Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 5 апреля 2007 г. N А56-26431/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Спецаковой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коновод И.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ОАО "Научно-Производственное объединение Завод "Волна"
ответчик Межрайонная ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения
при участии
от истца Глотова И.В. по доверенности от 11.12.2006 г. N 7
от ответчика спец. 1-ого разряда юрид. отд. Смелянская А.Б. по доверенности от 09.03.2007 г. N 19-10/06427
установил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение Завод "Волна" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Санкт-Петербургу N 6-04-422 от 27.06.2006 года и требований об уплате налога и налоговых санкций от 27.06.2006 г. N 6-04-422/1, 6-04-422/2.
Заявитель в судебном заседании уточнил заявление и просит признать недействительным решение в части уплаты налога, пеней и штрафа на сумму разницы площади, находящейся под инженерными сетями в 2004, 2005 годах и суммы под площадями, занятыми мобилизационными мощностями в 2005 году, соответственно: налог в сумме 2 336 941 руб., пени в сумме 306 824 руб. и штраф в сумме 467 388 руб. по статье 122 (п. 1) НК РФ, а также требования в части указанных сумм налога, пеней и штрафа.
По мнению заявителя, им правомерно применена льгота при исчислении налога на землю в оспариваемой части, предусмотренная ст. 12 (п. 13) Закона РФ "О плате за землю".
Налоговая инспекция доводы заявителя отклонила, ссылаясь на то. что заявителем при расчете земельного налога неправильно указана площадь земельного участка 6 573 кв. м - инженерные сети и коммуникации, обеспечивающие жизнедеятельность предприятия в 2004 году, а в 2005 году льгота законом не предусматривалась.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки Открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение Завод "Волна" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период 2004, 2005 годов составлен акт N 6-04-422 от 02.06.2006 года и принято решение от 27.06.2006 года N 6-04-422.
На основании решения вынесены требования об уплате налога и об уплате налоговых санкций от 27.06.2006 г. соответственно N 6-04-422/1 и N 6-04-422/2.
Заявитель полагает, что налоговой инспекцией излишне начислена сумма земельного налога за 2004 и 2005 годы с площади 6 078 кв. м. (12 651 кв. м. - 6 573 кв. м.)
Как следует из материалов дела, Завод имеет ряд зданий (объектов недвижимости) на земельном участке, расположенном на территории Кировского Административного района Санкт-Петербурга в зоне градостроительной ценности: ПЮ 34 N 4, по адресу: 198095. г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 29.
Завод производит оплату земельного налога по фактическому землепользованию.
Согласно справке, представленной Заводом налоговой инспекции в ходе проверки для исчисления земельного налога, в фактическом землепользовании Завода находится земельный участок общей площадью 50503,4 кв. м., в том числе 14300,9 кв. м. - под объектами мобилизационного, назначения.
Налоговая инспекция по результатам проверки установила, что площадь, не заявленная в справке под инженерными сетями и коммуникациями составляет 6078 кв. м, поскольку площадь земельного участка размером 6573 кв. м - инженерные сети и коммуникации, обеспечивающие жизнедеятельность предприятия заявлена организацией неправильно. Также налоговая инспекция полагает, что льгота в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения, в 2005 году не действует, поскольку Законом "О плате за землю" не предусмотрена.
Между тем, суду заявителем представлены соответствующие справки, составленные по надлежащим формам 1, 2, 3, подтверждающие, что площадь под инженерными сетями составляет всего 6 573 кз.м.
Таким образом, налоговой инспекцией необоснованно излишне начислена сумма налога за 2004 и 2005 годы с площади 6 078 кв. м.
ОАО "НПО Завод "Волка" является оборонным предприятием и имеет мобилизационное задание на поставку продукции для государственных нужд. Здания, сооружения, оборудование, оснащение завода закреплены за мобилизационными мощностями. Перечень имущества мобилизационного назначения и перечень земельных участков, ка которых размещены производственные объекты мобилизационного назначения утверждены и согласованы в соответствии с мобилизационным заданием на особый период.
Документы, подтверждающие право льготного налогообложения по земельному налогу, представлялись налоговому органу в ходе налоговой проверки, что не оспаривается налоговой инспекцией.
Однако Инспекция при расчете налога за 2005 год не учла площадь земельного участка под объектами мобилизационного назначения, ссылаясь на то, что заявленные обществом в качестве льготируемых объекты не подпадают под действие Закона "О плате за землю", поскольку в нем не отражены, а также на тот факт, что на 2005 год законом Санкт-Петербурга не установлены льготы по данным объектам.
Согласно пункту 3 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения земельным налогом освобождаются организации - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения.
В силу статьи 8 Закона N 141-ФЗ с 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территории этик муниципальных образований (субъектов Российской Федерации).
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно статье 3 Закона N 141-ФЗ до принятия представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 01.01.2005 в соответствии с настоящей главой земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется Закон "О плате за землю".
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 141-ФЗ в связи с введением в действие с 01.01.2005 главы 31 "Земельный налог" Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-10 "О плате за землю" полностью утрачивает силу только с 01.01.2006, за исключением статьи 25.
Таким образом, суд полагает обоснованным довод заявителя о наличии у него в спорном периоде права на применение льготы при исчислении и уплате налога на землю в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о - налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 предоставляют налогоплательщику возможность использовать право на налоговую льготу при условии представления в налоговый орган доказательств, подтверждающих наличие оснований для ее применения.
В соответствии с пунктом 13 статьи 12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что законодатель связывает предоставление льготы с использованием земельных участков именно под хранение материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным 02.12.2002 Минэкономразвития Российской Федерации N ГГ-181, Министерством финансов Российской Федерации N 13-6-5/9564 и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам N БГ- 18-0 1/3 (далее - Положение), был установлен порядок оформления документов, необходимых для предоставления льгот по земельному налогу для организаций, имеющих мобилизационные задания и выполняющих работы по мобилизационной подготовке.
Согласно пункту 3.2 Положения, для документального подтверждения права на льготу по земельному налогу организации подготавливают перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) (форма N 3).
Указанные документы представлены в ходе проверки, что не оспаривается налоговой инспекцией.
На основании изложенного заявитель правомерно применил льготу по земельному налогу в 2005 году в части земель, находящихся под объектами мобилизационкого назначения, а поэтому доначисление земельного налога является неправомерным. Решение инспекции и требования об уплате налога и налоговой санкции в этой части следует признать недействительными.
Руководствуясь статьями 110, 176-179, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 19 по Санкт - Петербургу от 27.06.2006 года N 06-04-422 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты налога, пеней и штрафа на сумму разницы площади, находящейся под инженерными сетями в 2004, 2005 годах, и суммы под площадями, занятыми мобилизационными мощностями в 2005 году, соответственно: налог в сумме 2336941 руб., пени в сумме 306824 руб., штраф в сумме 467388 руб., и требования от 27.06.2006 г. N 06-04-422/1 в части уплаты налога в сумме 2336941 руб., пени в сумме 306824 руб. и N 6-04-422/2 в части уплаты штрафа в сумме 467388 руб.
Возвратить Открытому акционерному обществу "НПО "Завод Волна" из Федерального бюджета уплаченную по делу госпошлину в сумме 3000 руб.
Выдать справку на возврат после вступления решения в законную силу. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Т.Е. Спецакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 апреля 2007 г. N А56-26431/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника