Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2008 г. данное решение отменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 июня 2005 г. N А56-51566/2004
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 декабря 2005 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 ноября 2005 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 августа 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 августа 2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2005 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Демина И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Деминой И.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ЗАО "Севзапдорстрой"
ответчик Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
при участии
от истца юр. Нормарк Е.В., дов. от 10.02.05 г. N 60, юр. Шашина .М., дов. от 18.01.05 г. N 07
от ответчика гл. спец. Ни Лада Вл., дов. от 30.12.04 г. N 9562
установил:
ЗАО "Севзапдорстрой" просит признать недействительным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 3021 от 15.06.04 г. об отказе в проведении кадастрового учета железнодорожного подъездного пути, принадлежащего ЗАО "Севзапдорстрой" и расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 55, сооружение 1, литера А, и обязать Комитет произвести кадастровый учет железнодорожного подъездного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 55, сооружение 1, литера А.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга требования заявителя просит оставить без удовлетворения, представила отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Решением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 3021 от 15.06.04 г. ЗАО "Севзапдорстрой" отказано в кадастровом учете объекта в связи с тем, что железнодорожные подъездные пути не являются недвижимым имуществом.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Градостроительного кодекса РФ" следует читать "Гражданского кодекса РФ"
В решении имеется ссылка на пункт 1 ст. 130 Градостроительного кодекса РФ от 30 11 94 г. N 52-ФЗ, которым к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Однако железнодорожные и подкрановые пути, хотя и связаны с землей, т.е. находятся на земляной насыпи, которая в свою очередь находится на земельном участке, могут быть, в случае необходимости, перенесены на другое место без нанесения несоразмерного ущерба их назначению (рельсы и шпалы демонтируются с помощью специальной техники и устанавливаются на новом месте).
Также существует возможность без значительного ущерба, в отличие от зданий перемещение и восстановление которых на новом месте из старого материала невозможно, перенести на другое место земляную насыпь под путями, отсыпав ее на новом месте.
При этом может быть произведен кадастровый учет земельного участка расположенного под земляным полотном, рельсами и шпалами, без регистрации вышеупомянутых сооружений как первичных объектов недвижимости.
В качестве возражений на требование заявителя Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга приведены дополнительные доводы о том, что заявитель не представил для регистрации документов, свидетельствующих о том, что земельный участок представлялся для целей возведения железнодорожных путей, а также пропустил срок для обращения в суд.
Оценив доводы сторон и материалы дела, суд установил, что срок для обращения в Арбитражный суд не пропущен. Оспариваемое решение заявителю не направлялось в установленный срок и в установленном порядке; копия решения поступила после дополнительного обращения заявителя с просьбой произвести кадастровый учет объекта по факсимильной связи 25.10.04 г. и зарегистрировано под N 621 от 25.10.04 г.
Суд пришел к выводу об обоснованности требования заявителя.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все то, что прочно связано с землей. В том числе сооружения, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.
В ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ дано понятие железнодорожных путей подъездных путей необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 1.9 Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. Из технического паспорта объекта следует, что он (т.е. объект) представляет собой сложное сооружение, неотъемлемой частью которого является земляное полотно и балластный слой, а рельсы и шпалы составляют только верхнее строение пути. Кроме того, при описании конкретного железнодорожного подъездного пути обязательно указание на точки примыкания его к железнодорожным путям общего пользования. В результате демонтажа рельсов и шпал и установки их в другом месте будет сооружен уже другой подъездной путь с иными характеристиками.
Довод Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга о том, что пути могут быть перенесены на другое место, несостоятелен, поскольку идентифицирующим признаком железнодорожного подъездного пути является его местоположение относительно железнодорожного пути общего пользования и его связь с ним, в связи с чем перемещение подъездного пути может привести к утрате его назначения и несоразмерному ущербу.
Пересечение железнодорожными подъездными путями границ других земельных участков не является препятствием для кадастрового учета объекта, так как действую законодательство в области землепользования и кадастрового учета объектов недвижимо не содержит запретов для учета объектов недвижимости, расположенных на объектах зарегистрированных за другими владельцами.
Отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга произвести кадастровый учет подъездных путей, принадлежащих заявителю, нарушает его права и противоречит Уставу железнодорожного транспорта РФ, ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Являясь собственником подъездного пути, заявитель лишен права без проведения кадастрового учета зарегистрировать свои права на него.
Подъездной железнодорожный путь, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 55, сооружение 1, лит. А был сдан и принят в эксплуатацию согласно акту, подписанному начальником станции Бронка, начальником участка пути и начальником СУ-882 в 1988 г.;
- право собственности на подъездной тупик получено на основании плана приватизации государственной доли капитала АОЗТ по строительству автомобильных дорог и аэродромов "Севзапдорстрой" от 23.05.94 г., утвержденного Председателем Ленинградской области Комитета по управлению государственным имуществом; акта оценки стоимости зданий и сооружений, включенных в уставной капитал АОЗТ "Севзапдорстрой" по состоянию на ХХ.07.91 г.; уведомления Фонда имущества Ленинградской области о подтверждении перехода права собственности на объект недвижимости, per. N 972-н от 05.02.04 г.
Руководствуясь статьями 104, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
1. Признать недействительным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 3021 от 15.06.04 г. об отказе в проведении кадастрового учета железнодорожного подъездного пути, принадлежащего ЗАО "Севзапдорстрой" и расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 55, сооружение 1, литера А.
2. Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга произвести кадастровый учет железнодорожного подъездного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 55, сооружение 1, литера А.
3. Возвратить из бюджета ЗАО "Севзапдорстрой" госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную платежным поручением N 5743 от 08.12.04 г.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья |
И.Е. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июня 2005 г. N А56-51566/2004
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2008 г. данное решение отменено