Решение Ленинградского областного суда
от 4 февраля 2010 г. N 3-1/2010
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Марченко А.В.,
при секретаре Лебедевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим пункта 1 постановления Губернатора Ленинградской области N 275-пг от 29.12.2008 г. "Об утверждении Лесного плана Ленинградской области",
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 1 постановления Губернатора Ленинградской области N 275-пг от 29.12.2008г. "Об утверждении Лесного плана Ленинградской области". В ходе судебного разбирательства обоснование заявленных требований неоднократно изменялось и дополнялось.
Прокурор считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, так как проект Лесного плана находился на официальном сайте Правительства Ленинградской области не в полном объеме (без карты-схемы распределения лесов по зонам их планируемого освоения), менее 30 дней (с 15.11.2008г. по 10.12.2008г.). Лесной план Ленинградской области обладает признаками нормативного правового акта: утвержден уполномоченным лицом, обязателен для исполнения всеми лицами, находящимися на территории Ленинградской области, определяет права и обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории лесного фонда, регламентирует использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, устанавливает предписывающие нормы и технические показатели, исполнение которых оказывает влияние на окружающую среду. Так, таблицами 1.1.1.1, 1.1.1.3 и 1.1.1.4 Лесного плана Ленинградской области территория земель лесного фонда Ленинградской области распределена по целевому назначению, категориям защитности, по категориям земель, установлена их площадь, что является нормированием, так как от указанного разделения зависит возможность проведения хозяйственных мероприятий на названных территориях. Таблицей 2.5.1.1.1 Лесного плана Ленинградской области установлены технические нормативы - вид мероприятий и площадь; планируемые мероприятия по лесничествам конкретизированы в Приложениях к Лесному плану 15.1-15.18. В пояснении к таблице 2.5.1.1.2 Лесного плана Ленинградской области даны методические рекомендации о способе сокращения расходов на строительство пожарных наблюдательных вышек. В пункте 2.5.1 Лесного плана Ленинградской области установлены нормативы - объемы профилактических противопожарных мероприятий на 10-летний период. Планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров приведены в таблице 2.5.1.1.6 указанного Лесного плана. Перечень мероприятий не является исчерпывающим и регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности". Лесным планом установлены нормативы по ежегодному лесопатологическому обследованию по лесничествам (Приложение 16). Применение химических средств защиты урегулировано в пункте 2.5.3 Лесного плана, в подпункте 2.5.1.2 Лесного плана определены позиции, которые необходимо учитывать при проектировании лесохозяйственных мероприятий в условиях загрязнения лесов радионуклидами, что относится к методическим нормам. Степень загрязнения лесничеств радионуклидами отражена в таблице 2.5.1.2.1 подпункта 2.5.1.2 Лесного плана Ленинградской области. В пункте 2.5.2 Лесного плана Ленинградской области произведено деление области на зоны лесопатологической напряженности, конкретизировано лесозащитное районирование (таблица 2.5.2.1), что является нормативным техническим регулированием. Данной главой определен круг лесозащитных мероприятий. В пункте 2.5.3 Лесного плана содержатся нормативы и правила в сфере воспроизводства лесного фонда. В подглаве 2.3 указанного Лесного плана приведены допустимые ежегодные объемы изъятия лесных ресурсов от всех видов рубок в Ленинградской области (таблицы 2.3.1.3, 2.3.1.1, 2.3.1.2), определенные на основании данных лесохозяйственных регламентов, в то время как все лесохозяйственные регламенты опротестованы, а протесты признаны обоснованными. Таким образом, Лесной план Ленинградской области является нормативно-техническим и инструктивно-методическим документом, непосредственно затрагивающим область охраны окружающей среды, проект которого на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона 174-ФЗ от 23.11.1995г. должен был проходить государственную экологическую экспертизу регионального уровня, что сделано не было. В нарушение указанной нормы оценка возможных негативных последствий от реализации указанных в нем норм в области охраны окружающей среды не проведена; возможная антропогенная нагрузка от реализации положений Лесного плана не изучена.
Лесной план не соответствует фактическим обстоятельствам, имеет технические ошибки в части отнесения лесов к категории защитных лесов и разрешенного использования лесов, указания о количестве, видах и профиле существующих заказниках регионального значения, их площадей.
Установлены нарушения Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при заключении контракта на разработку проекта Лесного плана.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Марченко А.В. просит заявления прокурора удовлетворить по изложенным в них основаниям. Дополнительно отмечает, что в нарушение пункта 7 Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации положительное заключение Министерства природных ресурсов на Лесной план Ленинградской области не получено, а соответствующие полномочия переданы Министерству сельского хозяйства после дачи названным федеральным органом положительного заключения на Лесной план Ленинградской области.
В утвержденный Лесной план Ленинградской области впоследствии были внесены изменения в раздел 1.1.7 с нарушением установленной процедуры. В подглаве 2.7 (пункт 2.7.1) Лесного плана даны понятия допустимая рекреационная нагрузка и степень вытоптанности насаждения, а в пункте 2.4.4 Лесного плана определены источники данных при создании географических информационных систем, что относится к методическому регулированию. Таблица 2.7.1.1 Лесного плана содержит допустимые рекреационные нагрузки на леса Ленинградской области по основным группам серий типов леса и нелесным площадям и даны их показатели, что является техническим регулированием. В подглаве 2.7 Лесного плана дано понятие предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ, даны методические рекомендации по расчету допустимых концентраций (ОДК) основных загрязняющих веществ в атмосферных осадках для хвойных лесов (таблица 2.7.1.2). Таким образом, Лесной план Ленинградской области является нормативно-техническим и инструктивно-методическим документом, непосредственно затрагивающим область охраны окружающей среды, проект которого на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона 174-ФЗ от 23.11.1995г. должен был проходить государственную экологическую экспертизу регионального уровня, что не сделано.
Кроме этого, в главе 1 названного Лесного плана территория Ленинградской области разделена на лесорастительные зоны в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов России N 68 от 28.03.2007г., который Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 54 от 10.03.2009г. признан недействующим. Определения понятиям "географическая информационная система в лесном хозяйстве" и "географическая информационная система", данные в подглаве 2.4.4 указанного Лесного плана противоречат Приказу Роскартографии от 26.01.2000г. "Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. термины и определения. ОСТ 68-14-99".
Нормы Лесного плана Ленинградской области, не получившего положительного заключения экологической экспертизы, способны создать угрозу экологической безопасности на территории Ленинградской области, защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В настоящее время объявлен конкурс на проведение работ по внесению изменений в Лесной план Ленинградской области.
В письменных возражениях представитель Губернатора Ленинградской области С.Н. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, отмечает, что Лесной план Ленинградской области разработан с соблюдением установленного порядка с учетом положительного заключения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, обязанность проведения экологической экспертизы лесного плана субъекта РФ федеральным законодательством не предусмотрена. Так как Губернатор Ленинградской области не является органом государственной власти субъекта РФ, а является высшим должностным лицом Ленинградской области, то утвержденный им Лесной план Ленинградской области не может быть объектом государственной экологической экспертизы в порядке пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизы", предусматривавшего обязательность проведения экологической экспертизы соответствующих документов органов государственной власти субъекта (а не высшего должностного лица). Лесной план Ленинградской области содержит рекомендации, мероприятия планируемого освоения лесов, в нем отсутствуют нормы, содержащие какие-либо технические характеристики, технические требования; лесной план не является нормативным документом. Проект Лесного плана Ленинградской области размещался на официальном сайте Правительства Ленинградской области, в тексте названного плана указан принцип разделения лесов по зонам их планируемого освоения. В настоящее время на сайте размещена и карта-схема распределения лесов по зонам их планируемого освоения. Постановление Губернатора Ленинградской области N 275-пг от 29.12.2008г. опубликовано и не может быть оспорено по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области С.Н. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора основаниям, изложенным в письменных возражениях; считает, что Лесной план Ленинградской области носит декларативный характер, является документом планирования.
В письменных возражениях представитель Губернатора Ленинградской области С.С. просит отказать в удовлетворении требований прокурора, отмечает, что мероприятия, запланированные в Лесном плане Ленинградской области носят обобщающий характер и разработаны в соответствии с Положением о подготовке лесного плана субъекта РФ, типовой формы Лесного плана и на основании: лесохозяйственных регламентов, утвержденных в Ленинградской области, Основных положений организации и ведения лесного хозяйства Ленинградской области, Правил, утвержденных федеральными органами власти. Упоминание в Лесном плане о сокращении расходов на строительство вышек свидетельствует лишь о сокращении финансирования с установкой. Классификация природной пожарной опасности лесов, классификация пожарной опасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах утверждены Приказом Минсельхоза N 532 от 16.12.2008г. Работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства; зоны радиоактивного загрязнения лесов определяются в соответствии с Приказом Министра природных ресурсов России N 101 от 17.04.2007г.; в отношении профилактических биотехнических мероприятий уже имеется сложившаяся судебная практика. Проект освоения лесов является самостоятельным документом и в состав Лесного плана не включен. Несоблюдение установленного федеральным законодательством порядка разработки и утверждения Лесного плана Ленинградской области прокурором не доказано. Доводы о наличии фактических несоответствий и технических ошибок в плане не подтверждены. Иные доводы аналогичны письменным возражениям названного выше представителя Губернатора Ленинградской области.
В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области С.С. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по основаниям, изложенным в письменных возражениях, отмечает, что допрошенные в ходе судебного разбирательства специалисты и свидетели подтвердили необоснованность доводов прокурора в части требования о проведении экологической экспертизы. Определение понятия "геоинформационная система" имеется и в других подзаконных актах (стандартах); порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Представитель Губернатора Ленинградской области В.М. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, считает, что Лесной план не регламентирует использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды и не устанавливает предписывающие нормы, исполнение которых оказывает влияние на окружающую среду, а является документом лесного планирования. В силу положений пунктов 1 и 5 статьи 2, пункта 3 статьи 86 Лесного кодекса Российской Федерации, положений статьи 34 Устава Ленинградской области Губернатор Ленинградской области не является органом исполнительной власти субъекта РФ, а поэтому лесной план Ленинградской области (утвержденный им) не является нормативным правовым актом лесного законодательства. В Федеральных актах отсутствует указание об исполнении лесного плана всеми лицами. Лесной план субъекта РФ не входит в перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области В.М. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по основаниям, изложенным в письменных возражениях; отмечает, что все предписывающие нормы содержатся в Правилах, утвержденных Федеральными органами. Граждане РФ обязаны соблюдать именно Правила, а не Лесной план субъекта РФ. Лесохозяйственные регламенты составляются на основании материалов лесоустройства, а не на основании Лесного плана; лесохозяйственные регламенты и содержат нормы и предписания.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Марченко А.В., представителей Губернатора Ленинградской области С.Н., С.С., В.М., показания свидетелей В.Г., С.М., консультации специалистов О., Р., М., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
29 декабря 2008 года Губернатором Ленинградской области принято постановление N 275-пг "Об утверждении Лесного плана Ленинградской области", опубликовано оно в официальном издании Ленинградской области - в Вестнике Правительства Ленинградской области N 87 от 31.12.2008г. и вступило в законную силу.
В преамбуле названного постановления отражено, что оно принято в соответствии с Лесным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ N 246 от 24.04.2007г. "Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта российской Федерации" и с учетом положительного заключения Министерства сельского хозяйства РФ от 24.12.2008г. N ЮК-8/8983.
Пунктом 1 данного постановления утвержден Лесной план Ленинградской области, пунктом 2 постановления контроль за его исполнением возложен на вице-губернатора Ленинградской области.
Лесной план Ленинградской области в официальном издании Ленинградской области не опубликован. Проект Лесного плана содержался на официальном сайте Администрации Ленинградской области (www.lenobl). В настоящее время на официальном сайте Администрации Ленинградской области размещен Лесной план Ленинградской области с приложениями.
Приложениями к Лесному плану Ленинградской области являются: карта-схема административного делания территории Ленинградской области с указанием лесных районов и лесничеств, масштаб 1:300000 с нанесенной квартальной сеткой; карта-схема зон планируемого освоения лесов Ленинградской области по видам их использования, масштаб 1:300000 с поквартальным делением; карта-схема существующих, проектируемых и реконструированных дорог с административным делением районов, с наименованием лесничеств с поквартальной сеткой; карта-схема распределения лесов по преобладающим породам Ленинградской области с административно-территориальным делением, с нанесением границ лесничеств. Карты на бумажном носителе обозревались в судебном заседании, к материалам дела приобщены названные карты-схемы на электронном носителе (диск CD-RW с наименованием на конверте LpLO).
Лесной план Ленинградской области состоит из двух томов.
Книга 1 Лесного плана Ленинградской области (234 страницы) включает в себя введение и главы: характеристика состояния лесов и их использования (I), основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (II), оценка экономической эффективности и реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов (III). В разделе - Введение отражено, что Лесной план является основным документом лесного планирования, определяет основные цели, задачи и параметры использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, произрастающих на лесных участках, расположенных на территории Ленинградской области и обязателен для исполнения всеми заинтересованными лицами и действует в течение десяти лет с даты его утверждения. Лесной план действует с 1 января 2009 года по 31 декабря 2018 года (стр. 1-2 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области).
В частности, в пункте 1.1.1 подглавы 1.1 Главы 1 Лесного плана отражено, что территория Ленинградской области отнесена к таежной лесорастительной зоне и двум лесным районам на основании приказа Министерства природных ресурсов России от 28.03.2007г. N 68 и с изложением конкретного деления области по зонам (стр. 3 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области). Таблица 1.1.1.1 содержит проектирование лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов (с указанием основания проектирования и площади), таблица 1.1.1.2 отражает динамику площадей лесного фонда по видам целевого назначения лесов и категориям защитных лесов (с наименованием категорий защитных лесов, площадей по категориям защитных лесов на 1998г. и на 2008 год с указанием изменений), схема фиксирует распределение земель лесного фонда по целевому назначению и категориям защитных лесов, таблица 1.1.1.3 определяет распределение площади лесов по видам целевого назначения и категориям защитных лесов (с указанием площади и процента, а также с разделением по лесничествам), динамика площадей лесного фонда по категориям земель приведена в таблице 1.1.1.4/ с отметкой о наименовании категории земель и данных учета лесного фонда на 1998 и на 2008 год с изменениями/ (стр. 4-9 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области).
В таблице 1.1.7.2 Главы 1 Лесного плана Ленинградской области содержится характеристика существующих особо охраняемых природных территорий Ленинградской области регионального значения с указанием названия и профиля, площади и цели создания (стр. 35-39 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области).
В пункте 2.3.1 подглавы 2.3 Главы 2 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области приведены допустимые ежегодные объемы изъятия лесных ресурсов на основании данных лесохозяйственных регламентов в Ленинградской области от всех видов рубок (таблица 2.3.1.3), в том числе по конкретным видам рубок (таблицы NN 2.3.1.1, 2.3.1.2) в цифровом выражении (стр. 159-167 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области) с разделением по лесничествам, по хозяйствам с отражением площади и имеющихся запасов.
В пункте 2.5.1.1 Главы 2 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области указан перечень основных организационно-технических мероприятий по охране и защите лесов (стр. 185-186 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области). В данном пункте имеется таблица 2.5.1.1.1 - Планируемые профилактические, противопожарные мероприятия и объемы лесозащитных работ на территории лесного фонда Ленинградской области (с указанием наименований мероприятий, единиц измерения и ежегодного объема мероприятий)/стр. 186-187 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области/. В абзаце после таблицы 2.5.1.1.2 указано о возможности установления на пожарных наблюдательных вышках мобильной связи (стр. 188 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области). Объемы профилактических противопожарных мероприятий на 10 летний период отражены на втором абзаце сверху на стр. 190 и в таблице 2.5.1.1.6, где содержатся планируемые мероприятии по охране лесов от пожаров с наименованиями мероприятий, единиц измерения, отметки об объемах по годам, общий объем на планируемый период (стр. 190 Книга 1 Лесного плана Ленинградской области). На странице 191 Книги 1 Лесного плана содержатся указания о проведении ежегодного лесопатологического обследования в насаждениях со средней и сильной степенью повреждения, упоминание о применение химических средств на небольших площадях лесных участков. В таблице 2.5.1.2.1 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области (стр. 192) приведено разделение земель лесного фонда лесничеств, загрязненных радионуклидами (Кингисеппское и Волосовское лесничество с делением по участковым лесничествам, с отражением степени загрязнения, количества загрязненных земель в цифровом и процентном отношении). На следующей странице указано, какие особенности следует учитывать при проведении лесохозяйственных мероприятий, отмечено, что конкретные ограничения или запрещения в названных позициях определяются при лесоустройстве с учетом местных особенностей; содержится утверждение о наличии зон загрязнения изотопами цезия на территории Лужского лесничества (стр. 193 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области). В пункте 2.5.2 на территории Ленинградской области выделено две зоны лесопатологической напряженности с приведением лесозащитного районирования Ленинградской области (с делением по лесничествам и указанием площадей). В этом же пункте указаны планируемые лесозащитные мероприятия в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах на территории Ленинградской области (стр. 195-196 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области). В пункте 2.5.3 - Планируемые мероприятия по воспроизводству лесов, содержится таблица 2.5.3.1 "Фонд восстановления" с отметками по показателям и объемами названного фонда (с делением на гари, погибшие насаждения, вырубки, прогалины и общую сумму), упоминается о создании и развитии питомников, планировании применения химических мер в питомниках, о заготовке семян, о создании базы единого генетико-селекционного комплекса (стр. 198-201 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области). В пункте 2.4.4 определено, что географические информационные системы в лесном хозяйстве - это современные автоматизированные системы, имеющие расчетные и модельные функции для работы с информационными базами, принятия на их основе разнообразных решений и осуществления контроля. Географическая информационная система - это компьютерная система, состоящая из технических, программных и информационных средств, обеспечивающая ввод, хранение и обработку пространственных и атрибутивных данных. В данном пункте установлены источники данных при создании ГИС (стр. 182 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области).
В пункте 2.7.1 определено, что допустимая рекреационная нагрузка - это максимальное число посетителей на единицу площади парка или зоны отдыха, при котором обеспечивается сохранение природных компонентов и ее культурно-исторических ценностей. Степень вытоптанности насаждения определена как отношение площади вытоптанной поверхности напочвенного покрова насаждения к площади всего таксационного выдела. В таблице 2.7.1.1 приведены допустимые рекреационные нагрузки по основным группам серий типов леса и нелесным площадям. В названном пункте содержатся: подпункт-концентрация загрязнителей в элементах природной среды лесов (с описанием характеристики внешних источников загрязнения и общего состояния окружающей среды, атмосферного загрязнения, радиации, загрязнения и нарушения почвенного покрова, характеристики источников загрязнения, связанных с лесохозяйственной деятельностью, фоновых экосистем и предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ), таблица 2.7.1.2 - концентрация загрязнителей и их ОДК в зимних выпадениях в хвойных лесах с указанием типа состояния, параметров статистики, вида химического элемента. В пункте 2.7.1 в описании фоновых экосистем и предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ определено, что предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ - это максимальная концентрация вредного вещества, которая за определенное время воздействия не влияет на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и природное сообщество в целом (стр. 206-215 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области).
Книга 2 Лесного плана Ленинградской области состоит из 39 Приложений в виде таблиц (200 страниц).
Так, Приложения 15.1-15.18 содержат планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров по Ленинградской области с делением по лесничествам, единицам измерений, объемом по годам и общим объемом на планируемый период (стр. 63-80 Книги 2 Лесного плана Ленинградской области).
Приложение 16 отражает планируемые мероприятия по защите лесов от вредных организмов с наименованием мероприятий, разбивкой по лесничествам, объемом по годам и общим объемом, с единицами измерений (стр. 81-82 Книги 2 Лесного плана Ленинградской области).
Приложение 39 устанавливает состав лесничеств (включая участковые лесничества) и их площадь (стр. 192 Книги 2 Лесного плана Ленинградской области).
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.99 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно статье 33 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды" в целях установления соответствия документов и(или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза; порядок проведения экологической экспертизы определен Федеральным законом N 174-ФЗ от 23.11.1995г. "Об экологической экспертизе", статьей 1 которого предусмотрено, что экологическая экспертиза - установление соответствия документов и(или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусмотрено, что государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня проводят органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 1 названной федеральной нормы к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня отнесены проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В приведенном Федеральном законе отсутствует толкование понятий "нормативно-технический документ" и "инструктивно-методический документ".
В статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" содержатся определения понятий: нормативы в области охраны окружающей среды, к которым отнесены нормативы качества окружающей среды (нормативы, установленные в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда) и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы, установленные в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды), технологических нормативов и иных нормативов.
Указанная федеральная норма содержит и разъяснение понятия охрана окружающей среды, под которой понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность). Установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации; установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 5 и 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Положения о нормировании в области охраны окружающей среды урегулированы в главе V Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьей 19 которого предусмотрено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Приказом Минприроды РФ N 539 от 29.12.1995г. (опубликована в издании: Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, Сборник нормативных актов М., 1996 г.) предусмотрены требования, предъявляемые при предоставлении объектов на государственную экологическую экспертизу. Так, природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние окружающей среды должны содержать соответствующие статистические показатели (критерии) качества компонентов природной среды (пункт 3.2). Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействие на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, предельно допустимые уровни воздействия на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности; нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечить сохранение здоровья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологической среде; предельно допустимые показатели воздействия устанавливаются для особо ценных территорий, для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия (пункт 3.4). Параметры, которые необходимо отразить в природоохранных нормативных документах, содержащих нормативы (в т.ч. удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы) приведены в пункте 3.4 названной Инструкции (состав и количество ресурсов, загрязняющих веществ, физических воздействий, шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и другие виды воздействий). В пункте 3.5 Инструкции указано, что нормативно-технические документы должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ Р 1.5-93 и содержать информацию, достаточную для определения степени экологической опасности источника воздействия.
Постановлением Госстандарта РФ от 10.04.2002г. N 145-пг ГОСТ 1.5-93 (в ряде изданий упоминается как ГОСТ Р 1.5-93) "Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов" признан утратившим силу и взамен введен ГОСТ 1.5-2001г. "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".
В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений установлены статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что установление Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах, Правил лесовосстановления, Правил лесоразведения, Правил заготовки различных видов лесных ресурсов установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов, установление границ лесничеств, установление их количества, осуществление государственной инвентаризации лесов и установление порядка ведения государственного реестра относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов. В статье 86 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно статьям 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения; к лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения;
Постановлением Правительства Российской Федерации N 246 от 2007 г. утверждено Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, в пункте 4 которого определено, что разработка лесного плана осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а пунктом 5 которого предусмотрено, что Лесной план подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и документов территориального планирования субъектов Российской Федерации. Лесной план субъекта Российской Федерации включает в себя: а) характеристику состояния лесов и их использования; б) основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; в) оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов (пункт 9 названного Положения). Из пункта 6 приведенного Положения следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации организуют в пределах своих полномочий ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет. По истечении указанного срока, названный орган осуществляет доработку проекта в течение 30 дней с учетом замечаний и предложений и направляет проект Лесного плана на заключение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в течение 45 дней с даты поступления проекта осуществляет его рассмотрение и направляет положительный либо отрицательный отзыв в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации; при наличии положительного органа упомянутого Федерального органа, лесной план в течение 14 дней утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); внесение изменений в лесной план осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для его подготовки и утверждения (пункт 7, 8 и 15 Положения). Типовая форма лесного плана субъекта Российской Федерации утверждена Приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации N 182 от 16.07.2007г. Так, в разделе 1 указанного Типового плана (Характеристика состояния лесов и их использования) отражено, что в нем должна содержаться информация о состоянии леса и об изменении состояния лесов, их целевом назначении по лесничествам и лесопаркам, о лесорастительных зонах и лесных районах; социально-экономическая оценка использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; характеристика лесосырьевого потенциала; возрасты рубок. В разделе II Типового плана (Основные направления использования охраны, защиты и воспроизводства лесов) отмечено, что в Лесном плане субъекта РФ должны быть отражены показатели использования и улучшения состояния лесов; основные направления деятельности и мероприятия в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения; показатели лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; показатели уменьшения нагрузок на леса. В III разделе Типового плана (оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов) указано, что Лесной план субъекта РФ должен содержать финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов, целевые показатели эффективности выполнения мероприятий. В лесной план субъекта РФ должны входить таблицы (Приложения 1-23), к лесному плану прилагаются карты и картографические материалы (Приложение к Типовой форме лесного плана субъекта РФ).
Согласно Уставу Ленинградской области в систему органов государственной власти Ленинградской области входят, в том числе, Губернатор Ленинградской области - высшее должностное лицо Ленинградской области, Правительство Ленинградской области - высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области (часть 3 статьи 3 названного Устава). В части первой статьи 18 Устава Ленинградской области определено, что Губернатор Ленинградской области является не только высшим должностным лицом, но и возглавляет Правительство Ленинградской области. Согласно статье 34 приведенного Устава, Администрация Ленинградской области представляет собой единую систему органов исполнительной власти Ленинградской области, включающую в себя: Правительство Ленинградской области; отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области.
В соответствии со статьей 21 Устава Ленинградской области Губернатор Ленинградской области в пределах своих полномочий, определенных федеральным законодательством, Уставом Ленинградской области и областными законами, издает распоряжении и постановления. Постановления Губернатора Ленинградской области являются нормативными правовыми актами, распоряжения Губернатора являются правовыми актами, имеющими ненормативный характер.
31 августа 2007 года Губернатором Ленинградской области было принято распоряжение N 341-р "О разработке Лесного плана Ленинградской области", которым Комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области предписывалось учесть ряд позиций, изложенных в данном распоряжении, при разработке проекта лесного плана. 5 мая 2008 года заключен Государственный контракт N 5 между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ОАО "Севзаплесхозпроект" на выполнение работ по разработке лесного плана Ленинградской области в соответствии с Техническим заданием.
Из представленных по делу статистических данных о работе на портале редакторов разделов в период с 1 сентября 2008 года по 27 апреля 2009 года следует, что проект Лесного плана Ленинградской области был размещен на официальном сайте Ленинградской области (в различных разделах) в сети Интернет (www.lenobl) в период с 13 ноября 2008 года по 25 декабря 2008 года (л.д. 53, 65-107 том 2). Факт нахождения на сайте проекта Лесного плана Ленинградской области без карт-схем участниками процесса не оспаривается и подтверждается представленными по делу документами (л.д. 49-50, 53, 119, 120 том 2).
В письме заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N ЮК-8/7373 содержится разъяснение о порядке оформления и направления проектов Лесных планов субъектов Российской Федерации для получения заключения. В письме отражено, что по результатам рассмотрения проекта лесного плана Минсельхоз России направляет письмо за подписью заместителя Министра с заключением.
Как следует из письма N 24.12.2008г. N ЮК-8/8983, подписанного заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации и приложенного заключения, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации дало положительное заключение про проекту Лесного плана Ленинградской области с учетом единственного замечания о необходимости корректировке лесного плана по фактическим объемам планируемых частных инвестиций (в том числе при реализации приоритетных инвестиционных проектов), как в лесной промышленности, так и в части лесного хозяйства (л.д. 32-34 том 2).
В письме заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 18.11.2009г. N МГ-03-27/7219 отражено, что по мнению данного должностного лица, проект лесного плана субъекта РФ не должен проходить государственную экологическую экспертизу (л.д. 137 том 2). Аналогичная позиция выражена в письменном сообщении исполняющего обязанности начальника Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу от 11.09.2009г. N СЕ-04-02/830 (л.д. 51 том 2).
Участвующий в деле в качестве специалиста - представитель ОАО "Севзаплесхозпроект" О., разъяснил суду, что общество являлось разработчиком проекта Лесного плана Ленинградской области, он также входил в группу разработчиков данного проекта. При разработке проекта была поставлена задача: собрать все сведения о лесах Ленинградской области в единый документ. Все данные и сведения, о которых указал прокурор в заявлении, взяты из материалов лесоустройства, лесохозяйственных регламентов, проектов организации и ведения лесного хозяйства по лесхозам, материалов, предоставляемых Комитетом Ленинградской области, из научных исследований и справочной литературы и не являются ни нормами, ни методическим регулированием.
Привлеченный к участию в деле в качестве специалиста - Р., старший государственный инспектор отдела государственных экспертиз Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору, разъяснила суду, что Управление занимается экологическими экспертизами федеральных объектов около одного года и только по поручению Министерства природных ресурсов Российской Федерации. За указанный период времени таких объектов, как проект лесного плана, на экологическую экспертизу не представлялось. Не является специалистом в области лесных отношений; если Федеральная служба направит проект такого плана на экспертизу, то будут ее проводить. По ее мнению, Федеральным законом "Об экологической экспертизе" не регулируется проведение экспертизы регионального уровня лесных планов субъекта РФ.
Принимающий участие в качестве специалиста - государственный инспектор Российской Федерации по Ленинградской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования М. разъяснила, что ранее, с 1994 года по 2007 год названное подразделение занималось проведением экологических экспертиз регионального уровня. До внесения изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" Департамент проводил экологические экспертизы по проектам документов по лесоустройству. Ознакомившись с материалами дела, с доводами прокурора, специалист отмечает двойственный характер Лесного плана. С одной стороны этот документ востребуется, с другой - он носит декларативный характер, содержит намерения о производстве работ в лесном фонде Ленинградской области. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не содержит точного ответа о том, является ли лесной план субъекта РФ документом в области охраны окружающей среды. Однако, с учетом того, что лесной план не содержит оценки воздействия на окружающую среду, он не может быть объектом экологической экспертизы. Нужно ли по проекту лесного плана субъекта РФ проводить экологическую экспертизу, точно сказать не может. Ранее таких объектов на экспертизу не поступало. Отмечает, что согласно статье 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусмотрена возможность проведения государственной экологической экспертизы иной деятельности. Какие-либо толкования и разъяснения данной нормы отсутствуют. В Лесном плане собраны все сведения о состоянии лесов. Перечень лесозащитных мероприятий может быть и относится к методическим материалам, но он носит декларативный характер. В Лесном плане отражены работы, мероприятия, в которых нуждается Ленинградская область в данное время. Является ли Лесной план нормативным документом, точно сказать не может. Само по себе деление Ленинградской области на зоны (пункт 1.1.1 Книги 1 Лесного плана) не может оказать какого-либо негативного воздействия на окружающую среду. В лесном плане не указывается о том, что в конкретном месте будет проложена труба или построена дорога. Величины предельно допустимых рекреационных нагрузок рассчитываются не при разработке проектов лесных планов. С учетом того, что в лесном плане Ленинградской области отсутствует оценка воздействия на окружающую среду, не может точно определить, предусматривает ли план негативное воздействие на окружающую среду. При проведении экологических экспертиз ранее руководствовались (действующей и в настоящее время) Инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды РФ N 539 от 29.12.1995г.
Допрошенный в качестве свидетеля В.Г., кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией лесохозяйственных регламентов, лесных планов и проектов Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства, показал, что принимал участие в разработке нескольких проектов лесных планов субъектов Российской Федерации, в том числе принимал участие в разработке проектов Лесных планов различных областей. Проекты лесных планов разрабатывались в соответствии с Положением и Типовой формой, утвержденными Федеральными органами, экологическая экспертиза проектов не проводилась. Принимал участие в проведении государственных экспертиз в соответствии с Лесным кодексом РФ в 30 субъектах Российской Федерации; вопроса о проведении экологической экспертизы в отношении проекта лесного плана субъекта РФ ни разу не возникало. Лесной план субъекта РФ - это документ лесного планирования, создаваемый для ведения лесного хозяйства. Он отражает состояние лесного фонда, транспортной доступности, объем мероприятий по охране и защите лесов, вопросы финансирования. В нем нет расчетов, в его основу положены документы по защите леса, охране леса, о рубках, об уходе за лесом. Ознакомившись с текстом заявления и с Лесным планом Ленинградской области, считает, что Лесной план Ленинградской области не содержит каких-либо норм и методических рекомендаций. В названном документе имеются только определенные планы, показатели, перечень мероприятий, сформулированные в соответствии с Федеральными Правилами и данными материалов лесоустройства. Лесной план не содержит конкретных видов деятельности. На его основе будут издаваться другие акты, которые подлежат экспертизе.
Допрошенная в качестве свидетеля начальник сектора экологических экспертизы Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области С.М. показала, что 2 года занимается проведением государственных экологических экспертиз на региональном уровне. Ранее объектами таких экспертиз были: региональные Правила пользования маломерными судами, Правила поведения людей на воде; ежегодно объектами экологической экспертизы являются лимиты изъятия объектов животного мира, относящихся к охотничьим видам. Имеется письмо Рослесхоза о том, что Лесной план не является объектом государственной экологической экспертизы. Не являясь специалистом в области лесного хозяйства, считает, что по существу, Лесной план является определенной классификацией, созданной для оценки имеющихся возможностей. Невозможно оценить негативное воздействие от реализации данного плана. Лесной план субъекта РФ относится к документам в области охраны окружающей среды.
Учитывая положения статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", требований статей 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации, Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, Типовую форму лесного плана субъекта Российской Федерации, положения Лесного плана Ленинградской области суд считает, что последний документ относится к документам, принимаемым в области охраны окружающей среды.
Анализ перечисленных Федеральных законов "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе" свидетельствует об отсутствии в них толкования понятий "нормативно-технический документ" и "инструктивно-методический документ". Отсутствуют толкования приведенных понятий и в иных Федеральных законах.
Из совокупного анализа положений указанной выше Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, и толкования понятий: "норма", "технический", "инструкция", "методика" и "методический", данных в Большой Советской Энциклопедии, в Словаре по естественным наукам (Глоссарий:ru), в Толковом словаре Русского Языка, в Словарях Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н. следует, что к нормативно-техническому документу надлежит отнести документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики (в том числе, содержащий усредненные показатели), касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, доступный широкому кругу лиц, а к инструктивно-методическому документу следует отнести документ, содержащий свод правил (указаний или предписаний), устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо, изложенный в логической последовательности.
Из разъяснения, содержащегося в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.11.2007г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что правовой нормой (правилом поведения) является положение, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение, направленное на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно нормам Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, Типовой формы лесного плана субъекта Российской Федерации, лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, содержащий цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта РФ, и зоны такого освоения, включающий в себя: характеристику состояния лесов и их использования, основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов. Таким образом, указанными Федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено, что лесной план субъекта Российской Федерации должен содержать какие-либо технические нормы или инструктивно-методические рекомендации.
Лесной план Ленинградской области, состоящий из двух книг, фактически содержит главы: характеристика состояния лесов и их использования, основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов с приложениями, включает описания, характеристики, показатели, планируемые мероприятия, предусмотренные названными выше в совокупности - статьями 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, и составлен в соответствии с утвержденной Типовой формой. И таким образом, не содержит какие-либо технические нормы и инструктивно-методические рекомендации.
В данной части суд учитывает и разъяснения специалистов О., Р., М., а также показания свидетелей В.Г. и С.М., из которых не следует с однозначностью, что Лесной план Ленинградской области содержит технические нормы и инструктивно-методические указания, вследствие наличия которых его проект подлежал бы государственной экологической экспертизе в порядке пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Однако то обстоятельство, что Лесной план Ленинградской области утвержден нормативным правовым актом - постановлением Губернатора Ленинградской области придает положениям Лесного плана Ленинградской области (в том числе и указанным в заявлениях прокурора) нормативный характер. Именно в силу изложенного обстоятельства сведения, изложенные:
1) в таблицах NN: 1.1.1.1 (проектирование лесов по целевому назначению), 1.1.1.2 (динамика площадей лесного фонда по видам целевого назначения лесов и категориям защитных лесов), 1.1.1.3 (распределение площади лесов по видам целевого назначения и категориям защитности), 1.1.1.4 (динамика площадей лесного фонда по категориям земель), 1.1.7.2 (краткая характеристика существующих особо охраняемых природных территорий Ленинградской области регионального значения), 2.3.1.1 (расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при рубках), 2.5.1.1.1 (планируемые профилактические, противопожарные мероприятия и объемы лесозащитных работ на территории лесного фонда Ленинградской области), 2.5.1.1.6 (планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров) и объемы профилактических противопожарных мероприятий на стр. 190, 2.5.1.2.1 (земли лесного фонда лесничеств, загрязненные радионуклидами), 2.5.2.1 (лесозащитное районирование Ленинградской области) и сведения о зонах лесопатологической напряженности на стр. 195, 2.5.3.1 (фонд лесовосстановления) и данные, содержащиеся в подглаве 2.5.3 (Планируемые мероприятия по воспроизводству лесов), 2.7.1.1 (допустимые рекреационные нагрузки по основным группам серий типов леса и нелесным площадям), 2.7.1.2 (концентрация загрязнителей и их ОДК в зимних выпадениях в хвойных лесах)/Книги 1 Лесного плана/;
2) в приложениях 15.1-15.18 (планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров по лесничествам), в приложении 16 (планируемые мероприятия по защите лесов от вредных организмов), в приложении 39 (состав лесничеств)/книги 2 Лесного плана/, и приведенные в заявлениях прокурора, относятся к техническим нормам, по существу, могут быть отнесены к нормативам качества окружающей среды и к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду (статьи 21 и 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
С учетом названного обстоятельства и перечень основных организационно-технических мероприятий по охране и защите лесов (стр. 185-186), абзац, следующий за таблицей 2.5.1.1.2 (стр. 188), сведения, содержащиеся на стр. 191 (о применении химических средств, о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий), перечень особенностей, которые следует учитывать при проектировании лесохозяйственных мероприятий (стр. 193), перечисление планируемых лесозащитных мероприятий (стр. 196), определение допустимой рекреационной нагрузки и степени вытоптанности, ПДК и ОДК на стр. 206, 213-214 (Книги 1 Лесного плана), надлежит отнести к положениям, носящим инструктивно-методический характер.
Именно в этом аспекте, вследствие утверждения Лесного плана именно нормативным правовым актом (что придало положениям Лесного плана нормативный характер) с учетом конкретного содержания Лесного плана Ленинградской области, включающего характеристики и показатели, представленные в виде цифр и виде таблиц и соответствующие перечни и планируемые мероприятия, является правомерным и утверждение прокурора о том, что ряд положений Лесного плана Ленинградской области носят нормативно-технический и инструктивно-методический характер, а следовательно и проект Лесного плана Ленинградской области с проектом Постановления Губернатора Ленинградской области являлся объектом государственной экологической экспертизы в порядке пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Данные выводы согласуются также с разъяснениями, данными в пунктах 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.11.2007г.
В Лесном кодексе Российской Федерации и в Положении о подготовке лесного плана субъекта РФ не указано предписание о том, в какой форме высшим должностным лицом субъекта РФ надлежит утверждать лесной план субъекта РФ.
Проанализировав же статью 2 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 8 Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, статьи 2, 21 и 34 Устава Ленинградской области суд приходит к выводу о том, что Губернатор Ленинградской области не вправе утверждать Лесной план Ленинградской области именно нормативным правовым актом-постановлением, так как утверждение лесного плана субъекта РФ относится к полномочиям в сфере регулирования лесных отношений; принимать же нормативные правовые акты в данной сфере вправе законодательные и исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, к которым согласно перечисленным выше нормам Устава Ленинградской области Губернатор Ленинградской области не относится, являясь высшим должностным лицом Ленинградской области, председателем высшего исполнительного органа государственной власти Ленинградской области, входящим в состав органов государственной власти Ленинградской области, но не органом исполнительной власти Ленинградской области.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.12.2007г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или частично" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в том числе: полномочия органа (должностного лица), форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты. Если же суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, то суд вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "29.11.2007г."
При рассмотрении настоящего дела суд считает, что несмотря на отсутствие какой-либо ссылки в оспариваемом постановлении Губернатора Ленинградской области N 275-пг от 29.12.2008г., фактически Лесной план Ленинградской области является приложением к данному постановлению, его неотъемлемой частью.
Суд также учитывает, что Лесной план Ленинградской области является действующим документом с момента опубликования оспариваемого постановления, не опубликованном в официальном издании Ленинградской области, но содержащимся на официальном сайте Администрации Ленинградской области в сети Интернет, то есть Лесной план является обнародованным документом.
Поэтому при принятии решения суд также учитывает, что в нарушение пункта 5 Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, при разработке проекта Лесного плана Ленинградской области использовались лесохозяйственные регламенты, что не оспаривалось участниками процесса и отражено в тексте Лесного плана Ленинградской области (стр. 159-167 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области).
Суд считает необходимым отметить и то, что пункт 1.1.1 Количественная и качественная оценка изменений состояния лесов за предшествующий разработке лесного плана 5-летний период в части разделения Ленинградской области на лесорастительные зоны (стр. 3 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области) в части отнесения Бокситогорского муниципального района к южно-таежному району европейской части Российской Федерации противоречит действующему на момент рассмотрения дела Приказу Министерства сельского хозяйства РФ N 37 от 4.02.2009г., которым Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области отнесен к средне-таежному району европейской части Российской Федерации. В этом смысле довод прокурора о разделении территории Ленинградской области на лесорастительные зоны в соответствии с Приказом Минприроды России N 68 от 28.03.2007г. без учета Приказа Минприроды Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 54, является правильным.
Определение географической информационной системы, содержащееся в пункте 2.4.4 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области (стр. 182) не соответствует определению географической информационной системы, данному в ОСТ 68-14-99 (утверждено Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России N 10-пр от 26.01.2000 г). Так, согласно разделу 3 названного ОСТ 68-14-99 географическая информационная система - это автоматизированная система, предназначенная для сбора, обработки, анализа, моделирования и отображения данных, решения информационных и расчетных задач с использованием цифровой картографической, аналоговой и текстовой информации о Земле. В пункте же 2.4.4 Книги 1 Лесного плана Ленинградской области указано, что географическая информационная система - это компьютерная информационная система, состоящая из технических, программных и информационных средств, обеспечивающая ввод, хранение и обработку пространственных и атрибутивных данных.
С учетом изложенного пункт 1 постановления Губернатора Ленинградской области N 275-пг от 29.12.2008г. "Об утверждении Лесного плана Ленинградской области" подлежит признанию недействующим как противоречащий статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", Приказу Министерства сельского хозяйства РФ N 37 от 4.02.2009г. и ОСТ 68-14-99, пункту 5 Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации.
Утверждение прокурора о том, что в нарушение пункта 7 Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации положительное заключение Министерства природных ресурсов на Лесной план Ленинградской области не получено, формально является правильным.
Однако, суд в данной части требований учитывает, что на проект лесного плана Ленинградской области было получено положительное заключение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.12.2008г. N ЮК-8/8983 (л.д. 32-34 том 2) в соответствии с разъяснениями Минсельхоза Российской Федерации от 7.11.2008г. N ЮК-8/7373, что не противоречит действующим в настоящее время пунктам 1 и 5.2.25.19 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 450 от 12.06.2008г.
Довод прокурора о том, что на официальном сайте Администрации Ленинградской области отсутствовала карта-схема распределения лесов по зонам их планируемого освоения, а следовательно нарушена процедура, предусмотренная Положением о подготовке лесного плана субъекта РФ, необоснован, так как пунктом 6 названного Положения не предусмотрено обязанности по размещению проекта лесного плана с приложениями (то есть с картами, которые и являются приложениями согласно Типовой форме лесного плана субъекта РФ).
Утверждение о размещении проекта лесного плана с нарушением срока, предусмотренного пунктом 6 приведенного Положения, базируется только на одном сообщении (л.д. 49-50 том 2) и было опровергнуто в ходе судебного разбирательства путем представления статистических данных о работе редакторов на официальном портале Администрации Ленинградской области, которые оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Каких-либо официальных данных с достоверностью подтверждающих, что после принятия оспариваемого постановления были внесены изменения в Лесной план Ленинградской области с нарушением установленного порядка по делу не представлено и не добыто.
Фактические несоответствия в Лесном плане Ленинградской области не свидетельствуют о противоречии оспариваемого постановления Губернатора Ленинградской области или утвержденного им Лесного плана Ленинградской области нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Иные доводы прокурора не относятся к обстоятельствам, являющимся основаниями для признания недействующим нормативного правового акта субъекта Российской Федерации при рассмотрении дела в рамках Главы 24 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Суждение представителей заинтересованного лица о том, что Губернатор Ленинградской области не относится к органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а следовательно, принимаемые им нормативные правовые акты не могут быть объектами государственной экологической экспертизы в порядке пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" противоречат статье 2 Федерального закона N 184-ФЗ от 6.10.1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 3 Устава Ленинградской области, в силу которых Губернатор Ленинградской области входит в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы представителей заинтересованного лица сводятся к иной оценке собранных и оцененных по делу доказательств, основанной на неверном понимании и толковании норм изложенного выше федерального и областного законодательства.
Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что постановление Губернатора Ленинградской области N 275-пг от 29.12.2008 года применялось, суд считает, что оспариваемая норма надлежит признать недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявления Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Губернатора Ленинградской области N 275-пг от 29.12.2008г. "Об утверждении Лесного плана Ленинградской области".
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Е.Е.Морозкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 4 февраля 2010 г. N 3-1/2010
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)