Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 октября 2008 г. данное решение отменено в части отказа в признании частично недействительным предписания Управления
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 11 февраля 2008 г. N А56-49309/2007
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Корушовой И.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Корушовой И.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ООО "Агроторг",
заинтересованное лицо: Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу об оспаривании решений и предписания административного органа
при участии
от заявителя: Костиков М.В. (доверенность от 16.04.2007)
от заинтересованного лица: Петров Д.Ю. (доверенность от 06.09.2007)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Агроторг") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление, Ростехнадзор, административный орган), NN 15-32-1/81026-1491/ПС, 15-32-1/81026-1492/ПС от 20.10.2007 и недействительным предписания Управления N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, представитель Управления просил отказать в удовлетворении требований Заявителя, так как считает вынесенные акты законными и обоснованными.
Заявление рассмотрено по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.
05.10.2007 Прокуратурой Кронштадского# района проведена проверка деятельности Общества по вопросу соблюдения природоохранительного законодательства в магазине, расположенном по адресу: г.Кронштадт, пр.Ленина, д.8 пом. 1Н лит.А.
В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности Общества образуются отходы продукции и бытовые отходы, в том числе люминисцентые и электрические лампы. В нарушение требований законодательства у Заявителя не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, паспорта опасных отходов, на предприятии отсутствуют работники, имеющие допуск на право работы с опасными отходами, кроме того, ООО "Агроторг" не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В этот же день Прокуратура Кронштадского# района вынесла постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Ростехнадзора N 15-32-1/81026-1491/ПС от 20.10.2007 Заявитель привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа 50 000 рублей по статье 8.2 КоАПРФ.
Постановлением Управления N 15-32-1/81026-1492/ПС от 20.10.2007 на Общество наложен штраф в размере 50 000 рублей по статье 8.41 КоАП РФ.
Также административным органом в отношении ООО "Арготорг" вынесено предписания N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Не согласившись с указанными постановлениями и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По постановлению Ростехнадзора N 15-32-1 /81026-1491 /ПС от 20.10.2007. Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)Тюд обращением отходов понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели.и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Статьей 14 N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Факт отсутствия у Общества проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов Заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Применительно к спорной ситуации, с учетом приведенных выше норм права, суд считает, что юридические лица, осуществляющие деятельность, в процессе которой образуются отходы, обязаны иметь должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами. Отсутствие такого лица является нарушением статьи 15 Закона N 89-ФЗ.
Таким образом, административный орган правильно сделал вывод о нарушении Обществом экологических требований, установленных Законом N 89-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
По постановлению N 15-32-1/81026-1492/ПС от 20.10.2007.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) воздействие на окружающую среду является платным, а к видам такого воздействия относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" предусмотрено взимание платы за размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность, в процессе которой образуются отходы производства и потребления. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику, сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Общество ошибочно полагает, что не ведет деятельность по размещению отходов, так как Заявитель осуществляет сбор и хранение отходов до момента их- вывоза ООО "Жилкомсервис Кронштадского# района" по договору от 01.01.2007 N 156/01.
Следовательно, Ростехнадзоро правомерно вменил Заявителю факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.
Однако, в ходе производства по делам об административных правонарушениях допущены грубые нарушения норм административно- процессуального права.
В силу части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
С учетом разъяснений пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях" составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица является существенным нарушением, если это лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.
Как следует из материалов дела, постановления о возбуждении административных дел вынесены 05.10.2007 в отсутствие законного представителя Общества.
Доказательства извещения Общества о времени и месте вынесения постановлений о возбуждении административных дел в материалах дела отсутствуют.
Представитель Котов В.Н. подписал постановления и дал объяснения по делам 08.10.2007, то есть после с их вынесения и не мог воспользоваться гарантиями защиты, предоставленными ему нормами КоАП РФ.
Учитывая изложенное, требования Заявителя о признании незаконными и отмене постановлений Управления NN 15-32-1/81026-1491/ПС, 15-32-1/81026-1492/ПС от 20.10.2007 подлежат удовлетворению.
Следует отметить, что оспариваемые постановления, предоставленные Заявителем и Управлением имеют различные даты составления.
Предписание N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007.
В материалы дела представлены два предписания под одним и тем же номером и датой но с разным текстом.
В тексте предписания, представленный Заявителем, содержит дополнительные требования, по отношению к тексту, представленному Управлением, касающиеся платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
В настоящем деле рассмотрено предписание N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007, представленное Заявителем. -
В соответствии со статьей 66 Закона N 7-ФЗ государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.
Статьей 73 Закона N 7-ФЗ установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
В материалах дела отсутствуют, доказательства прохождения руководителем Заявителя или иными работниками Общества подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Следовательно, п.1 предписания административного органа законен и признанию недействительным не подлежит.
Обязанность иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами, лицам, которые допущены к обращению с опасными отходами установлена пунктом 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ.
Как уже было указано выше согласно пункту 1 статьи 22, пункту 1 статьи 3 Закона N 7-ФЗ, статей 11,14 и пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ юридические лица обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и иметь паспорта опасных отходов.
Обязанность по осуществлению платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, предусмотрена статьей 16 Закона N 7-ФЗ.
Таким образом, требования Управления, указанные в пунктах 2, 3, 3, 4, 5, 5 являются обоснованными.
Учитывая изложенное, требование ООО "Агроторг" о признании недействительным предписания Управления N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007 подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу N 15-32-1/81026-1491/ПС от 20.10.2007 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086, юридический адрес 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д.90/92).
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора4 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу N 15-32-1/81026-1492/ПС от 20.10.2007 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086, юридический адрес 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д.90/92
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" о признании недействительным предписания Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федерально службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007 - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, .не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья |
И.М.Корушова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 февраля 2008 г. N А56-49309/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 октября 2008 г. данное решение частично отменено