Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 26 декабря 2006 г. N А56-38455/2006
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Галкина Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поздняковой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Российские железные дороги"
ответчик Межрайонная ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии
от заявителя: предст. Кулагина Е.В., предст. Кроплис В.Ю.
от ответчика: предст. Вакуленко А.Ф.
установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными Решения Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 11 по г. Санкт-Петербургу N 395 от 25.07.2006г. о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, Требования N 50592 от 01.08.2006г., требование N 1175 от 01.08.2006г.
Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
Межрайонной ИФНС РФ N 11 по г. Санкт-Петербургу была проведена камеральная проверка Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" налоговой декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 12 месяцев, 2005г.
Налоговой инспекцией установлено, что Санкт-Петербургское отделение ОЖД - филиала ОАО "Российские железные дороги" не включило в объект налогообложения ЕСН и ОПС суммы выплат региональной надбавки за фактически отработанное время, начисляемой работникам на основании внутреннего нормативного документа (Указание начальника ОЖД N Н-547/у от 31.12.2002г.) за выполнение работ по трудовым договорам, что привело к занижению налоговой базы по ЕСН и ОПС.
По мнению налоговой инспекции, данные выплаты, согласно п.2,3 ст. 255 главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" относятся к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников. Предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Санкт-Петербургское отделение ОЖД - филиала ОАО "РЖД" вместо уменьшения на эти расходы налоговой базы по налогу на прибыль уменьшило на их сумму налоговую базу по ЕСН и ОПС, полагая, что п.3 ст. 236 НК РФ предоставляет налогоплательщику право такого выбора.
По результатам проверки было принято решение N 395 от 25 июля 2006 года о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании Решения выставлено Требование N 50592 от 01.08.2006г. об уплате страховых взносов обязательного пенсионного страхования, в котором ОАО "Российские железные дороги" предлагается уплатить недоимку в размере 23 082 483,00 руб., пени в размере 652 413,60 руб. до 11.08.2006г. На основании Решения выставлено Требование N 1175, 01.08.2006г. об оплате налоговой санкции в размере 4 616 496,60 руб.
Налоговая инспекция, указывая на внутренний Приказ налогоплательщика от 31.12.2002г. N Н-547/у об установленной работникам железной дороги ежемесячной дифференцированной региональной надбавки (код 468 "Компенсационные выплаты в связи с ростом стоимости жизни") и ст.ст.238, 255 НК РФ, делает вывод, что региональная надбавка, выплачиваемая предприятием, подлежит налогообложению единым социальным налогом на общих основаниях.
Исходя из буквального толкования п. 3 ст. 236 НК РФ налогоплательщик вправе предусмотреть выплаты работникам, которые не входят в фонд оплаты труда и не отнесены законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности: начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особе вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ст. 255 НК РФ определяет признаки надбавок для отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу на прибыль, а именно:
- связь начислений надбавок с режимом работы и условиями труда;
- производство данных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Введение региональной надбавки была обусловлена тем, что Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют более высокий прожиточный минимум по сравнению с другими регионами.
Режим работы, а также условия труда работников, предусмотренные трудовым договором никоим образом не изменились по сравнению с периодом до введения данной надбавки.
Целью установления региональной надбавки это компенсация работникам удорожания стоимости жизни в связи с более высоким уровнем роста цен на потребительские товары и услуги в указанных регионах, в зависимости от наступления конкретных условий региональная надбавка, которая может быть отменена или уменьшена.
Производство подобных выплат законодательством не предусмотрено и регулируется исключительно локальными актами работодателя в зависимости от конкретных условий.
Таким образом, региональная надбавка не отвечает признакам, установленным ст. 225 НК РФ.
В силу п.п. 25 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: в виде компенсационных зачислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации.
Таким образом, суммы региональной надбавки, выплачиваемые имуществом являются согласно ст. ст. 255, 270 НК РФ, расходами, не учитываемыми в целях налогообложения. Поэтому они не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, следовательно налогоплательщик имел право производить выплаты за счет прибыли.
Согласно п.3 ст.9 Федерального Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" государственное пенсионное страхование производится за счет двух источников: Федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд РФ в виде сумм страховых взносов, а суммы в, зачисляемые в Федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.
Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Налоговая инспекция не имеет полномочий на привлечение страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, поскольку данными полномочиями наделен исключительно Пенсионный фонд. Данная позиция отражена в п.2 ст.25 Федерального Закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ, где предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению Руководствуясь статьями 104, 105, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать недействительными решение МИ ФНС России N 11 по Санкт- Петербургу от 25.07.2006 г. N 395, требования от 01.08.2006 г. N 50592 и от 01.08.2006 г. N 1175.
2. Возвратить заявителю госпошлину в сумме 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Т.В. Галкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2006 г. N А56-38455/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника