Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 12 марта 2008 г. N А56-55021/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2008 г.
Резолютивная часть Решения объявлена 05 марта 2008 года.
Полный текст Решения изготовлен 12 марта 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Боровлева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Боровлевым Д.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "АБ-Логистика"
заинтересованное лицо Выборгская таможня
об оспаривании административного постановления
при участии
- от заявителя: не явился, извещен
- от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АБ-Логистика" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня) от 04.12.2007 по делу об административном правонарушении N 10206000-1686/2007 по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В заявлении Общество ссылается на отсутствие вины в совершении административного правонарушения.
Таможня представила отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявленного требования, полагая, что постановление вынесено законно и обоснованно (л. д. 29-32).
В судебное заседание представители Общества и Таможни, извещенные надлежащим образом, не явились. В соответствии со статьями 123. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Из материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Общество осуществляло международную перевозку из Финляндии на грузовом автомобиле, государственный регистрационный номер В 049 КО 78, с полуприцепом государственный регистрационный номер AT 4787 78 с товаром находящимся в контейнере N TCKU 942351-3.
Согласно товаросопроводительным документам, предъявленным таможенному органу, перевозка осуществлялась по книжке МДП N WX 55462518, товарно-транспортная накладная (CMR) от 13.19.2007 N 9557, счет-фактура (инвойс) и упаковочный лист от 06.09.2007 N MBY/305-03. I
В соответствии с предъявленными транспортными и коммерческими документами перемещался товар - двери металлические (в разобранном виде) в количестве 256 грузовых мест, общим весом брутто 15! 360 кг, на сумму 18 041.05 долларов США.
В результате таможенного досмотра товара было установлено, что фактический в контейнере N TCKU 942351-3 наряду с заявленным товаром перемещался товар не указанный в товаросопроводительных документах: ручки к дверям (ручки с накладками и замки с ключами) в коробках по 10 комплектов в количестве 53 грузовых мест. Всего в указанном контейнере перемещалось 309 грузовых мест общим весом брутто 15 1.13,5 кг, что на 53 грузовых места больше и на 246.5 кг меньше, чем указано в представленных товаросопроводительных документах.
По факту сообщения Обществом таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Российской федерации 17.09.2007 Таможней вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10206000-1686/2007 по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, по окончании которого в отношении Общества 16.11.2007 составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с указанной квалификацией.
Постановлением от 04.12.2007 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением. Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 73 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: о государственной регистрации транспортного средства; наименование и адрес перевозчика, отправителя и получателя товаров, наименование страны отправления и страны назначения товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров в кубических метрах, за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно объяснениям генерального директора Общества Моторного В.И. указанная перевозка осуществлялась на основании устной заявки ООО "Макси". Водитель Семенов Ю.П. после погрузки контейнера проверил целостность пломб отправителя, получил товаросопроводительные документы от компании экспедитора. Несоответствие товара было обнаружено в ходе таможенного досмотра. Вину Общество не признает, так как выполнило все требования таможенного и международного законодательства (л.д. 81-83).
Из объяснений водителя Общества Семенова Ю.П. следует, что на порту города Котка (Финляндия) он получил контейнер под пломбой отправителя, дополнительно контейнер был опечатан пломбой финской таможни (л.д. 31).
Факт наличия на контейнере пломб отправителя зафиксирован в материалах административного дела, и отражен в постановлении по : делу об административном правонарушении (л.д. 28-30, 107-108).
Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются международными договорами, Участником которых является Российская Федерация. При этом в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному законодательству.
В соответствии со статьей 39 Конвенции МДП расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушения названной Конвенции владельцем книжки МДП, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста.
Под выражением "ошибки, допущенные по небрежности" следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае. _
Согласно пункту 1 и 2 статьи 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (пункт 2 статьи 9 КДПГ).
В данном случае проверка перевозчиком количества и наименования товара выходила за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, поскольку товар находился в исправном контейнере за исправной пломбой грузоотправителя. Вскрывать же упаковку для проверки наименования товара перевозчик не вправе, если этого не требует отправитель (пункт 3 статьи 8 КДПГ).
Поэтому отсутствие в книжке МДП и товаросопроводительной накладной (CMR) оговорок перевозчика могло означать, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком.
Наличие отметки в графе 13-15 книжки МДП WX 55462518 оттиска печати компании и подписи водителя, подтверждающих, что "сведения, приведенные выше в рубрике 1-14, точны и полны", само по себе не может свидетельствовать о вине перевозчика в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку из других доказательств по делу следует, что компания не могла знать о несоответствии фактически перевозимого груза.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Товар принят обществом к перевозке в опломбированном контейнере, его представитель при погрузке не присутствовал. Удаление перевозчиком пломбы отправителя в целях проверки содержимого контейнера действующими национальными и международными правовыми нормами не предусмотрено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, у Заявителя отсутствовала возможность сообщить таможенному органу достоверные сведения о количестве грузовых мест, а у таможенного органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Выборгской таможни от 04.12.2007 по делу об административном правонарушении N 10206000-1686/2007. вынесенное по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в отношении ООО "АБ-Логистика".
На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья |
Д.Ю. Боровлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 марта 2008 г. N А56-55021/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника