Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25 января 2008 г. N А56-17789/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2008 г.
Резолютивная часть объявлена 21 января 2008 года.
Полный текст изготовлен 25 января 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Глазкова Е.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Албеговой З.Х. рассмотрев в судебном заседании 21 января 2008г. дело: по заявлению ООО "АНРИ центр"
о признании незаконным решения Выборгской таможни
при участии:
от заявителя: от заявителя: Захарова О.Н.- дир. реш. N 13 от 01.11.2006, Николаева С.А. доверенность б/н от 19.10.2007
от ответчика: не явился, извещен
установил:
ООО "АНРИ центр" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Выборгской таможни (далее - таможня) о классификации товара от 29.05.2007г. N 10206000/11-04-17/129 (далее - решение о классификации), принятого в отношении товара, задекларированного по ГТД N 10210130/060207/0001548.
Согласно материалам дела, обществом, выступающим в качестве декларанта, по ГТД N 10210130/060207/0001548 оформлен вывоз из Российской Федерации в Финляндию товар: "топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное, предназначенное для специфических процессов переработки, последующего глубокого технологического передела" (далее - товар), заявленный код товара по ТН ВЭД России - 2710195100 (топлива жидкие, для специфических процессов переработки). Товар отгружен шестью железнодорожными вагонами-цистернами NN 73546160, 72431430, 7345067, 74869280, 73468316, 73406589 (далее - цистерны).
19.02.07, в порядке таможенного контроля, таможней произведен отбор проб товара из цистерн.
Ранее - 08.02.07, при отгрузке товара по согласованию с таможней, из указанных цистерн отбирались пробы сотрудником испытательного центра "Сейболт" (л.д. 72, т.1).
Постановлением должностного лица таможни от 26.02.07 N 4 назначена химическая экспертиза (л.д. 19, т.1) (далее - постановление таможни N 4). Проведение экспертизы поручено ЦЭКТУ ЭКС г. Санкт-Петербурга. Перечень вопросов поставлен перед экспертами с учетом ходатайства общества.
Пробы товара были исследованы:
1) Экспертно-исследовательским отделом товаров органического происхождения Экспертно-криминалистической службы (далее - ОЭТОП), действующим в составе Испытательного центра ЭКС ЦЭКТУ г. СПб.
Результаты исследований ОЭТОП оформлены протоколами испытаний: от 05.03.07 N 32, а также от 25.04.07: NN 195, 196, 197, 198, 199 (далее - протоколы испытаний ЭКС).
На основании протоколов испытаний Экспертно-криминалистической службой -региональным филиалом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург (далее - ЭКС) составлены "заключения эксперта": от 06.03.07 N 293/03-2007, а также от 02.05.07: NN 294/03-2007, 295/03-2007, 296/03-2007, 297/03-2007, 298/03-2007 (далее - заключения ЭКС).
Все заключения ЭКС подписаны одним составом экспертов, в том числе двумя экспертами-стажерами.
В заключениях ЭКС указано, что исследования проводились, в частности, с использованием метода ASTM D86 "Стандартный метод испытания, применяемый для перегонки нефтепродуктов".
Согласно заключениям ЭКС, исследованные пробы представляют собой нефть, не подвергшуюся переработке (сырую нефть), смешанную с легкими углеводородными фракциями.
2) Испытательным центром "Сейболт" ЗАО "Петролеум Анналисте": протокол испытаний от 24.02.07 N СП-120 (л.д. 75, т.1);
3) Испытательной лабораторией SGS ЗАО "СЖС Восток Лимитед": протокол испытаний от 19.02.07 N 102 (л.д. 74, т.1).
Общество обратилось в Ленинградскую областную торгово-промышленную палату (далее - ТПП) с заявкой об экспертизе товара в части определения кода товара по ТН ВЭД.
Для исследования эксперту были представлены документы (л.д. 64-65, т.1), в том числе: сертификат соответствия на "топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное, изготовленное в соответствии с требованиями ТУ- 0271-005-41196185-2005"", протокол испытаний, выданные испытательным центром "Сейболт" ЗАО "Петролеум Анналисте" от 24.02.07 N СП-120 и протокол испытаний, выданный испытательной лабораторией SGS ЗАО "СЖС Восток Лимитед". от 19.02.07 N 102.
Согласно акту экспертизы ТПП от 01.03.07 N 154-06-001656-07 (л.д. 63-69, т.1), экспортируемый товар имеет код 2710 19 510 0 по ТН ВЭД РФ.
Образцы товара, в виде композитной пробы, исследовались также специалистами ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (далее - ОАО "ВНИИ НП"). Результаты исследований зафиксированы в заключении технической экспертизы от 20.03.07 (л.д. 127 - 167, т.2).
Общество также обратилось в автономную некоммерческую организацию Торгово-промышленной палаты Российской Фередерации "Независимую инспекционную компанию "Союзэкспертиза" (далее - Союзэкспертиза) с заявкой об экспертизе товара в части определения кода товара по ТН ВЭД.
Для исследования эксперту были представлены документы (л.д. 64-65, т.1), в том числе: сертификат соответствия на "топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное, изготовленное в соответствии с требованиями ТУ 0271-005-41196185-2005", протокол испытаний, выданный испытательным центром "Сейболт" ЗАО "Петролеум Анналисте" от 24.02.07 N СП-120 и протокол испытаний, выданный испытательной лабораторией SGS ЗАО "СЖС Восток Лимитед" от 19.02.07 N 102, а также заключение технической экспертизы топлива ОАО "ВНИИ НП" от 20.03.07.
Согласно акту Союзэкспертиза от 16.05.07 N 026-05-00433, экспортируемый товар соответствует коду 2710 19 510 0 по ТН ВЭД РФ.
На основании заключений ЭКС таможней было принято решение от 29.05.2007г. N 10206000/11-04-17/129 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД под наименованием - "нефть сырая смешанная с легкими углеводородными фракциями" по коду ТН ВЭД России 2709009000 (далее - решение) (л.д. 18, т.1).
Изменение кода товара по ТН ВЭД влечет изменение размера таможенных пошлин и налогов, подлежащих начислению.
Общество оспорило решение в судебном порядке по основаниям, изложенным в заявлении с дополнениями.
Ответчик возражает против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
К . Цель указанной экспертизы совпадает с целью экспертизы, назначенной постановлением таможни. Перечень вопросов, поставленных перед экспертом (л.д. 4-5, т.2), расширен.
Исследовав материалы дела, суд находит решение подлежащим признанию незаконными по следующим основаниям:
Вывозимый товар произведен в соответствии с техническими условиями ТУ 0271-005-41196185-2005 с изм. N 1 и N 2. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе заключением эксперта ФГУП "25 государственный научно-исследовательский институт Минобороны России" от 26.07.07 по уголовному делу N 581206.
По ГТД N 10210130/060207/0001548 товар был заявлен к вывозу в качестве предназначенного "для специфических процессов переработки, последующего глубокого технологического передела" с указанием кода по ТН ВЭД 2710 195100 (топлива жидкие, для специфических процессов переработки).
Согласно Закону Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 (с изм.) "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" классификация товаров осуществляется на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров установленной Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Код товара, заявленный поставщиком при экспорте товара должен соответствовать коду товара, заявляемого получателем (декларантом) при оформлении этого же товара.
Согласно пунктам 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и если такими текстами не предусмотрено иное.
В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718, в товарной позиции 2709 классифицируются сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путем деструктивной перегонки битуминозных пород.
В товарной позиции 2710 классифицируются нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов. К подсубпозиции 2710195100 относятся топлива жидкие для специфических процессов переработки.
В Дополнительных примечаниях к Примечаниям к Группе 27 ТН ВЭД России указано:
г) термин "тяжелые дистилляты" (подсубпозиции 2710 19 310 0 - 2710 19 990 0) означает нефтяные фракции и другие нефтепродукты, менее 65 об.% которых (включая потери) перегоняется при 250°С по методу ASTM D 86, или фракции, процент перегонки которых при 250°С не может быть определен данным методом;
е) термин "топлива жидкие" (подсубпозиции 2710 19 510 0 - 2710 19 690 0) означает тяжелые дистилляты, определенные выше в пункте (г), кроме газойлей, определенных выше в пункте (д), которые при соответствующих колориметрических характеристиках в растворе К имеют вязкость В:
- не более, чем показано в строке I таблицы соответствия колориметрических характеристик в растворе К и вязкости В, при содержании сульфатной золы менее 1% по методу ASTM D 874 и индексе омыления менее 4 по методу ASTM D 939-54;
- более, чем показано в строке II, при температуре текучести не менее 10°С по методу ASTM D 97;
- более, чем показано в строке I, но не более, чем показано в строке И, если 25 об.% или более перегоняется при 300°С по методу ASTM D 86 или если менее 25 об.% перегоняется при 300°С, и температура текучести превышает минус 10°С по методу ASTM D 97. Данные параметры распространяются на фракции и продукты с колориметрическими характеристиками в растворе менее 2.
Термин "вязкость В" означает кинематическую вязкость при 50 град. С, измеряемую в 0,000001 м2/с по методу ASTM D 445.
Термин "колориметрическая характеристика в растворе К" означает цвет продукта, определенный по методу ASTM D 1500, после того, как одну часть (по объему) продукта смешивают с 100 частями (по объему) четыреххлористого углерода. Цвет следует определять немедленно после образования раствора.
Подсубпозиции 2710 19 510 0 - 2710 19 690 0 включают только жидкие топлива естественной окраски.
Эти подсубпозиции не включают тяжелые дистилляты, определенные выше в пункте (г), для которых невозможно определить:
- процентное содержание количества отогнанного продукта при 250 град-. С по методу ASTM D 86 (нулевой выход следует рассматривать как нулевой процент);
- кинематическую вязкость при 50 град. С по методу ASTM D 445;
- колориметрическую характеристику К по методу ASTM D 1500.
Такие продукты включаются в подсубпозиции 2710 197100-2710 19 990 0.
Согласно заключениям ФГУП "25 государственный научно-исследовательский институт Минобороны России" и ВНИИ НП, образцы исследовавшегося нефтепродукта не являются сырой нефтью, могут быть отнесены к "тяжелым' дистиллятам", являются топливом.
Согласно акту экспертизы Ленинградской областной торгово-промышленной палаты от 01.03.07 N 154-06-001656-07 экспортируемый товар - топливо жидкое применяется как исходный продукт для последующего глубокого технологического каталитического передела (каталитический крекинг) и имеет код по ТН ВЭД 2710 19 510 0 (топлива жидкие, для специфических процессов переработки).
Аналогичный вывод содержится в акте Союзэкспертиза от 16.05.07 N 026-05-00433.,
При таких обстоятельствах следует признать, что общество правомерно указало данный код ТН ВЭД при оформлении ГТД N 10210130/060207/0001548.
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Поскольку в данном случае отсутствовали нарушения правил классификации товара, необходимости в принятии таможней решения об его иной классификации не имелось.
Ссылка ответчика на сведения, содержащиеся в заключениях ЭКС, не может быть принята во внимание, поскольку указанные документы не могут быть признаны допустимыми доказательствами ввиду существенных нарушений процедурного и методологического характера, допущенных ЭКС при производстве экспертизы.
В соответствии со ст. 16. Федерального закона N 73-ФЗ от 31.05.2001 г. "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Согласно статье 379 Таможенного кодекса РФ, в заключении эксперт должен указать выводы по поставленным вопросам и их обоснование. I
Перечень вопросов, поставленных перед экспертами ЭКС, определен постановлением таможни о назначении экспертизы.
Вопреки постановлению таможни, эксперты ЭКС не проводили испытаний по определению: содержания ароматических и неароматических углеводородов, колориметрической характеристики по методу ASTM D 1500, температуры вспышки, кинематической вязкости при 50°С по методу ASTM D 445, сульфатной золы по методу ASTM D 874, индекса омыления по методу ASTM D 939-54 и температуры текучести по методу ASTM D 874. |
Заключения ЭКС не содержат сведений о причинах не выполнения постановления в указанной части.
В заключениях отсутствуют результаты количественной идентификации химического состава пробы, полученных с использованием, упомянутых в заключениях, хромато-масс-спектрометрии и рентгенофлуоресцентного метода исследований.
Заключения ЭКС подписаны в том числе и сотрудником ЭКС Колосовым А.В.
На момент проведения испытаний и составления заключений Колосов А.В. не был аттестован на право самостоятельного производства экспертиз, связанных с установлением физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД России, нефти и нефтепродуктов (группа 27).
При таких обстоятельствах следует признать, что исследования проведены ненадлежащим лицом.
В силу положений ст. 22 Закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ от 31.05.2001 г., согласно которым при производстве комиссионных экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.
Таможня не представила доказательства того, что эксперты, аттестованные в установленном порядке, проводили исследования.
Таким образом, при проведении экспертизы экспертным учреждением таможни не соблюдены требования ст. 12 Закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ от 31.05.2001 г., п. 5.6. Положения об испытательном центре и п. 5.15 Руководства по качеству ИЦ ЭКС ЦЭКТУ СПб.
Испытания проводились экспертно-исследовательским отделом товаров органического происхождения ЭКС, действующим в составе Испытательного центра ЭКС ЦЭКТУ г. СПб.
В соответствии с Аттестатом аккредитации испытательной" лаборатории (центра) N РОСС RU.0001.21АЯ56 ЭКС имеет полномочия на проведение испытаний бензинов автомобильных, растворителей (уайт-спирит), топлива дизельного, мазута по следующим методикам:
- плотность по ГОСТ 2177-99
- температура застывания по ГОСТ 20287-91
- вязкость кинематическую по ГОСТ 33-2000
- определение фракционного состава по ГОСТ 2177-99
- определение ароматических углеводородов по ГОСТ 12329-77 ЭКС не имеет аккредитации по методам испытаний по ASTM.
Ссылка ответчика на отсутствие необходимости в аккредитации для экспертных учреждений таможни на право применения каких-либо методик измерений, используемых в исследованиях, признана судом несостоятельной.
Закон Российской Федерации от 27.04.93 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 4871-1) устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений (преамбула Закона).
В соответствии со статьей 13 Закона N 4871-1 государственный метрологический контроль и надзор распространяются на таможенные операции.
Согласно статье 9 Закона N 4871-1 измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом России.
По смыслу приведенных положений Закона N 4871-1 для наделения таможенных органов правом применять какую-либо конкретную методику должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт, а соответствующая методика должна пройти государственную метрологическую аттестацию. Только в таком случае исследования получат правовое значение.
Госстандартом России 01.07.97 введен ГОСТ 8.563-96, предусматривающий порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений, под которыми понимается совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии была проведена проверка деятельности Испытательного центра ЭКС ЦЭКТУ г. СПб (далее - ИЦ) за период с 01.03.2006 г.по 10.05.2002 г.(л.д. 107-118,т.1).
По результатам проверки составлен акт от 10.05.2007, согласно которому:
- (п. 6) ИЦ не располагает всем необходимым испытательным оборудованием и средствами измерений в достаточном объеме для обеспечения возможности проведения испытаний по заявленной номенклатуре продукции и методам испытаний;
- (п. 9) за отчетный период испытания нефтепродуктов в ИЦ не проводились и, соответственно, не выдавались протоколы;
- (п. 15) при проведении инспекционного контроля деятельности ИЦ для подтверждения его компетентности сотрудниками были проведены контрольные испытания бензина автомобильного, топлива дизельного и мазута. Получить достоверные результаты испытаний не удалось в связи с тем, что при испытаниях были использованы несоответствующие средства измерений и испытательное оборудование и процедура испытаний существенно отличались от указанных в области аккредитации стандартизованных процедур.
Таким образом, исследования по определению углеводородного состава методом хромато-масс-спектрометрии проводилось по не аттестованной методике и с нарушениями требований ГОСТ 8.563-96 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2ООО "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие наличие изложенных выше обстоятельств.
Ссылка таможни на то, что Испытательным центром "Сейболт" ЗАО "Петролеум Анналисте" не проводились исследования отобранных проб товара противоречит материалам дела.
В нарушение требований ст.ст.65, 200 АПК РФ ответчиком не представлены допустимые доказательства, подтверждающие правомерность классификации товара по коду ТН ВЭД 2709009000 в Качестве "нефти сырой смешанной с легкими углеводородными фракциями" .
Ответчиком также не представлены доказательства опровергающие правомерность классификации спорного товара по коду ТН ВЭД 2710195100, как "топлива жидкого, для специфических процессов переработки".
Таможня не уведомила суд о наличии препятствий в представлении каких-либо доказательств и не заявила ходатайства об истребовании каких-либо доказательств от третьих лиц.
Судом исследованы копии материалов дела об административном правонарушении N 10206000-349/2007, представленные таможней. В указанных материалах также отсутствуют доказательства, подтверждающие правомерность оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение о классификации товара не может быть признано соответствующим таможенному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать незаконным решение Выборгской таможни о классификации товара от 29.05.2007г. N 10206000/11-04-17/129.
2. Взыскать с Выборгской таможни в пользу ООО "АНРИ центр" 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 января 2008 г. N А56-17789/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника