Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2007 г. данное решение изменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 8 февраля 2007 г. N А56-42862/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Хайруллиной Х.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудашкиной С.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ОАО "Кольская ГМК"
ответчик ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании пени в сумме 461 111,62 руб.
при участии
от истца: представитель Полетаева Н.А. по доверенности от 01.01.2007;
от ответчика: представитель Бурашникова Т.А. по доверенности от 28.12.2006;
установил:
ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (ОАО "КГМК") обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и просит взыскать пени за просрочку доставки груза и порожних вагонов на основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ (УЖТ).
Истец уточнил размер исковых требований, просит взыскать 51 159,24 руб.
ОАО "РЖД" частично иск признало, требования истца в сумме 409 952, 38 руб. удовлетворило, перечислив деньги платежным поручением от 13.12.2006 N 043.
Требования ОАО "КМГК" в оставшейся части ответчик считает необоснованными, поскольку, по его мнению, доставленный груз - натрия карбонат и порожние цистерны из-под серной кислоты являются опасными грузами и в срок их доставки должны включаться дополнительные дни, установленные п.5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (Правила) для перевозки опасных грузов.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, вагоны с грузом - натрия карбонат и порожние цистерны из-под серной кислоты доставлены в адрес ОАО "КГМК" с просрочкой.
Согласно ст. 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Доводы ответчика не принимаются по следующим причинам.
Статьей 2 УЖТ установлен^, что опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности, включенная в Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (Утверждены 05.04.1996 на 15-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту) не содержит в перечне опасных грузов натрия карбонат насыпью. Из железнодорожных накладных следует, что натрия карбонат перевозился насыпью. Следовательно, в данном случае, спорный груз к опасным не относится. Увеличение срока доставки по п. 5.12 Правил необоснованно.
Согласно п.1.3. 1 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, перевозкам по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в алфавитном указателе (приложение N 2) и в перечне опасных грузов класса 1 (приложение N 10). Порожние цистерны из-под опасного груза к ним не относятся.
Отнесение ответчиком очищенных порожних цистерн из-под серной кислоты к опасному грузу необоснованно. Наличие на накладной отметки "Едкое" не является доказательством перевозки опасного груза.
Согласно пункту 3.2.12 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом порожняя тара из-под опасного груза перевозится в соответствии с Правилами перевозок грузов.
Следовательно, доводы ответчика о том, что период начисления пени должен быть уменьшен на дополнительные дни, предусмотренные для перевозки опасных грузов, не принимаются судом, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные транспортными уставами и кодексами. В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Возражения ответчика в отзыве по пунктам 6.3 и 5.7, 5.9 Правил исчисления сроков по накладным NN 129437, 266534 и 401314 об увеличении сроков доставки в связи с переадресовкой груза и задержкой в пути в связи исправлением технического или коммерческого состояния (вагонов, контейнеров) не принимаются, поскольку сроки учтены при расчете пени истцом (л.д. 8).
Возражений относительно арифметической правильности расчета пени ответчиком не представлено, поэтому судом принят расчет истца.
Ввиду изложенного требования ОАО "КГМК", с учетом уточнения, подлежат удовлетворению. Государственная пошлина взыскивается с ответчика в полном размере с учетом частичного удовлетворения требований истца после обращения последнего с иском в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 9, 64-66, 71, 110, 167-170 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового Кодексу Российской Федерации арбитражный суд
решил:
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" 51159руб. 24коп. пени, 10722руб. 23коп. расходов по оплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Х.Х. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 8 февраля 2007 г. N А56-42862/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника