Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 5 июня 2008 г. N А56-40907/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 05 июня 2008 года.
Председательствующий судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Баталова Л.А., судьи Глазков Е.Г., Корушова И.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудневой М.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА" заинтересованное лицо Совет депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании недействующим нормативного акта при участии
от заявителя пред. Рябинин Р.Ю., доверенность б/н от 05.05.2008
от заинтересованного лица не явились, извещены
установил:
ОАО "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА" (далее ОАО "ЦЕСЛА", Заявитель) просит признать недействующим Решение Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" от 29.12.2004 N 278-сп "О внесении изменений в Решение Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005год" в части установления ставки земельного налога в размере 8,2074 рублей за квадратный метр в год для массива N 21, как противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в их редакции, действовавшей в 2005 году и на момент вступления оспариваемого акта в законную силу: ст.ст. 3, 5, 53 Налогового Кодекса РФ; ст.8 закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"; ст.2 ФЗ от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть НК РФ и некоторые другие законодательные акты..."; Федеральным Законам от 28.08.1995 N 154-ФЗ и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации" (ст.84); ст. 19 Устава Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области (л.д. 58).
Совет депутатов муниципального образования "Сланцевский муниципальный район Ленинградской области" заявленных требований не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое Решение было принято в связи с изменением норм Федерального законодательства (ФЗ от 29.11.2006 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть НК РФ и некоторые другие законодательные акты..."). Размер ставки земельного налога соответствовал и не противоречил нормам Федерального законодательства, возможность дифференциации средних ставок была предусмотрена ст. 8 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и основывалась на комплексной оценке градостроительной ценности земли' для города Сланцы, разработанной НИИ Градостроительства, коэффициент дифференциации установлен с учетом ценности участка, находящегося в черте города Сланцы, применялся с 2003 года, составлял для Заявителя 1,87 и ранее им не оспаривался; оспариваемое Решение подписано заместителем председателя собрания представителей, осуществляющим функции председателя в его отсутствие.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 22 мая 2008 года был объявлен перерыв до 29 мая 2008 года.
Дело рассмотрело в соответствии с требованиями ст.ст. 194, 195 АПК РФ.
Собрание представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области приняло Решение от 29.12.2004 N 278-сп "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005 год".
В Приложении N 1 к Решению от 29.12.2004 N 278-сп указаны "Дифференцированные ставки за землю в черте города с учетом месторасположения и зон градостроительной ценности (кроме земель сельскохозяйственного использования, земель, занятых личными подсобным хозяйством и жилищным фондом, садовыми и дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами), рублей за квадратный метр",
В Приложении N 1 для массива N 21 в графе "3" ставка земельного налога указана в 8,2074 руб. за квадратный метр для промышленных предприятий. ОАО "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА" расположено в массиве N 21, где ему выделен земельный участок в бессрочное пользование, кадастровый номер 47-С1-21-И.
Решением Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградскрй области от 29.11.2004 N 273-сп была установлена ставка земельного налога для массива N 21 в 7,4613 руб. за квадратный метр.
Базовая ставка за земли городов и поселков В Решении от 29.11.2004 N 273-сп указана в 3,99 руб. за квадратный метр, а з Решении от 29.12.2004 N 278-сп - 4,389 руб. за квадратный метр, с учетом коэффициента 1,1 введенного ст.4 ФЗ от 29.11.2004г. N 141-ФЗ (3,99x1,1 4,385),
ОАО "ЦЕСЛА" полагает, что оспариваемое Решение нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на него обязанности по уплате сумм земельного налога в завышенном размере.
Ставки земельного налога на территории Ленинградской области установлены Решением Собрания депутатов Ленинградской области "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.11.2004 N 273-сп.
Решением от 29.12.2004 N 278-сп изменения и в отношении ставки земельного налога по массиву N 21 по Приложению N 1 к решению от 29.12,2004. Изменения заключались в исполнении требований ст.4 Федерального Закона N 141-ФЗ от 29.11.2004 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации...".
В указанной статье устанавливалось, что действующие в 2004 году размеры ставки земельного налога применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
Ставки земельного налога на 2004 год были установлены Решением Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 25.02.2004 N 233-сп", в том числе в отношении земельного массива N 21, кадастровый N 41-cl-21 в размере 7,4613 руб. за квадратный метр (п. 16 Приложения N 1 к Решению от 25.02.2004 N 233-сп).
Следовательно применение ст.4 ФЗ N 141-ФЗ от 29.11.2004 повлекло изменение оспариваемого размера налога как в отношении к размеру ставок 2004 года (7,4613x1,1=8,20743), так в отношении размера ставки по участку кадастровый N 47-С1-21 в 2005 году по Решению от 29.11.2004 N 273-сп (7,4613x1,1=8,20743).
Из существа оспариваемого акта следует, что он не имеет самостоятельного значения, является изменением к акту, устанавливающему земельный налог на 2005 год. При этом действующим нормативным актом об установлении земельного налога считается Решение от 29.11.2004 N 273-сп, в редакции от 29.12.2004.
Таким образом, Решение от 29.12.2004г. самостоятельного значения не имеет, ставки земельного налога не устанавливает, поэтому основания оспаривания этого документа относительно нормативных актов, регулирующих порядок установления налогов, не применимы. В то же время Заявитель не оспаривает действительность Решения от 29.12.2004 N 278-сп относительно соответствия ст.4 ФЗ N 141-ФЗ от 29.11.2004.
Права Заявителя оспариваемым актом не нарушены и потому императивное требование ст. 4 Федерального закона N 141-ФЗ от 29.11.2004 о применении в 2005 года ставок земельного налога, действовавших в 2004 году с коэффициентом 1,1 он обязан был исполнить независимо от внесения изменений в нормативные акты муниципального органа, устанавливающего ставки земельного налога; при одинаковых размерах ставок 2004 и 2005 годов в 7,4613 рублей за квадратный метр земли, что обязательства Заявителя в отношении размера платы за землю не изменились. Поскольку ФЗ N 141-ФЗ от 29.11.2004 был опубликован в "Российской газете" N 265 30.11.2004, то есть вступил в силу до 1-ого числа налогового периода расчета платы за землю, то опубликование оспариваемого акта в более поздние сроки не противоречит положениям ст. 5 НК РФ в отношении увеличения ставок на коэффициент 1,1 к размерам, действовавшим в 2004 году, определенных Федеральным Законом.
Ставка земельного налога на землю массива N 21 в размер 7,4613 рублей за квадратный метр была установлена Решением Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области N 233-СП от 29.11.2004, опубликованным в газете "Знамя труда" за 30.11.2004, что так же не противоречит положениям ст. 5 НК РФ.
При этих обстоятельствах неправомерны доводы заявителя о том, что ставки налога, установленные на 2005 год, должны были бы действовать только с 01.01.2006, что исключается утратой с этого момента силы Законом "О плате за землю", поскольку действие и ставки и коэффициента определены нормативными актами принятыми и опубликованными до 01.01.2005 года и только на 2005 год.
Заявитель полагает Решение N 278-сп от 29.12.2004 недействующим в оспариваемой части относительно ст. 3, п. 2 ст. 53 НК РФ, ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", п. 15 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" поскольку:
- средняя ставка превысила предельно допустимую среднюю ставку;
- размер налоговых ставок установлен без учета положений п. 15 Инструкции N 56 от 21.02.2000, поскольку не были определены площади оценочных зон;
- дифференциация средних ставок земельного налога по видам осуществляемой налогоплательщиком деятельности нарушает принцип равного налогового бремени, предусмотренного ст.ст. 8, 19, 57 Конституции РФ, а дифференциация налоговых ставок только по местоположению и землям различной градостроительной ценности территории (без учета вида деятельности) не производилась;
- при отсутствии утвержденного в установленном порядке генерального плана города Сланцы, надлежащей экономической оценки территории города, отсутствовали и основания для зонирования территории по градостроительной ценности, а, следовательно, и возможность дифференциации средней ставки земельного налога.
Эти доводы не являются основанием признания недействующей оспариваемой части Решения от 29.12.2004 N 278-сп, а именно:
- Решением от 29.12.2004 N 278-сп ставки земельного налога не устанавливались, так как они были определены на 2005 год Решением того же органа от 29.11.2004 N 273-сп, воспроизводили размер ставок, установленных на 2004 год, и Заявителем не оспаривались;
- признание нормативного акта недействующим, направлено на защиту прав заявителя в будущем (п. 5 ст. 195 АПК РФ), относительно действующих нормативных актов, тогда как налоговые обязательств заявителя изменились с 01.01.2006, и упомянутые им нормативные акты прекратили сисю действие к 01.01.2006.
Довод Заявителя о превышения средней налоговой ставки не создает оснований для признания недействующим Решения в этой части поскольку:
- ставки земельного налога определяются уполномоченными органами местного самоуправления, и дифференцируются им самостоятельно;
- в соответствии со ст. 8 ФЗ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 налог за землю устанавливался на "основе средних ставок", при этом ссылка на "приложение 2 таблицы 1, 2, 3)" в ч. I ст. 8 того же Закона, в которой указаны ставки, как и иные положения этого Закона не определяют указанные ставки как предельно допустимые;
- положения ст. 53 НК РФ для целей признания недействующим Решения муниципального органа не применимы, поскольку в редакции ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" императивно предел ставки не установлен; термин "средняя ставка" не может толковаться как "предельно допустимая"; более того Закон предполагает увеличение этой ставки на дополнительные коэффициенты;
- Решение местного представительного органа в части расчета размера земельного налога основано на, установленном Законом регионального органа (Закон Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-03 "О плате за землю Ленинградской области") размере базовой ставки;
- в своем расчете средней ставки Заявитель самостоятельно рассчитывает эту ставку исходя из суммы дифференцированных ставок, установленных тем же Решением, поделенных на количество зон в городе, и сравнивает их с базовой ставкой, установленной региональным законодательством, а не федеральными законами.
Ссылки Заявителя на отсутствие обоснованных критериев оценки облагаемого налогом земельного участка, в том числе "зон различной градлгтрпитетной ценности" не могут быть положены в основание удовлетворения его требования, поскольку предприятие находится в черте города Слайды, имеющего схему границ массивов градостроительной ценности, что позволяет дифференцировать налоговую ставку земли, находящейся d черте города и используемой под промышленные цели.
Не основательны доводы о налоговой дискриминации заявителя, поскольку дифференциация ставок земельного налога допускается действующим законодательством в зависимости от разрешенного вида использования (ч. 2 ст. 394 НК РФ), каковым в настоящем случае является промышленное использование земли города. Этот же смысл заложен в положения ст.ст. 2, 3, 8 ФЗ "О плате за землю", связывающих размер платы за землю с особенностями ее использования.
Таким образом, оспариваемый акт не нарушал прав Заявителя, и не противоречит нормативным актам более высокого уровня.
Не состоятельны доводы Заявителя и относительно полномочий Собрания представителей Муниципального образования в отношении принятия актов по земельному налогу;
- Устав муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области был опубликован в газете "Знамя труда" за 20.09.1996;
- "Временное положение о заместителе, председателя Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области" утвержденное Решением Собраний представителей Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 30.01.2001 N 21-сп (л.д. 12 т. 2) наделяет заместителя председателя функциями председателя на время его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей (п. 4.3 Положения);
- Решением Собрания представителей Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 27.02.2002 N 124-сп (л.д. 4 т. 2) был избран Подоляко В.М., подписавший Решение от 29.12.2004 в соответствии со своими полномочиями.
При этих обстоятельствах Решение Собрания представителей принято в пределах полномочий действующего органа местного самоуправления и его руководителя.
Как уже указывалось, оспариваемое Решение не действовало и не могло действовать в 2006 году, что опровергает довод об утрате Собранием представителей Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области полномочий.
Указанные обстоятельства не создают оспариваемому акту качеств несоответствия Законам об общих принципах самоуправления в Российской Федерации от 28.08.1995 N 154-ФЗ и от 06.10.2003 N 131 -ФЗ.
Отсутствие несоответствий Решения Собрания представителей Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области 2004 года ст. 2 ФЗ от 29.11.2004г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть НК РФ и некоторые другие законодательные акты" вытекает из того факта, что в этой статье содержится перечень нормативных актов, утративших силу с 01.01.2006, тогда как акты, устанавливающие ставки платы за землю в 2005 году, были приняты в 2004 году, действовали в течении 1 года, то есть до 31.12.2005 и их сопоставление не создает признаков "недействующей нормы" как соотношение оспариваемой нормы и действующей нормы, более высокого уровня.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, нарушений прав и законных интересов Заявителя оспариваемая норма не создает.
Руководствуясь статьями 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать Решение Собрания представителей Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.12.2004 N 278-сп "О внесении изменений в решение собрания представителей Муниципального образования "Сланцевский район" от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005год" в части, установления ставки земельного налога в размере 8,2074 руб. за квадратный метр в год для массива N 21 соответствующим нормам ст.ст. 3, 5, 53 Налогового кодекса РФ, ст.8 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738, ст.2 Федерального Закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ", Федеральному закону от 28.08.1995г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 84 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", ст. 19 Устава муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области.
Расходы по гос. пошлине оставить на Заявителе.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления решения в силу.
Председательствующий |
Л.А. Баталова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
|
И.М. Корушова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 июня 2008 г. N А56-40907/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника