Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 мая 2008 г. N А56-54453/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 декабря 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 14 мая 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Преснецовой Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полуденовой Т.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО "Морской порт СПб"
ответчик: ОАО "Петербургская сбытовая компания"
о взыскании 3 230 788 руб. 55 коп.
при участии :
- от истца: представителя Просвирнина СЮ. по доверенности от 26.12.2007 N 236-юр
- от ответчика: представителя Пашиной Е.В. по доверенности 01.01.2008 N 49-053
установил:
ОАО "Морской порт" обратилось в суд с иском к ОАО "Петербургская сбытовая компания" о взыскании неосновательного обогащения и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в общей сумме 3 230 788 руб. 55 коп., ссылаясь на то, что за период с января 2007 года по 30.09.07г ответчик в одностороннем порядке изменил условия договора и предъявлял к оплате часть электрической энергии, потребляемой истцом, по нерегулируемым (свободным) ценам, что, по мнению истца, не соответствует правилам ст. 450 ГК РФ; одностороннее изменение условий договора недопустимо. В соответствии с разделом XI Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики применение нерегулируемых цен возможно только с 1.01.08г, т.е. с момента вступления указанного раздела в силу.
Ответчик возражал против иска, представил письменный отзыв, в котором ссылался на то, что с 1.09.06г вступили в действие Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики; цена договора определяется в порядке ст. 424 ГК РФ и подлежит государственному регулированию посредством установления тарифов уполномоченными государственными органами. К компетенции ответчика не относятся вопросы ценообразования (л.д. 118-120).
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и оценив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск предъявлен необоснованно и не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Ленэнерго" (энергоснабжающая организация) и ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (абонент) заключен договор N 05011-3 от 01.01.01r, согласно которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть электрическую энергию при определенной мощности, а абонент обязался своевременно оплачивать потребленную электроэнергию и мощность.
В связи с реорганизацией ОАО "Ленэнерго" права и обязанности по договору перешли к правопреемнику - ОАО "Петербургская сбытовая компания".
В соответствии с п. 4.1. договора расчеты за энергию производятся денежными средствами по тарифам соответствующих групп потребителей, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, на основании показаний приборов учета за расчетный период.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Положениями абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после .заключения" договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Данная норма является специальной по отношению к норме ст. 422 ГК РФ, устанавливающей, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с, указанными Федеральными законами.
Законом N 41-ФЗ предусмотрено, что цены на электрическую и тепловую энергию подлежат регулированию уполномоченными государственными органами. По смыслу статей 2 и 3 названного Закона тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Статьей 5 этого Закона полномочиями по государственному регулированию тарифов наделено Правительство Российской Федерации.
Кроме того, в силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.95 г N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с п. 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.04 г (далее - Основы), установлен новый порядок ценообразования в сфере электроэнергетики, согласно которому в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. Статьей 5 вышеуказанного закона установление предельных (минимальных и (или).... максимальных). уровней тарифов на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам отнесено к полномочиям Правительства РФ.
Согласно абз. 3 ст. 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства РФ отнесено установление предельного объема электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) рам, определение территорий субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам, а также утверждение правил функционирования розничных рынков в переходный период функционирования электроэнергетики.
Во исполнение указанных полномочий постановлением Правительства РФ от 31.08.06 г N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила).
Ответчик ОАО "Петербургская сбытовая компания" в соответствии п. а) п. 36 Правил и Распоряжением Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2006 N 88-р "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга" является гарантирующим поставщиком на территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 5 Правил гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии, на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 ст. 426 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 ст. 426 ГК РФ).
ОАО "Петербургская сбытовая компания" как гарантирующий поставщик, имея заключенный публичный договор энергоснабжения с ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", не вправе не применить к сложившимся отношениям вновь установленный Правительством РФ порядок.
Стороны договора энергоснабжения должны производить расчеты по оплате электроэнергии по цене, установленной или измененной уполномоченными на то государственными органами вне зависимости от внесения соответствующего изменения в договор.
Императивной нормой п. 4 Правил установлено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом 10 Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.
Согласно пункту 106 Правил установлено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
Установленный порядок расчетов по нерегулируемым ценам за электроэнергию потребленную сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам, распространяется на всех покупателей электрической энергии, кроме населения и приравненных к населению категориям потребителей, которые приобретают электроэнергию только по регулируемым ценам (п. 108 Правил).
Определение объемов покупки по свободным ценам осуществляется в соответствии с п. 109 Правил, согласно которому электрическая энергия сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничном рынке.
Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей. Указанные предельные уровни определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, размера платы за подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством РФ услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения Электрической энергией данного потребителя (покупателя), включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии в случае поставки электрической энергии по договору энергоснабжения.
Таким образом, свободная (нерегулируемая) цена является ценой, регулируемой уполномоченным на то государственным органом - Правительством РФ.
Поскольку условие о цене электроэнергии (мощности) определяется исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации, то при изменении соответствующего законодательства РФ стороны обязаны применять при расчетах по договору новый порядок организации расчетов вне зависимости от внесения изменений в договор.
При несоответствии условий договора о цене императивным требованиям закона, такие условия признаются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ. .
Данная позиция высказана в письме Высшего Арбитражного суда РФ от 28.11.96 г. N С2-7/ОП-706, согласно пункту 3 которого стороны не вправе устанавливать в договоре свои тарифы, расценки, ставки на услуги, по которым применяются цены, устанавливаемые или регулируемые законом или иными правовыми актами.
Оценивая довод истца о недопустимости применения раздела 6 Правил "Особенности торговли по нерегулируемым ценам", поскольку он вступает в силу с 01.01.08г, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Пункт 10 Правил устанавливает, что данные Правила вступают в силу с даты их официального опубликования (с 01.09.06r), за исключением раздела XI Правил, раздел XI Правил (Особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам) вступает в силу с 01.01.08г.
Пункты 106-109 названных Правил, устанавливающие порядок расчетов с применением нерегулируемых цен, находятся в разделе 7 Правил, который вступил в силу с 01.09.06г.
Раздел XI Правил, вступающий в действие с 1 января 2008 года, регламентирует лишь определенные особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам, а именно, устанавливает правила осуществления купли-продажи электроэнергии на организованных торгах на розничном рынке и не определяет порядок применения свободных (нерегулируемых) цен на розничном рынке.
Таким образом, данные Правила в части установления порядка организации расчетов на розничных рынках электрической энергии подлежат применению с 01.09.06г.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск предъявлен необоснованно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в иске к ОАО "Петербургская сбытовая компания" о взыскании 3 230 788 руб. 55 коп. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Т.Г.Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 мая 2008 г. N А56-54453/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника