Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 19 марта 2007 г. N А56-42502/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 .марта 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Мирошниченко В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ким И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн"
ответчик Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8
третье лицо
о признании незаконным действия
при участии
от заявителя - Сивенкова Л.Л. доверенность от 11.09.06 N 177
от ответчика - Шершнева А.Г. доверенность от 11.12.06 N° 59-05-15/15574
Огородникова И.В. доверенность от 13.11.06 N 59-05-15/15713
у станов ил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (далее - ОАО "НПО "Сатурн" Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция, налоговый орган) по принудительному взысканию 14938802,55 руб. пеней за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за счет денежных средств налогоплательщика на счете в банке путем выставления инкассового поручения N 294 от 20.07.2006.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по мотивам, изложенным в отзыве.
Суд определил рассмотреть дело в данном судебном заседании по имеющимся в материалах дела документам.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, установил, что 24.04.2006 ОАО "НПО "Сатурн" поставлено на налоговый учет в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8. 20.07.2006 Инспекцией в ЗАО "Международный Московский банк" выставлено инкассовое поручение N 294 на списание со счета Общества и перечисление в бюджет 14938802,55 рублей пеней за неуплату НДС на основании Решения N 202 от 03.09.2002 и Требования от 26.12.2002 N 13856 (т.1 л.д. 8).
В судебном заседании представитель Инспекции пояснил, что пени по НДС, включенные в инкассовое поручение, сформированы в лицевом счете ОАО "НПО "Сатурн" за период с 01.01.2002 по 30.06.2002 и включены в требование об уплате налога N 598 02.07.2002 по состоянию на 02.07.2002, которое налогоплательщиком не исполнено. До 24.04.2006 Общество состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика установлен статьей 46 НК РФ. Согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты налога (пени) в установленный срок обязанность по уплате налога (пеней) исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога (пени) производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога (пени), но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пеней). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Инкассовое поручение на перечисление налога (пени) в соответствующий бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, до выставления и направления в банк соответствующего инкассового поручения, налоговым органом должно быть направлено в адрес налогоплательщика требование об уплате налога (пени), а затем, в случае если такое требование не было исполнено, налоговым органом должно быть принято Решение о взыскании налога (пени).
Инспекцией не представлены в материалы дела документы, подтверждающие соблюдение налоговым органом требований статей 46, 70 НК РФ, то есть доказательства направления налогоплательщику требования об уплате налога N 598 от 02.07.2002 и решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств Общества на счетах в банках N 202 от 03.09.2002. В судебном заседании представитель Инспекции заявил, что указанными доказательствами налоговый орган не располагает (о чем сделана запись в протоколе судебного заседания).
Судом, на основании ст.66 АПК РФ, в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области был направлен запрос о предоставлении доказательств направления и вручения налогоплательщику вышеуказанных требования и решения. Доказательства суду не представлены.
Кроме того, Инспекцией не представлено требование N 13856 от 26.12.2002, ссылка на которое имеется в оспариваемом инкассовом поручении, и доказательства его направления налогоплательщику.
Более того, в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области от 08.12.2006 N ЛМ-07-19/1490дсп на запрос Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 от 10.11.2006 N 59-05-09-01/13621@ указано, что требование N 13856 от 26.12.2002 содержит данные о задолженности по пени по налогу на прибыль (т.1 л.д. 25-30).
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 и пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 НК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить ему требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ. В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что налоговый орган в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату, с которой они начисляются, ставку пеней, то есть данные, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.
В рассматриваемом случае Инспекция ссылается на то, что суммы пеней по НДС, указанные в оспариваемом Обществом инкассовом поручении, начислены на общую сумму недоимки, числящейся в лицевом счете налогоплательщика, которая образовалась за период с 01.01.2002 по 30.06.2002 и на отчетную дату плательщиком не погашена. В то же время налоговым органом не представлены надлежащие документальные доказательства, подтверждающие основания, момент возникновения и размер задолженности по налогу, на которую начислены пени, заявленные в инкассовом поручении.
Суд отклоняет ссылку Инспекции на данные лицевого счета налогоплательщика как на доказательство наличия у Общества недоимки по налогу в указанном размере.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2003 N 8156/02 указано, что лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, и не содержат необходимых данных для проверки обоснованности начисления налоговым органом пеней.
Кроме того, как указывалось выше, законодателем установлен порядок уплаты пени, так в соответствии с п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что требование об уплате пеней должно направляться налогоплательщику одновременно с требованием об уплате налога.
В противном случае, несоблюдение вышеуказанного порядка является нарушением действующего налогового законодательства и прав налогоплательщика.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. С учетом приведенных норм суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений.
Оценив документы, представленные в материалы дела, суд полагает, что Инспекцией не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для выставления оспариваемого инкассового поручения.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные ОАО "НПО "Сатурн" требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 по принудительному взысканию 14 938 802, 55 руб. пеней по НДС за счет денежных средств в банке путем выставления инкассового поручения N 294 от 20.07.2006.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух.
Судья |
В.В. Мирошниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 марта 2007 г. N А56-42502/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника