Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 3 апреля 2007 г. N А56-37909/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2007 г
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области составе: судьи Галкина Т.В..
при ведении протокола секретарем судебного заседания Цымбалюк А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Тихвинский мясокомбинат"
ответчик Межрайонная Р1ФНС России N 6 по Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии
от заявителя: предст. Бакаев А.А., предст. Коновалова С.В.
от ответчика: предст. Назарова А.В.
установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием с учетом уточнений о признании недействительным решения МП ФНС России N 6 по Ленинградской области от и.08.2006 г. N 03-05/30267 в части доначисления налога на прибыль и НДС, начисления пени, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ (л.д. 6. протокол судебного заседания от 27.03.2007 г.).
Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд. исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО "Тихвинский мясокомбинат) за период с 01.01.2003 :. по 31.12.2005 г,, по результатам которой составлен акт от 05.06.2006 г. N 24 (л.д. 10; и принято решение о привлечении к налоговой ответственности от 11.08.2006 г. исх. N 03-05/30267 от 01.09.2006 г. (л.д. 43).
Налоговым органом признаны необоснованными затраты по договору от 01.10.2003 г. N 50-ХС. заключенному заявителем с ООО "Холдинговая компания "Парнас".
По мнению налогового органа, цена на оказание юридических услуг и на оказание услуг по управлению обществом превышают рыночную цену более чем на 20%.
Критерием рыночной цены налоговым органом приняты ответы на запросы ООО "Консультант". Областной юридической Бизнес-Коллегии. ЗАО ТЗТМ "Титран", индивидуального предпринимателя Виноградова В.П.
Статья 40 НК РФ определяет принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких, товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение страхование и иные подобные затраты.
11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4-11 настоящей статьи.
13. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой настоящего Кодекса "Налог на прибыль (доход) организаций".
Налоговым органом в нарушение п. 11 ст. 40 НК не получена информация из официальных источников о рыночных ценах на эти услуги.
В решении идентичность оказанных услуг обосновывается тем, что они оказаны не взаимозависимыми лицами и сроки их исполнения аналогичны. Кроме того, указан и аналогичный порядок оплаты оказанных услуг - по факту оказания услуг.
Вывод об идентичности оказанных услуг в сопоставимых условиях некорректен, так как значительно не совпадает условие их оплаты.
В решении МИФНС РФ N 6 по Лен. области никак не подтверждается качество и репутация услуг, оказываемых на рынке теми лицами, которые приведены в пример для формирования рыночной стоимости.
Пунктом 5 статьи 40 НК РФ дано определение рынка услуг. Им признается сфера обращения этих услуг, определяемая исходя из возможности покупателя реально и без значительных дополнительных затрат приобрести услугу на ближайшей по отношению к покупателю территории РФ или за её пределами.
Рассмотрение арбитражных дел по искам ОАО "Тихвинский мясокомбинат" осуществлялось на территории г. Санкт-Петербурга и г. Вологды.
Стоимость услуг по подготовке материалов для судебных слушаний и по участию представителей управляющей компании в самих судебных заседаниях к зависит от суммы поданных или предъявленных исков и является твёрдой величиной для ОАО "Тихвинский мясокомбинат", что тоже исключает их сравнение в идентичности с указанными в решении (п. 9 ст.40 НК РФ).
Стоимость услуг по подготовке и проведению общих собраний акционеров включает в себя не только само непосредственное проведение собрания, но и всю подготовительную работу, предшествующую ему. в частности: публикации в печатных изданиях о дате и времени проведения собраний, письменное информирование акционеров, запрос реестродержателю по сведениям о составе акционеров, сбор и подготовка большого количества информационных материалов для акционеров и т.д.
Данный подход необходимо применять и при формировании стоимости 1 нормо-дня по проведению заседания Совета директоров.
В связи с этим, рассмотрение рыночной стоимости аналогичных услуг необходимо производить исходя из вышеперечисленных работ, во взаимосвязи с объёмом подготовительных работ, которые в итоге включаются в конечную стоимость 1 нормо-дня, а не исходя из времени проведения самого собрания акционеров или Совета директоров.
Перечень работ, включаемых в стоимость 1 нормо-дня работы ИП Вноградова В.П.. руководству ОАО "Тихвинский мясокомбинат" не представлялся и не известно как рассчитывался.
Юридическая экспертиза договоров. заключаемых ОАО "Тихвинский мясокомбинат", включает в себя не только формальное проставление визы ответственных сотрудников, но и первичную проработку формы и содержания самих договоров, юридическую проверку предоставляемых документов возможным покупателем, работу сотрудников службы безопасности управляющей компании в части сбора информации о платёжеспособности клиента и другие мероприятия.
В связи с этим, сформированная стоимость 1 нормо-часа работы включает в себя и стоимость подготовительной работы. Что включает в себя стоимость 1 нормо-часа работы ИП Виноградова В.П. неизвестно, калькуляция стоимости ОАО "Тихвинский мясокомбинат" не представлена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ предприятие формирует первоначальную стоимость основных средств, включаемых в состав амортизируемого имущества.
Отнесение услуг по проведению оценки восстановительной стоимости основных средств в состав расходов по налогу на прибыль регулируется подпунктом 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Согласно ему в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относится оплата услуг специализированных организаций по оценке имущества.
Таким образом, включение в состав расходов стоимости услуг по проведению тендера на проведение независимой оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 260.941 руб. является правомерным.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг.
Дополнительная эмиссия акций ОАО "Тихвинский мясокомбинат" была осуществлена в 2004 году.
В связи с этим инспекцией правомерно исключена из состава расходов стоимость услуг по подготовке и проведению дополнительной эмиссии акций Общества в 2003 году в размере 315.696руб., но не правомерно не включена в состав внереализационных расходов в 2004 году (зарегистрированный отчёт о дополнительной эмиссии акций от 11.09.2004г.).
Исходя из этого, делать вывод об экономической нецелесообразности данных расходов, не приведя разумных аргументов в пользу этого суждения, предоставляется некорректным.
При включении в налоговые вычеты НДС, уплаченного по указанным выше услугам, не противоречит требованиям, ст.ст. 171, 172, 173, 176 п.п. 1-3 НК РФ, тем более заявитель подтвердил документально уплату НДС стороне по договору, отражение операций по бухгалтерскому учету.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Призанять недействительным решение МИ ФНС России N 6 по Ленинградской области от 11.08.2006 г. N 03-05/30267 в части доначисления налога на прибыль и НДС, начисления пени, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по эпизодам оказания юридических услуг и услуг по управлению обществом.
2. Обязать МИ ФНС России N 6 по Ленинградской области возместить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Т.В. Галкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 апреля 2007 г. N А56-37909/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника