Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 11 июня 2008 г. N А56-14096/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 11 июня 2008 года
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Исаевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климентьёвым Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Зеленое хозяйство"
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области о признании недействительным Решения при участии в заседании:
- от заявителя: Якимова О.В., доверенность от 09.06.2008 б/н, Вигорский Ю.А., доверенность от 15.04.2008 б/н;
- от налогового органа: Санец А.В., доверенность от 1.6.01.2008 N | 1-06/937
установил:
ОАО "Зеленое хозяйство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области N 03-05/19986 от 07.05.2008 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Дело признано подготовленным, предварительное судебное заседание завершено. С учетом мнения сторон и руководствуясь п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд определил назначить дело к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании.
Налоговый орган возражал против доводов заявления по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что на ОАО "Зеленое хозяйство", единственным владельцем акций которого является Муниципальное образование "Тихвинский район Ленинградской области" в лице Администрации муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области" (100%), распространяются положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), согласно которым организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд установил.
По результатам выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджета налогов, в том числе НДС за период с 21.01.2005 по 30.09.2007, налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, транспортного налога, НДФЛ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, единого налога, уплачиваемого в связи с применением . упрощенной системы налогообложения за период с 21.01.2005 по 31.12.2006, ЕНВД'для определенных видов деятельности налоговым органом составлен Акт от 02.04.2008 N 03-05/11 и принято Решение N 03-05/19986 от 07.05.2008 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Оспариваемым налоговым Решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 357320 руб. за неуплату НДС, пеней в размере 195419 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в размере 1786599 руб., сдать декларации.
На основании распоряжения Совета депутатов Муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области" от 23.06.2004 N 696 путем приватизации муниципального имущества МО "Тихвинский район Ленинградской области" по способу - внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Зеленое хозяйство" создано ОАО "Зеленое хозяйство" с уставным капиталом 100000 pyf состоящим из 100 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 руб; каждая.
Единственным владельцем акций Общества является Муниципальное образование "Тихвинский район Ленинградской области" в лице Администрации муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области" (100%).
С 01.01.2006 Общество применяет упрощенную систему налогообложения на основании Уведомления МИФНС России N 6 по Ленинградской области от 05.12.2005 N 220.
При принятии оспариваемого решения налоговый орган руководствовался письмом от 21.05.2007 N ММ-6-02/406@, которым Федеральная налоговая служба РФ направила для использования в работе письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124 по вопросу определения, возможности применения упрощенной системы налогообложения акционерными обществами, учредителями которых является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальное образование. Из указанных писем следует, что на акционерные общества, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, распространяются положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, согласно которым организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %, не вправе применять упрощенную систему натогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели наряду с общей системой налогообложения могут применять упрощенную систему налогообложения, переход к которой осуществляется в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 346-.12 НК РФ организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о таком переходе, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 млн рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
В п. 3 ст. 346.12 НК РФ приведен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Согласно пп. 14 п. 3 данной статьи Кодекса к таким лицам отнесены организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 5000 их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и иных отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим кодексом.
В п. 2 ст. 11 НК РФ определено, что организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Ввиду изложенного Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, являющиеся собственниками бюджетных учреждений, не подпадают под понятие "организация" в целях применения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ПК РФ) юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (пункт 2 статьи 48 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ и п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория. в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что общество создано на основании распоряжения Совета депутатов Муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области" от 23.06.2004 N 696 путем приватизации муниципального имущества МО "Тихвинский район Ленинградской области" по способу - внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Зеленое хозяйство". МО Тихвинский район Ленинградской области" не является организацией применительно к тому понятию, которое содержится в пункте 2 статьи 11 НК РФ и подлежит применению в целях Налогового кодекса Российской Федерации.
Муниципальные предприятия и организации входят в состав муниципальной собственности (пункт 1 статьи 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором статья 11 НК РФ использует указанный термин, а на упрощенную систему налогообложения вправе претендовать организации независимо от организационно-правовой формы, в которой они созданы, но с учетом ограничений, предусмотренных для налогоплательщиков в пунктах 2 и 3 статьи 346.12 НК РФ.
Таким образом, вывод налоговой инспекции о неправомерности применения обществом упрощенной системы налогообложения со ссылкой на положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не основан на законе.
Письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124, рекомендованные Федеральной налоговой службой РФ для использования в работе, носят противоречивый характер. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах оспариваемое налоговое решение подлежит признанию недействительным.
В связи с удовлетворением заявления ОАО "Зеленое хозяйство" расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. 00 коп. подлежат взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным Решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области N 03-05/19986 от 07.05.2008 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области в пользу ОАО "Зеленое хозяйство" расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
И.А.Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июня 2008 г. N А56-14096/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника