Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 26 мая 2008 г. N А56-7426/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ульяновой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Компания "ContАinerships Ltd Oy"
заинтересованное лицо (ответчик) Балтийская таможня
об оспаривании постановления от 07.02.2008 N 10216000-1455/2007
при участии
от заявителя Ульянкина Т.Н., доверенность от 19.05.2008;
Кузнецова Ю.В., доверенность от 19.05.2008; от заинтересованного лица (ответчика) Тихановская М.С., доверенность от29.12.2007;
установил:
Компания "ContАinerships Ltd Oy" (Финляндия, далее - заявитель, перевозчик) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня, ответчик) от 07.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10216000- 1455/2007.
Ответчик против заявленных требований возражает, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела и оспариваемого постановления, 04.07.2007 в Морской порт г. Кронштадт на теплоходе "ContАinerships VI" в контейнере CSFU 125184-1 из Финляндии поступил товар по коносаменту CSOYBRE 0702366, согласно которому от отправителя компании "Multi-Link TerminАl Ltd Oy" в адрес получателя ООО "Моби Дик" перевозчиком "ContАinerships Ltd Oy" (Финляндия) перемещался товар - стальные пластины в количестве 16 грузовых мест, весом (брутто) - 15619 кг.
По прибытии вышеуказанный товар был помещен на территорию СВХ ООО "Моби Дик".
Согласно Акту таможенного досмотра от 09.07.2007 N 10216020/090707/001728 фактически в контейнере находился товар: крепежные планки из черных металлов с резиновой прокладкой в количестве 5 ящиков и 1 бочки, порошкообразное вещество серого цвета без запаха в количестве 420 бумажных многослойных мешков на 9 паллетах и свернутая в рулоны резиновая лента в количестве одной паллеты. Таким образом, сведения о товаре "порошкообразное вещество" и "резиновая лента" в коносаменте CSOYBRE 0702366 перевозчиком не заявлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения таможней определения от 10.07.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении N 10216000-1455/2007 и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования в отношении перевозчика "ContАinerships Ltd Oy" составлен протокол от 28.12.2007 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании данного протокола и материалов административного расследования вынесено постановление от 07.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10216000-1455/2007, которым перевозчик "ContАinerships Ltd Oy" привлечен к административной ответственности по данной статье КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 74 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения, в том числе, наименование, общее количество, описание товаров, сведения о количестве грузовых мест (пункт 1). Указанные сведения сообщаются путем представления таможенному органу, в частности, коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки (пункт 2).
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со Стандартом 5.3 Конвенции 1965 года в случае обнаружения ошибок в документах, подписанных судовладельцем, капитаном или от их имени, никакие штрафы не должны налагаться до тех пор, пока не будет предоставлена возможность убедить государственные власти в том, что эти ошибки являются неумышленными, не имеют серьезного значения, не являются следствием постоянной небрежности и допущены без намерения нарушить законы или правила.
Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Как следует из материалов дела, товар принят компанией к перевозке без осмотра в контейнере за пломбами грузоотправителя. Согласно акту таможенного досмотра товаров и транспортных средств от 09.07.2007 N 10216020/090707/001728 при перевозке товаров средства идентификации нарушены не были. Расхождение между сведениями о товарах, сообщенными таможенному органу, и содержимым контейнера явилось следствием ошибки в описании груза, допущенной грузоотправителем, возникшей из-за технических неполадок в учетной системе.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации сведения о товаре заносятся в коносамент на основании данных, представленных грузоотправителем.
При таких обстоятельствах у перевозчика отсутствовала возможность сообщить таможне достоверные сведения о наименовании перемещаемого товара.
Постоянная небрежность предполагает неоднократное виновное сообщение таможенному органу недостоверных сведений о перемещаемых товарах, а вина лица в совершении противоправных действий (бездействия) может быть установлена только вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 1.5 КоАПРФ).
Доказательства, свидетельствующие о намеренном нарушении закона, а также постоянной небрежности перевозчика при перемещении товаров, ответчиком не представлены, и в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Учитывая изложенное, таможенный орган не доказал наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (вины), а, кроме того, при производстве по делу об административном правонарушении допущено" существенное нарушение процессуального законодательства (ч: 2 ст. 25.1, ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Следовательно, оспариваемое постановление не соответствует закону, нарушает права заявителя, и подлежит отмене.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Балтийской таможни от 07.02.2008 по делу об административном правонарушении N 1021600(5-145 5/2007, вынесенное в отношении Компании "ContАinerships Ltd Oy" (Финляндия).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
М.Н. Ульянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 мая 2008 г. N А56-7426/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника