Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 7 марта 2008 г. N А56-48670/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 07 марта 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Соколовой Н.Г.,
при Ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Деметра"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя - Соловьев Ю.Г., доверенность от 14.12.2007 N б/н,
от заинтересованного лица - Нерчук И.Н., доверенность от 10.09.2007 N 17-01
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Деметра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 08.11.2007 N 411 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования согласно заявлению. Представитель Инспекции просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
07.11.2007 сотрудниками Инспекции на основании поручения от 06.11.2007 N 779 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, а также законности оборота алкогольной продукции и соблюдения правил розничной продажи данной продукции в принадлежащем Обществу кафе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, В.О. 3-я линия, д. 24.
Проверкой установлено, что на реализуемую алкогольную продукцию (коньяк "Арарат", 1 бутылка рома "Капитан Морган Черная этикетка", 3 бутылки вина "Божоле-Вилляж" 0,375 л.) в момент проверки не предъявлены товарно-транспортные накладные, что зафиксировано в акте проверки от 07.11.2007 N 017310. Иных нарушений при проверке не выявлено. В акте содержится отметка о том, что запрашиваемые товарные накладные были предъявлены в Инспекцию на следующий после проверки день - 08.11.2007, до составления протокола.
Должностным лицом Инспекции при участии законного представителя Общества составлен протокол от 08.11.2007 N 358а об административном правонарушении. Обществу вменено нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции - непредъявление в момент проверки товарно-транспортных накладных на реализуемую продукцию. Генеральный директор Общества Большакова Т.В. в своих объяснениях отметила, что товарно-транспортные накладные, оформленные по всем требованиям законодательства, находились у бухгалтера предприятия, т.к. случайно попали в первичные документы на поступившую алкогольную продукцию.
Постановлением от 08.11.2007 N 411 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб. за нарушение пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), а также требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных (не указанных в первой и второй частях данной статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласна пункту 2 статьи 16, пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота; а также не допускается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах и их изготовителях и ознакомить потребителя по его требованию с одним из следующих документов сертификат или декларация о соответствии; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении, его соответствия установленным требованиям (пункт 12 Правил продажи).
Пунктами 139 и 141 названных Правил также предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь необходимые сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота такой продукции, и что, по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой алкогольной продукции.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что товарно-транспортные накладные на три наименования алкогольной продукции не предъявлены по требованию проверяющих непосредственно в момент проверки, а были представлены в Инспекцию на следующий день после проверки.
При таком положении, вывод Инспекции о наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ является правильным.
Однако, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не повлекшее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении, в частности из акта проверки N 017310, на спорную алкогольную продукцию не предъявлены только товарно-транспортные накладные, при этом в акте (страница 3) имеются данные о номере и дате этих накладных. Как пояснил представитель Общества, на реализуемую в кафе алкогольную продукцию имелись и были представлены в момент проверки надлежащим образом оформленные сертификаты соответствия с приложениями и копии справок к товарным накладным, содержащие необходимую информацию о приобретаемой продукции. Алкогольная продукция имеет соответствующую маркировку, что также подтверждает ее соответствие установленным требованиям. Данные обстоятельства Инспекцией не опровергаются.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив обстоятельства совершения правонарушения и руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что своими действиями Общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, поскольку легальность производства и оборота алкогольной продукции была подтверждена до составления протокола" об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Санкт-Петербургу от 08.11.2007 N 411 о привлечении ООО "Деметра" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья |
Н.Г. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 7 марта 2008 г. N А56-48670/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника