Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 23 апреля 2008 г. N А56-2659/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Филиппова А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Троицкой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Заместителя прокурора Ленинградской
области в защиту государственных интересов
к 1) Администрации Пудостьского сельского поселения Гатчинского муниципального района
Ленинградской области , 2) ООО "Ритуал"
о признании недействительным договора
при участии
от истца: Бобкова Г.Г., удостоверение N 120612
от ответчика: 1) не явился (уведомлен)
2) Пядин А.И., генеральный директор (приказ N 1 от 08.05.03)
установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иском к Администрации Пудостьского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) и Обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее - Общество) о признании недействительным заключенного между ответчиками договора N 5/07 от 01.01.2007.
Представитель Администрации, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, 05.03.08 против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что ООО "Ритуал" входит в состав специализированной похоронной службы, созданной органами местного самоуправления, и что оспариваемый договор был заключен с соблюдением; требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", 11.04.08 направил дополнение к отзыву, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Общества против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на отсутствие оснований для признания спорного договора недействительным, отзыв на иск не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие Администрации в порядке пункта 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее:
01.01.2007 между Администрацией и Обществом (исполнитель) заключен договор N 5/07 по условиям которого Администрация поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство заведомо убыточной функции по выполнению работ в части транспортировки тел умерших (погибших) граждан в морги больниц и учреждения судебно-медицинской экспертизы, на условиях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и изложенных в договоре.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 договора исполнитель обязался производить вывоз тел умерших (погибших) граждан на территории муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района в морги больниц и учреждения судебно-медицинской экспертизы на основании поданных заявок от родственников, а при отсутствии родственников на основании письменной заявки Администрации.
При этом Администрация обязалась производить оплату расходов по транспортировке тел умерших (погибших) граждан на территории муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района, не имевших родственников, в соответствии с утвержденной калькуляцией на транспортировку (п. 3.1), оплата за транспортировку тел умерших (погибших), имевших родственников или исполнителей их волеизъявления, производится за счет этих лиц (п. 4.1).
Срок действия договора установлен до 01.01.2012 (п. 7.1).
Предъявляя требование о признании договора недействительным, Заместитель прокурора Ленинградской области ссылается на несоответствие его требованиям п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 25, п.п. 1, 2 ст. 9, п. 3 ст. 9, ст. 15 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указывая, что в соответствии с требованиями приведенного законодательства погребение умершего и оказание услуг по погребению должно осуществляться специализированными службами, создаваемыми органами местного самоуправления.
Действительно, в силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
При этом пункт 1 статьи 9 и пункт 3 статьи 12 Закона о погребении содержат перечни услуг, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, имеющих и не имеющих родственников.
Эти перечни включают работы, связанные непосредственно с погребением:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация).
Работы по транспортировке тел умерших (погибших) граждан в морги больниц и учреждения судебно-медицинской экспертизы не относится Законом о погребении к услугам, оказываемым специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Кроме того, закон не определяет организационно - правовую форму, в которой должна быть организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, создаваемая органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.2 Устава муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области Пудостьское сельское поселение входит в состав Гатчинского муниципального района, который ранее был муниципальным образованием "Гатчинский район".
В соответствии со ст. 40 4.40.1. Устава Гатчинского муниципального района нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления МО "Гатчинский район", являются действующими в части, не противоречащей федеральному законодательству, законодательству Ленинградской области и Уставу Гатчинского муниципального района, на всей территории Гатчинского муниципального района до принятия нового нормативного правового акта органами местного самоуправления Гатчинского муниципального района, регулирующего тот же круг правоотношений.
Постановлением главы администрации МО "Гатчинский район" N 609 от 04.12.1997 была создана специализированная служба, в состав которой Постановлением главы МО "Гатчинский район" N 1169 от 30.06.2003 г. было включено ООО "Ритуал" временно, затем постановлением N 1943/1 от 02.10.2003 года постоянно.
Указанные Постановления (N 609, N 1169) не отменялись, новых муниципальных правовых актов, регулирующих тот же круг правоотношений, в соответствии с которым данное постановление утратило силу, издано не было.
Оспариваемый договор был заключен без проведения торгов с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"," устанавливающие порядок и условия расходования бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Учитывая вышеизложенное, нарушений действующего законодательства в части выполнения требований Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 г. "О погребении и похоронном деле", Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при заключении оспариваемого договора допущено не было.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
А.Е.Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 апреля 2008 г. N А56-2659/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника