Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 10 июня 2008 г. N А56-9933/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Звонаревой Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей помощником судьи Кольцовой Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта (сокращенное наименование юридического лица согласно его уставу СПб ГУП "Горэлектротранс") к Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии
от заявителя: представителя Шевченко А.В. по доверенности от 29.04.2008 N 1.45-126 от заинтересованного лица: начальника юридического отдела Чубы Ю.А. по доверенности от 09.01.2008 N 03-16/00075, специалиста 1 разряда юридического отдела Номоконовой К.О. по доверенности от 11.01.2008 N 03-16/00339
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (сокращенное наименование юридического лица согласно его уставу СПб ГУП "Горэлектротранс") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточнив его в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу от 24.10.2007 N 6-13-56 в части нарушения пункта 14 статьи 250, подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ - завышения убытка в размере 1323856100 руб., не повлекшего применения налоговых санкций.
В обоснование своего заявления СПб ГУП "Горэлектротранс" ссылается на то, что им были получены средства в виде субсидий, которые не являются объектом обложения налогом на прибыль, так как полученные бюджетные средства следует рассматривать как выделяемые унитарным предприятиям от собственника имущества или уполномоченного органа, и в отношении них должны применяться положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Кроме того, заявитель указывает на то, что он не имел выгоды от ведения деятельности по регулируемым ценам, так как бюджетные субсидии в 2004 году фактически являлись покрытием убытка от деятельности по перевозке пассажиров, а, следовательно указанные субсидии не отвечают критериям дохода, содержащимся в статье 41 Налогового кодекса РФ.
Межрайонная ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возражает, указывая на то, что денежные средства в виде компенсации убытков от перевозки льготных пассажиров получены заявителем в рамках договоров на возмездное оказание услуг и не могут рассматриваться в качестве целевых поступлений, а также на сложившееся единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений подпунктов 14, 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу, в рамках предоставленных ему статьей 101 Налогового кодекса РФ полномочий, по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 20.08.2007, возражений заявителя по акту было принято решение от 24.10.2007 года N 6-13-56 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемая заявителем часть решения связана с выводом налогового органа о неправомерном невключении СПб ГУЛ "Горэлектротранс" в нарушение пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных доходов за 2004 год бюджетных средств, полученных на выполнение городского заказа по перевозке пассажиров наземным электротранспортом на социальных маршрутах в размере 1323856100 рублей.
Требование СПб ГУЛ "Горэлектротранс" не подлежит удовлетворению, так как:
1323856100 рублей были получены заявителем во исполнение:
- государственного контракта от 01.01.2004 N 2 (с дополнительными соглашениями от 31.03.2004 N 1, от 30.06.2004 N 2, от 21.09.2004 N 3), заключенного между Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга и СПб ГУП "Горэлектротранс" на возмездное выполнение государственного заказа по оказанию услуг по перевозке пассажиров наземным электротранспортом, за исключением пассажиров, пользующихся правом льготного проезда в соответствии с федеральными законами, финансируемые из фонда компенсаций.
Согласно пункту 2.1 этого контракта перевозчик - СПб ГУП "Горэлектротранс" взяло на себя обязанность по выполнению городского заказа на оказание услуг по перевозке пассажиров наземным электротранспортом по разовым проездным билетам и проездным билетам длительного пользования в соответствии с тарифами, установленными органами исполнительной власти. В соответствии с пунктом 2.2 этого контракта Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга обязуется перечислить перевозчику (заявителю) денежные средства (названные в контракте субсидиями), составляющие цену контракта (п.З контракта);
- государственного контракта от 02.04.2005 N 107-2004 (с дополнительным соглашением от 02.04.2004 N 1), заключенного между заявителем и Комитетом по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга. Согласно пункту 1.1 предметом контракта является возмещение заявителю затрат по перевозке наземным электротранспортом граждан, пострадавших от радиационных воздействий, имеющих право бесплатного проезда в соответствии с действующим законодательством; перевозчик (СПб ГУЛ "Горэлектротранс") обязуется осуществлять перевозку граждан, пострадавших от радиационных воздействий, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ, перевозить граждан, пострадавших от радиационных воздействия, имеющих право на бесплатный проезд (пункты 2.1.1 и 2.1.2 контракта), а Комитет по труду и социальной заявителе обязуется возмещать затраты от перевозки указанных категорий граждан;
- государственного контракта от 02.04.2004 N 108-2004 (с дополнительным соглашением от 17.12.2004), заключенного между СПб ГУЛ "Горэлектротранс" и Комитетом по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, предметом которого является возмещение затрат СПб ГУП "Горэлектротранс" по перевозке наземным электротранспортом инвалидов, имеющих право бесплатного проезда. Согласно контракту перевозчик обязуется осуществлять перевозку инвалидов, имеющих право на бесплатный проезд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункты 2.1.1 и 2.1.2), а Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербургу возмещать заявителю затраты по перевозке инвалидов.
Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по труду и социальной защиты населения Санкт-Петербурга являются органами, в чьи полномочия входит представлять интересы Санкт-Петербурга. Как следует из устава СПб ГУП "Горэлектротранс" Санкт-Петербург является учредителем и собственником имущества предприятия.
Подпункт 26 пункта 1 статьи предусматривает, что при определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятия от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Подпункт 26 пункта 1 статьи 251"
Однако денежные средства, полученные заявителем, носят возмездный характер, направлены на покрытие убытков, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров на социальных маршрутах. В связи с чем они подлежат учету в качестве доходов при определении объекта обложения налога на прибыль в порядке п.1 ст.247, п.1 ст.248, п.п.1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ.
Полученные предприятием средства также не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (пункт 2 статьи 251 НК РФ), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
В рассматриваемом случае предприятие не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а,
наоборот, само оказывало услуги Г Поэтому получаемые им из бюджета средства по своему) экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. В заключенных контрактах отсутствуют какие-либо ограничения по использованию заявителем в своей деятельности полученных средств.
Факт получения предприятием средств на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот из бюджета сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у предприятия дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.
Убыточность деятельности предприятия не является в силу положений ст.41 Налогового кодекса РФ, главы 25 Налогового кодекса РФ основанием для освобождения его от включения в состав доходов полученной суммы.
Осуществление контроля за финансовой деятельностью унитарного предприятия уполномоченными органами, в том числе путем утверждения губернатором Санкт-Петербурга финансового плана СПб ГУП "Горэлектротранс" на 2004 год, а также путем предоставления в Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга отчета о финансовых показателях предприятия за 2004 год, расчета ожидаемых доходов за 2004 год, - не меняет экономического содержания полученных во исполнение вышеперечисленных контрактов заявителем денежных средств, как выручки за оказанные услуги по перевозке.
Как следует из решения налогового органа, объяснений заявителя, доводов в СПб ГУП "Горэлектротранс", изложенных в заявлении, - заявителем не оспаривается отсутствие, с учетом применяемого предприятием порядка определения суммы раксходов, необходимости перерасчета (как последствия вывода налогового органа о необходимости отражения в качестве облагаемого налогом дохода - 1323856100 руб.) расходной части, учитываемой при исчислении налога на прибыль.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения.
Судья |
Ю.Н. Звонарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 2008 г. N А56-9933/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника