и ООО "Веда Плюс" не представлены. Товар полностью передается комиссионеру ООО "Веда Плюс", о чем свидетельствует отсутствие остатков товара на счете 41. Таким образом, можно сделать вывод, что сделку по передаче товаров на комиссию следует считать притворной, поскольку она совершена с целью прикрыть другую сделку и в силу пункта 2 статьи 170 ГК РФ является ничтожной. Фактически ООО "Петросервис" совершена сделка купли-продажи. В связи с этим реализация по отгруженным в адрес ООО "Веда Плюс" товарам составляет: за май 2007 г. 156 418 511 руб., НДС с реализации 28 155 332 руб., за июнь 2007 г. 185 772 890 руб.,* НДС с реализации 33 439 120 руб., за июль 2007 г. 189 807 215,96 руб., НДС с реализации 33 982 393 руб. Уплате в бюджет подлежит , налог на добавленную стоимость: за май 2007 г. 106 348 руб., за июнь 2007 г. 369 661 руб., за июль 2007 г. 1 098 322 руб. Возмещение налога заявлено неправомерно.
Не согласившись с вынесенными МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу решениями, ООО "Петросервис" обратилось в арбитражный суд.
Суд находит заявленные ООО "Петросервис" требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Порядок исчисления налога определен статьей 166 НК РФ.
-Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные положениями данной статьи налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, приобретение которых производится для осуществления признаваемых объектами обложения НДС операций, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Согласно пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), Документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и только после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных Документов.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Таким образом, в силу указанных положений НК РФ .условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС является предъявление ему налога поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактическая уплата налога налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в' целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Материалами дела подтверждается правильность исчисления ООО "Петросервис" налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и начисления НДС с реализации товаров, а также выполнение ООО "Петросервис" всех условий, необходимых для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость за май, июнь, июль 2007 г. и для возмещения из бюджета превышения по итогам указанных налоговых периодов налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Из материалов дела следует, что ООО "Петросервис" заключило контракты N CYP-RUS-001 от 05.02.07 г. с фирмой "LIMTEL INVESTMENTS LIMITED" (Кипр), N B-RUS-002 от 07.02.07 г. с фирмой "SPINIFEX LTD" (Белиз), в соответствии с которыми осуществило ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации ООО "Петросервис" в составе таможенных платежей произвело уплату НДС в мае 2007 г. в сумме 27 942 466 руб., в июне 2007 г. в сумме 32 881 936 руб., в июле 2007 г. в сумме 32 770 182 руб. Данные суммы отражены заявителем в представленных декларациях.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления и уплата ООО "Петросервис" сумм НДС таможенным органам при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации подтверждаются представленными в материалы дела копиями грузовых таможенных деклараций, выписок банка и платежных документов о перечислении денежных средств на счет таможенного брокера, распечаток таможенной карты и чеков об уплате таможенных платежей с отметками таможни.
Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации и уплата заявителем в бюджет сумм налога не оспаривается МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу. Правомерность применения налоговых вычетов признана вынесенными налоговым органом решениями.
Поставщиками услуг на территории Российской Федерации предъявлен заявителю НДС в мае 2007 г. в сумме 106 518 руб., в июне 2007 г. в сумме 187 523 руб., в июле 2007 г. в сумме 113 889 руб., что подтверждается счетами-фактурами. Данные вычеты также приняты налоговой инспекцией.
Приобретенные ООО "Петросервис" товары и услуги приняты к учету в установленном порядке.
Принятие товаров и услуг к учету подтверждается представленными в материалы дела копиями грузовых таможенных деклараций, журналов-ордеров и карточек счетов бухгалтерского учета, книг покупок за май, июнь, июль 2007 г.
Ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары приобретены ООО "Петросервис" в целях перепродажи и переданы на реализацию комиссионеру ООО "Веда Плюс" по договору комиссии N К-2006/1 от 15.03.07 г. На основании отчетов комиссионера о продаже товаров в налоговых декларациях по НДС за спорные периоды заявителем отражена реализация товаров, со стоимости переданных покупателям товаров исчислен НДС с реализации. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, возникла у заявителя в связи с тем, что не все импортированные товары, приобретенные ООО "Петросервис" в целях перепродажи, были реализованы на внутреннем рынке в мае, июне, июле 2007 г. .
Доводы вынесенных МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу решений о притворности совершенных обществом сделок и о сокрытии заявителем фактической реализации товаров и занижении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость материалами дела не подтверждены. .
Операции, признаваемые объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, определены статьей 146 НК РФ. К числу таких операций относится реализация товаров на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Следовательно, в силу указанных норм Налогового кодекса РФ передача товаров от комитента комиссионеру не является реализацией товаров и операцией, признаваемой объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Моментом определения налоговой базы по НДС в данном случае является дата передачи (выбытия) товара от продавца в адрес покупателей.
Списание ООО "Петросервис" товарно-материальных ценностей со счета 41 "Товары" в дебет счета 45 "Товары отгруженные" не свидетельствует о реализации товаров заявителем.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. N 94н, при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 "Товары" в дебет счета 90 "Продажи", если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 "Товары отгруженные". Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации установлено, что на счете 45 "Товары отгруженные" учитываются товарно-материальные ценности, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. При этом принятые на учет по счету 45 "Товары отгруженные" суммы списываются в дебет счета 90 "Продажи" одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров) либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему изделий.
При таких обстоятельствах отражение ООО "Петросервис" реализации товаров на основании отчетов комиссионера ООО "Веда Плюс" правомерно. Отраженная в налоговых декларациях, представленных обществом, реализация товаров соответствует данным отчетов комиссионера. Копии отчетов комиссионера, а также товарных накладных и счетов-фактур, выставленных покупателю, в материалах дела имеются.
Доказательств того, что указанные выше документы недействительны в силу их фальсификации либо по иным причинам и отраженные в них сведения недостоверны, инспекцией при рассмотрении дела не представлено.
Утверждая о притворности совершенных ООО "Петросервис" сделок и передаче права собственности на товары в полном объеме, инспекция в ходе мероприятий налогового контроля не установила маршруты движения товаров на внутреннем рынке и не выявила покупателей импортированных заявителем товаров. То обстоятельство, что покупатели импортированных ООО "Петросервис" товаров, не реализованных согласно отчетам комиссионера, налоговым органом не установлены, подтверждено представителем МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу в судебном заседании.
Также не представлено в материалы дела документов, свидетельствующих о том, что импортированные заявителем товары приобретены у последнего непосредственно комиссионером ООО "Веда Плюс". Напротив, документы, оформленные сторонами - договор комиссии, товарные накладные о передаче товаров на реализацию, отчеты комиссионер карточки учета товаров и расчетов по договорам комиссии по форме КОМИС-6, свидетельствуют о возникновении между ООО "Петросервис" и ООО "Веда Плюс" отношений по договору комиссии, а не по договору купли-продажи или поставки.
Таким образом, выводы инспекции о реализации товаров в полном объеме основаны на предположениях и не подтверждены документально, что исключает возможность использования этих "выводов в качестве основания доначисления заявителю: налоговой базы по НДС и налога с реализации. .
Претензии налоговых органов к деятельности ООО "Ленагро" и ООО "Артикон" в части отсутствия по месту нахождения, указанному в учредительных документах, и непредставления налоговой отчетности, не являются доказательством реализации импортированных заявителем товаров.
При таких обстоятельствах доводы МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу о занижении ООО "Петросервис" налоговой базы по налогу на добавленную стоимости материалами дела не подтверждены.
Признаков мнимой или притворной сделки, установленных статьей 170 ГК РФ, в заключенном между заявителем и ООО "Веда Плюс" договоре комиссии N К-2006/1 от 15.03.07 г. суд не усматривает.
Судом не принимаются доводы вынесенных МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу решений о недобросовестности ООО "Петросервис" как налогоплательщика.
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 25.07.01 г. N 138-0, на налоговые органы также возлагается обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика в порядке, установленном НК РФ.
Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности действий налогоплательщика, должны быть выявлены налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля и с бесспорностью указывать на совершение налогоплательщиком и связанными с ним лицами согласованных умышленных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели создание оснований для возмещения суммы налога из бюджета.
Налоговый орган не представил доказательств совершения ООО "Петросервис" и его контрагентами лишенных экономического содержания согласованных действий, направленных на искусственное создание условий для возмещения НДС, поскольку, как установлено материалами дела, заявитель осуществлял операции с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, фактически ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации с целью перепродажи. Налоговым органом при рассмотрении дела не опровергнуты и такие обстоятельства, как уплата сумм налога таможенному органу, оприходование товаров, частичная реализация товаров на внутреннем рынке, отражение реализации товаров в налоговых декларациях с начислением с реализации НДС в установленном порядке.
Наличие у заявителя прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности не оспаривается налоговым органом. Следовательно, хозяйственные операции общества обусловлены разумными экономическими причинами, а применение налоговых вычетов осуществлялось заявителем в связи с осуществлением реальной предпринимательской деятельности.
Низкая, по мнению налогового органа, величина рентабельности финансово-хозяйственной деятельности заявителя не свидетельствует об отсутствии в совершенных обществом хозяйственных операциях деловой цели и о неправомерности в связи с этим возмещения налога, поскольку обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала налогоплательщиком.
В отсутствие в материалах дела доказательств совершения ООО "Петросервис" и его контрагентами согласованных действий, направленных на искусственное, не связанное с реальной предпринимательской деятельностью, создание оснований для возмещения налога и наличия у налогоплательщика умысла, направленного на незаконное изъятие сумм НДС из бюджета, приводимые налоговым органом доводы о размере уставного капитала, об отсутствии ликвидного имущества, основных средств, складских помещений, транспорта, кадрового состава не являются подтверждением недобросовестности заявителя при реализации права на возмещение НДС.
Доказательств невозможности реального осуществления налогоплательщиком отраженных в учете хозяйственных операций по приобретению и перепродаже товаров при заявленной численности кадрового состава, а также необходимости для осуществления таких операций на условиях, определенных контрактами с иностранными поставщиками и договором с комиссионером, складских помещений, транспортных средств, иных основных средств МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу не представлено.
Наличие у налогового органа претензий к созданию и деятельности третьих лиц не может свидетельствовать о недобросовестности общества как самостоятельного налогоплательщика, поскольку положения НК РФ не позволяют сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия других организаций, в том числе участвующих в движении товаров, и за ненадлежащее исполнение такими организациями своих налоговых обязательств. Кроме того, налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о неисполненных обязанностях третьих лиц по уплате налогов в бюджет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 16.10.03 г. N 329-0, правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестный налогоплательщик" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Таким образом, фактические обстоятельства, с которыми закон связывает возмещени суммы налога из бюджета, подтвержденные материалами дела, МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу не опровергнуты, доказательства совершения заявителем и его контрагентами лишенных экономического содержания согласованных умышленных действий, лишенных деловой цели и направленных на искусственное создание условий для возмещения НДС, а также доказательства сокрытия заявителем налоговой базы по НДС ответчиком при рассмотрении дела не представлены. Приведенные налоговым органом доводы не позволяют утверждать о недобросовестности налогоплательщика, поскольку выводы налогового органа основаны на предположениях и не подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд не усматривает в действиях ООО "Петросервис"' нарушения положений статей 146, 166, 167, 171, 172, 173 НК РФ при исчислении налога и применении налоговых вычетов в мае, июне, июле 2007 г., а также недобросовестности и злоупотребления правом, предоставленным статьей 176 НК РФ, при предъявлении налога на добавленную стоимость возмещению из бюджета.
Следовательно, оснований для доначисления заявителю налоговой базы по НДС и налога с реализации, привлечения общества к ответственности и отказа в возмещении заявителю сумм НДС у МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу не имелось.
При таких обстоятельствах требования ООО "Петросервис" подлежат удовлетворению и принятые налоговым органом решения о привлечении к ответственности, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, решения о приостановлении операций по счетам и решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, оспариваемые заявителем, подлежат признанию недействительными.
Нарушенное право налогоплательщика подлежит восстановлению в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 176 НК РФ возмещение налога путем возврата на банковский счет налогоплательщика осуществляется по заявлению налогоплательщика.
Письменные заявления о возврате начисленных к возмещению сумм НДС поданы ООО "Петросервис" в МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу: 05.09.07 г. за май 2007 г., 04.10.07 г. за июнь 2007 г., 01.11.07 г. за июль 2007 г.
Согласно справке МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу о состоянии расчетов заявителя по налогам, сборам, взносам за ООО "Петросервис" числится задолженность по пени по налогу на прибыль. Заявителем представлены копии платежных поручений о погашении данной задолженности. Также за ООО "Петросервис" числится задолженность по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафам, начисленная оспариваемыми решениями.
Другой задолженности перед федеральным бюджетом заявитель согласно представленным документам не имеет.
Заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, в связи с чем оснований для распределения расходов по госпошлине не имеется .
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу N 30/581 от 17.12.2007 г., N 30/582 от 18.12.2007 г., N 30/9 от 16.01.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 187 от 04.02.2008, N 188 от 04.02.2008 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, N 38 от 04.02.2008 г., N 39 от 04.02.2008 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, N 30/330 от 17.12.2007 г., N 30/316 от 18.12.2007 г., N 30/5 от 16.01.2008 г. об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, а также требования N 16 и N 20 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2008 г., N 240 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.02.2008 г.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу возместить ООО "Петросервис" путем возврата на расчетный счет НДС по операциям на внутреннем рынке за май 2007 г. в сумме 21421211 руб., за июнь 2007 г. в сумме 21634928 руб., за июль 2007 г. в сумме 28001620 руб., всего в общей сумме 71057759 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.П.Рыбаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 марта 2008 г. N А56-5820/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника