Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 10 августа 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кутыева О.О.,
судей
Смышляевой И.Ю. и Параевой В.С.,
при секретаре
Рысевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Прохоровой Л.А. и Прохорова Н.А. на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2010 года по делу N 2-2686/10 по иску Прохоровой Е.А. к Прохоровой Л.А., Прохорову Н.А. о восстановлении срока принятия наследства, признании истца принявшим наследство и признании права на долю в наследственном имуществе.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения Прохорова Н.А., его представителя Лопата В.Н., действующей на основании доверенности от 25.03.2010 г. сроком на 3 года, представителя Прохоровой Л.А. Прохоровой Е.В., действующей на основании доверенности от 25.09.2009 г. сроком на 3 года, поддержавших доводы кассационной жалобы; объяснения Прохоровой Е.А. и ее представителя Левшина Н.Н., действующего на основании доверенности от 08.04.2010 г. сроком на 3 года, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2010 года удовлетворены исковые требования Прохоровой Е.А. к Прохоровой Л.А. и Прохорову Н.А. о восстановлении срока принятия наследства, признании истца принявшим наследство и признании права на долю в наследственном имуществе.
Указанным решением Прохоровой Е.А. восстановлен срок принятия наследства после умершего Прохорова А.А., Прохорова Е.А. признана наследником, принявшим наследство. Доли наследников Прохоровой Е.А., Прохоровой Л.А. и Прохорова Н.А. в наследственном имуществе признаны равными.
Не согласившись с постановленным решением, Прохорова Л.А. и Прохоров Н.А. подали кассационные жалобы, в которых просят решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Материалами дела установлено, что после умершего дд.мм.гггг. Прохорова А.А. открылось наследство в виде квартиры ...(Адрес)... и ? доли в праве собственности на квартиру ...(Адрес2)....
В установленный законом срок за принятием наследства обратились Прохорова Л.А., которая является матерью умершего, и Прохоров Н.А., который является сыном умершего.
Прохорова Е.А. обратилась к нотариусу за принятием наследства с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 1154 ГК РФ для принятия наследства, в обоснование уважительности причин пропуска срока указала, что о смерти Прохорова А.А. ей было известно, однако, она была введена в заблуждение иными наследниками, которые сообщили ей о том, что необходимости обращаться к нотариусу нет, о наличии еще одного наследника первой очереди нотариусу известно.
Как было установлено в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, нотариусу Санкт-Петербурга Ю., к которой ответчики обратились с заявлением о принятии наследства, было известно о наличии еще одного наследника первой очереди, вместе с тем, нотариусу не был сообщен адрес наследника, в связи с чем, нотариус был лишен возможности известить Прохорову Е.А. об открытии наследства. Данные факты подтверждаются показаниями нотариуса Санкт-Петербурга Ю., материалами наследственного дела и не оспариваются ответчиками.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений ст. 1155 ГК РФ, в силу которой по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как усматривается из материалов дела, срок обращения в суд с заявлением о восстановлении срока принятия наследства, предусмотренный ст. 1155 ГК РФ, истицей не пропущен.
На основании объяснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных документов, суд пришел к выводу о том, что причины пропуска Прохоровой Е.А. срока, установленного ст. 1154 ГК РФ для принятия наследства, являются уважительными.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, решение постановленным в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства, регулирующего наследственные правоотношения, и добытыми по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оценка представленных доказательств, мотивы, по которым суд не согласился с доводами ответчиков, подробно изложены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.
Доводы жалоб сводятся к несогласию с выводами суда, что не может служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Прохоровой Л.А. и Прохорову Н.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 августа 2010 г.
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)