Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. данное решение отменено в части взыскания штрафа
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 17 апреля 2008 г. N А56-53730/2007
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Несмияна СИ.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО "Карельский окатыш"
ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 92 600 руб.
при участии
- от истца: ю/к Филимонов К.П., доверенность N 5 от 11.10.2007; предст. Белькина И.Н., доверенность N 46 от 27.12.2007
- от ответчика: не явился
установил:
ОАО "Карельский окатыш" на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ОАО "Российские железные дороги 92 600 рублей штрафа за задержку станцией Костомкуша-Товарная Октябрьской железной дороги приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "Карельский окатыш", за декабрь 2006 года в соответствии с расчетом:
N Памятки приемосдатчи ка |
Количество погруж. вагонов |
Дата и время окончания уведомления |
Дата и время сдачи вагонов |
Время задержки уборки вагонов час. |
Сумма штрафа, руб. |
|||
6291 |
1 |
06.12 10-00 |
06.12 14-15 |
5 |
200 |
|||
6285 |
58 |
06.12 10-00 |
06.12 14-15 |
5 |
11 600 |
|||
6285 |
2 |
06.12 14-00 |
06.12 17-50 |
4 |
320 |
|||
6295 |
57 |
06.12 14-00 |
06.12 17-50 |
4 |
9 120 |
|||
6322 |
18 |
07.12 16-15 |
07.12 16-50 |
1 |
360 |
|||
6320 |
39 |
07.12 16-15 |
07.12 16-50 |
1 |
780 |
|||
6320 |
2 |
10.12 10-20 |
10.12 13-25 |
3 |
120 |
|||
6377 |
20 |
10.12 10-20 |
10.12 13-25 |
3 |
1 200 |
|||
6376 |
36 |
10.12 10-20 |
10.12 13-25 |
3 |
2160 |
|||
6377 |
30 |
10.12 18-30 |
10.12 22-00 |
3 |
1800 |
|||
6379 |
10 |
10.12 18-30 |
10.12 22-00 |
3 |
600 |
|||
6376 |
1 |
10.12 18-30 |
10.12 22-00 |
3 |
60 |
|||
6404 |
34 |
12.12 12-30 |
12.12 16-50 |
4 |
2 720 |
|||
6395 |
18 |
12.12 12-30 |
12.12 16-50 |
4 |
1440 |
|||
6311 |
.25... |
07.12 01-00 |
07.12 07-20 |
7 |
3 500 |
|||
6312 |
32 |
07.12 01-00 |
07.12 07-20 |
7 |
4 480 |
|||
6353 |
4 |
10.12 01-00 |
10.12 03-05 |
2 |
160 |
|||
6354 |
47 |
10.12 01-00 |
10.12 03-05 |
2 |
1 880 |
|||
6355 |
7 |
10.12 01-00 |
10.12 03-05 |
2 |
560 |
|||
6384 |
6 |
10.12 20-30 |
11.12 06-00 |
10 |
2 400 |
|||
6380 |
53 |
10.12 20-30 |
11.12 06-00 |
10 |
21200 |
|||
6384 |
15 |
11.12 08-00 |
11.12 09-35 |
2 |
1200 |
|||
6391 |
44 |
11.12 08-00 |
11.12 09-35 |
2 |
3 520 |
|||
6303 |
5 |
09.12 19.30 |
10.12 07-30 |
12 |
1 200 |
|||
6262 |
1 |
05.12 14-00 |
12.12 23-25 |
178 |
3 560 |
|||
6306 |
1 |
11.12 20-30 |
12.12 23-25 |
27 |
540 |
|||
6358 |
5 |
11.1101-15 |
12.12 23-25 |
46 |
4 600 |
|||
6444 |
2 |
16.12 07-00 |
16.12 18-30 |
12 |
960 |
|||
6461 |
5 |
16.12 07-00 |
16.12 18-30 |
12 |
2 400 |
|||
6366 |
з |
14.12 01-00 |
14.12 15-30 |
15 |
1 800 |
|||
6368 |
22 |
14.12 08-15 |
14.12 15-30 |
7 |
6 160 |
|||
ИТОГО |
|
|
|
|
92 600 |
Ответчик иск не признает в части суммы 36 340 рублей по следующим основаниям:
- в нарушение пункта 9 договора по памяткам приемосдатчика 6285, 6291, 6320, 6376 подано уведомление о возврате менее 5 вагонов;
- по памяткам 6262, 6306, 6311, 6312, 6353, 6354, 6355, 6358, 6366, 6368, 6384, 6395, 6404, 6444, вагоны не приняты в связи с нахождением на станции Костомукша прибывших в адрес ответчика вагонов;
- по памяткам 6285, 6295, 6380, 6384, 6391 суммы приняты меньше в два раза как за полувагоны, а не за хопер-дозаторы, так как в заявке числятся полувагоны.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Карельский окатыш" (владелец) и ГУП "Октябрьская железная дорога" МПС РФ (перевозчик) заключен договор N 162 от 01 декабря 2002 года, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути при станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги. В соответствии с пунктами 9, 10, 12 договора о готовности вагонов к уборке приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику станции Костомукша-товарная по телефону или под роспись в книге формы ГУ-2. Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути 3, 5-11 станции Костомукша-товарная и принимаются перевозчиком в течение 2 часов после получения уведомления, при этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны группами не менее 5 вагонов. По согласованно с перевозчиком передача вагонов может производиться в меньшем количестве. Вагоны считаются готовыми к сдаче с подъездного пути при условии исправности в техническом и коммерческом отношении и наличии в товарной конторе станции Костомукша-товарная документов на возвращаемые вагоны.
В декабре 2006 года при предъявлении к уборке вагонов с подъездных путей ОАО "Карельский окатыш" имел место ряд задержек принятия перевозчиком вагонов. Из них по памяткам приемосдатчика 6285, 6291, 6320, 6376 поданы уведомления о готовности к уборке менее 5 вагонов без согласования, по памяткам 6285, 6295, 6380, 6384, 6391 поданы уведомления о готовности к уборке хопер-дозаторов, хотя в заявке числились полувагоны. Возражения ответчика приняты только об уменьшении штрафа как за просрочку возврата полувагонов.
В соответствии со статьей 100 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ штрафом признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26) в случаях, когда размер одновременной подачи партии вагонов к месту погрузки, выгрузки превышает вместимость мест погрузки и выгрузки и она может быть погружена или выгружена~15ёз перестановки локомотивом перевозчика, передается уведомление о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов к месту погрузки и выгрузки. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов. Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Договором N 162 от 01 декабря 2002 года, связанным с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути при станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги предусмотрена уборка одиночных вагонов менее 5 или неполного маршрута только по согласованию со станцией. Однако, одиночные вагоны подавались и убирались совместно с группами вагонов.
Отдельные памятки на одиночные вагоны ОАО "Карельский окатыш" считает согласованием принятие приемосдатчиком станции уведомления о готовности вагонов к уборке. Указанный довод не принимается судом во внимание. Пунктом 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования предусмотрено, что книга уведомления о времени завершения грузовой операции ведется для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования.
В связи с отсутствием соглашения об ином назначении ведения книги уведомлений, регистрационная запись может быть использована только для целей, прямо предусмотренных Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и никакого иного объема информации, кроме времени передачи, содержать не должна.
Отклоняется довод ОАО "Российские железные дороги" о занятости путей общего пользования поступившими, адрес ОАО "Карельский окатыш" вагонами.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов, в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей фррмы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
В акте указывается:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом,
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Как следует из Единого технологического процесса работы подъездного пути ОАО "Карельский окатыш" и станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги условная вместимость приёмо-отправочньгх путей 3, 5-11 станции Костомукша-товарная составляет 456 вагонов. В представленных ответчиком актах общей формы отражен простой в ожидании выгрузки в отдельные дни от 2 до 42 вагонов. Указанное свидетельствует о том, что наличие на путях общего пользования поступивших в адрес истца вагонов не препятствовало уборке вагонов с подъездных путей необщего пользования.
Также судом отклонен довод ответчика о согласования количества подлежащих уборке вагонов в памятке приемосдатчика, поскольку в ней отражается не договорное, а фактическое время уборки и количество вагонов.
ОАО "Карельский окатыш" обоснованно начислен штраф за нарушение срока уборки вагонов в суммах: 200, 5800, 160, 4560, 360, 780, 120 1200, 2160, 1800, 600, 60, 2720, 1440, 3500, 480, 160, 1880, 560, 1200, 10600, 600, 1760, 1200, 4600, 960, 240*0, 6160 рублей. Всего: 62 020 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 156, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Открытого акционерного общества "Карельский окатыш" 62020рублей - штраф и 2360 рублей 60 копеек - расходы по государственной пошлине.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2008 г. N А56-53730/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. данное решение отменено в части взыскания штрафа