Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Концепция
информатизации Ленинградской области в 2008-2010 годах
Введение
Концепция информатизации Ленинградской области в 2008 - 2010 годах (далее - Концепция) определяет принципы и основные направления информатизации органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (далее - органы государственной власти и органы местного самоуправления) в соответствии с полномочиями органов государственной власти Ленинградской области по государственному регулированию в сфере применения информационных технологий, задачами административной реформы и социально-экономического развития Ленинградской области.
В Концепции под информатизацией органов государственной власти и органов местного самоуправления понимается процесс создания и развития комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их информационное взаимодействие с гражданами и организациями на основе общей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ленинградской области (далее - "электронное правительство" Ленинградской области).
Концепция разработана с учетом положений Концепции региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р), федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65), Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р), Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и других нормативных правовых документов, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информатизации.
Реализация положений Концепции осуществляется путем разработки и реализации региональных и муниципальных целевых программ. Для достижения максимального экономического эффекта программные мероприятия по реализации Концепции должны быть скоординированы с мероприятиями по разработке документов стратегического планирования социально-экономического развития Ленинградской области и проведению административной реформы в Ленинградской области.
1. Цели информатизации Ленинградской области
Основными целями информатизации Ленинградской области в 2008 - 2010 годах являются:
повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Ленинградской области;
обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации;
улучшение качества управления в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения и бизнес-структур в информации, а также потребности органов государственной власти и органов местного самоуправления в информации и информационном взаимодействии;
обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Ленинградской области.
Указанные цели достигаются за счет нового подхода к информатизации Ленинградской области в 2008 - 2010 годах, заключающегося в создании единого комплекса региональных и муниципальных информационных систем, функционирующих на основе единых принципов в рамках "электронного правительства" Ленинградской области.
Возможность реализации такого подхода обусловлена наличием качественно новой нормативной правовой базы федерального уровня, обеспечивающей создание и функционирование информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления как единого комплекса - "электронного правительства" Ленинградской области.
2. Принципы и основные направления информатизации Ленинградской
области
Учитывая, что "электронное правительство" Ленинградской области представляет собой единый комплекс информационных систем муниципального и регионального уровней, необходимыми и достаточными условиями его существования являются:
наличие утвержденных концептуальной, функциональной, информационной и технической структур "электронного правительства" Ленинградской области;
наличие единого взаимосогласованного комплекса региональных и муниципальных проектов и целевых программ создания отдельных компонентов "электронного правительства" и "электронного правительства" Ленинградской области в целом;
обеспечение необходимого финансирования работ по созданию, внедрению и сопровождению базовых компонентов "электронного правительства" Ленинградской области.
Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий в Ленинградской области, включающее в себя развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем, создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, основывается на следующих принципах:
взаимосвязь и взаимообусловленность процессов информатизации и социально-экономического развития Ленинградской области, направленность применения информационных технологий на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ленинградской области;
использование информационных технологий при проведении административной реформы в Ленинградской области посредством разработки и внедрения в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления электронных административных регламентов;
концентрация ресурсов на решении важнейших задач информатизации Ленинградской области, управление информатизацией на основе программно-целевого метода;
информационная открытость программ и проектов информатизации Ленинградской области для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;
реализация комплексного подхода к информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ информатизации Ленинградской области;
широкое использование веб-технологий и современных программных платформ для разработки и функционирования компонентов "электронного правительства" Ленинградской области;
стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках информатизации Ленинградской области;
приведение в соответствие с федеральным и областным законодательством нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы информатизации;
обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;
обеспечение прав граждан и организаций на доступ к создаваемой информации;
обеспечение общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанной с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации.
Все подсистемы "электронного правительства" Ленинградской области создаются на основе общих требований.
Каждая из подсистем обеспечивает возможность электронного информационного взаимодействия с другими подсистемами "электронного правительства" Ленинградской области и с государственными информационными системами федерального значения.
Общая информационно-технологическая инфраструктура обеспечивает возможность совместного функционирования отдельных подсистем "электронного правительства" Ленинградской области.
Основными направлениями информатизации Ленинградской области являются:
создание "электронного правительства" Ленинградской области как комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и их информационное взаимодействие с гражданами и организациями на основе общей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ленинградской области;
создание государственных информационных ресурсов Ленинградской области (комплексного кадастра Ленинградской области, отдельных видов кадастров, регистров, централизованных хранилищ данных);
развитие единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ленинградской области, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, подведомственных им предприятий и учреждений, а также ее интеграция с информационно-телекоммуникационной инфраструктурой федерального уровня;
обучение работе с новыми информационными системами и информационными технологиями, повышение квалификации специалистов;
реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления информатизацией Ленинградской области, включая совершенствование ее нормативной правовой базы, разработку стандартов, создание типовых решений в сфере информатизации Ленинградской области и их сертификацию, разработку программ и проектов информатизации, формирование совета по информатизации Ленинградской области и соответствующих органов управления информатизацией, создание информационно-аналитического центра, обеспечение мониторинга процессов информатизации, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов информатизации Ленинградской области.
3. Состав основных подсистем и элементов инфраструктуры
"электронного правительства" Ленинградской области
В состав основных подсистем и элементов инфраструктуры "электронного правительства" Ленинградской области включаются:
- информационно-аналитическая система мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития Ленинградской области;
- ситуационный центр Губернатора Ленинградской области;
- информационно-аналитическая система мониторинга бюджетного процесса в Ленинградской области;
- информационно-аналитическая система управления имущественным комплексом Ленинградской области;
- информационно-аналитическая система обеспечения градостроительной деятельности в Ленинградской области;
- информационно-аналитическая система управления природными ресурсами и охраной окружающей среды Ленинградской области;
- информационно-аналитическая система обеспечения социальной сферы Ленинградской области в следующем составе:
информационно-аналитическая система обеспечения социальной поддержки населения;
информационно-аналитическая система поддержки образовательного процесса;
информационно-аналитическая система поддержки здравоохранения;
информационно-аналитическая система учета культурных ценностей и библиотечных фондов, информационно-справочного обслуживания населения;
информационно-аналитическая система поддержки развития спорта и здорового образа жизни;
информационно-аналитическая система управления жилищно-коммунальным комплексом Ленинградской области;
- геоинформационные системы органов государственной власти и органов местного самоуправления с подсистемой хранения пространственных данных;
- информационно-аналитическая система единой дежурно-диспетчерской службы Ленинградской области;
- информационные системы поддержки оказания органами государственной власти и органами местного самоуправления услуг населению и юридическим лицам с использованием электронных средств коммуникаций, основанных на принципе "одного окна";
- автоматизированная система ведения государственных информационных ресурсов Ленинградской области и единая автоматизированная система мониторинга показателей социально-экономического развития Ленинградской области;
- подсистема обеспечения защиты информации "электронного правительства" Ленинградской области;
- общие инфраструктурные элементы "электронного правительства" Ленинградской области.
Назначение и принципы функционирования основных элементов "электронного правительства" Ленинградской области изложены в приложении к настоящей Концепции.
4. Управление информатизацией Ленинградской области
4.1. Совершенствование нормативной правовой базы информатизации
Ленинградской области
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.
Учитывая, что в состав "электронного правительства" Ленинградской области входят информационно-аналитические системы, содержащие компоненты регионального и муниципального уровней, а также информационные ресурсы совместного владения Ленинградской области и муниципальных образований, в первоочередном порядке разрабатываются нормативные правовые акты областного уровня, определяющие порядок создания и использования информационных систем и информационных ресурсов "электронного правительства" Ленинградской области.
4.2. Организационное обеспечение информатизации Ленинградской
области
Для эффективного организационного обеспечения информатизации Ленинградской области необходимо предусмотреть:
создание организационных структур, ответственных за администрирование и поддержку отдельных подсистем "электронного правительства" и "электронного правительства" Ленинградской области в целом, обеспечение их нормального функционирования;
создание системы документов, определяющих основные положения по организации взаимосвязанного функционирования работников и технических средств "электронного правительства" Ленинградской области (описание организационных структур "электронного правительства" Ленинградской области, должностные и технологические инструкции, руководства пользователей и др.).
4.3. Разработка стандартов информатизации Ленинградской области
В целях унификации решений в сфере информационных технологий, используемых в процессе информатизации Ленинградской области, обеспечения совместимости и взаимодействия соответствующих подсистем "электронного правительства" Ленинградской области информатизация Ленинградской области должна осуществляться на основе общих для органов государственной власти и органов местного самоуправления стандартов информатизации.
Стандарты информатизации Ленинградской области определяют:
общую структуру "электронного правительства" Ленинградской области, включающую описание типовой организационной и функциональной модели деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, описание состава и структуры информации и информационных потоков "электронного правительства" Ленинградской области, основных подсистем, их функций и сервисов, требований к ним, основных аппаратных и программно-технических средств и требований к ним;
план создания "электронного правительства" Ленинградской области и его элементов, требования к содержанию основных этапов разработки, внедрения, обеспечения функционирования и развития "электронного правительства" Ленинградской области, а также к структуре и содержанию отчетных документов;
порядок разработки и утверждения программ и проектов информатизации Ленинградской области, экспертизы технико-экономического обоснования отдельных мероприятий, определения объемов их финансирования, приоритетов и порядка реализации;
основные функции подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за формирование "электронного правительства" Ленинградской области.
Разработка стандартов позволит обеспечить реализацию программ и проектов информатизации Ленинградской области на основе общих принципов, а также совместимость отдельных систем как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения.
Стандарты информатизации Ленинградской области могут дополняться отдельными требованиями.
4.4. Создание совета по информатизации Ленинградской области
В целях эффективной координации деятельности по реализации программ и проектов информатизации Ленинградской области создается совет по информатизации Ленинградской области, обеспечивающий:
рассмотрение и подготовку рекомендаций по основным документам стратегического планирования в сфере информатизации (планы, концепции, программы, прогнозы развития, региональные и муниципальные целевые программы);
рассмотрение типовых решений в сфере информатизации и подготовку рекомендаций по их использованию, а также предложений по модернизации и развитию информационных систем;
рассмотрение предложений и подготовку рекомендаций по развитию и совершенствованию нормативной правовой и методической базы в сфере информатизации, рассмотрение проектов нормативных правовых актов и стандартов в сфере информатизации;
рассмотрение результатов выполненных работ и подготовку рекомендаций по их приемке.
В состав совета по информатизации Ленинградской области включаются представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений.
К деятельности совета по информатизации Ленинградской области могут привлекаться компании - разработчики решений по созданию "электронного правительства" Ленинградской области.
4.5. Создание государственного учреждения
"Информационно-аналитический центр Ленинградской области"
В целях организационного и технологического обеспечения информатизации Ленинградской области создается государственное учреждение "Информационно-аналитический центр Ленинградской области". Основными функциями государственного учреждения "Информационно-аналитический центр Ленинградской области" являются:
разработка проектов документов стратегического планирования в сфере информатизации;
научно-техническое сопровождение и приемка законченных работ в сфере информатизации;
создание и ведение государственных информационных ресурсов Ленинградской области;
информационное и аналитическое обеспечение основных направлений социально-экономического развития Ленинградской области (экономическое развитие, градостроительная деятельность, развитие жилищно-коммунального и имущественного комплексов);
обеспечение функционирования ситуационного центра Губернатора Ленинградской области;
администрирование и техническая поддержка "электронного правительства" Ленинградской области;
методическая поддержка информатизации муниципальных образований Ленинградской области;
взаимодействие и координация деятельности подразделений и подведомственных учреждений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих информационно-технологическое сопровождение информационных систем.
4.6. Создание типовых решений в сфере информатизации Ленинградской
области
Для обеспечения эффективности информатизации Ленинградской области в соответствии с принципами построения "электронного правительства" Ленинградской области могут разрабатываться и создаваться типовые решения в сфере информатизации, включающие методическое и программно-техническое обеспечение.
Методическое обеспечение типового решения в сфере информатизации Ленинградской области включает весь набор регламентов его функционирования и использования.
4.7. Сертификация решений в сфере информатизации Ленинградской
области
В целях обеспечения эффективности использования решений в сфере информатизации Ленинградской области, их тиражирования в случае успешного опыта применения создается система добровольной сертификации.
Добровольная сертификация решений предполагает предоставление разработчиком сведений, характеризующих функциональные и технические особенности решений, их соответствие стандартам информатизации Ленинградской области, условия приобретения и использования, а также опыт внедрения.
В рамках системы добровольной сертификации создается единый реестр решений в сфере информатизации Ленинградской области, содержащий сведения о них, и обеспечивается доступ к реестру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4.8. Разработка региональной целевой программы "Информатизация"
Ленинградской области в 2008 - 2010 годах"
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и планирования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению информатизации Ленинградской области на основе Концепции разрабатывается и утверждается региональная целевая программа "Информатизация Ленинградской области в 2008 - 2010 годах" (далее - Программа информатизации).
Программа информатизации должна содержать перечень мероприятий по развитию существующих и созданию новых компонентов "электронного правительства" Ленинградской области, включающих в себя элементы регионального и муниципального уровней, по развитию системы телекоммуникаций в Ленинградской области с указанием объемов бюджетных средств, а также план по реализации мероприятий и ожидаемые конечные результаты.
Мероприятия Программы информатизации должны соответствовать приоритетным направлениям развития информационных и коммуникационных технологий на федеральном уровне, целям административной реформы.
В Программу информатизации необходимо включить мероприятия по созданию компонентов "электронного правительства" муниципального уровня, в создании и финансировании которых будут участвовать муниципальные образования, а также показатели ее результативности и ожидаемые конечные результаты.
4.9. Органы управления информатизацией Ленинградской области
Ответственными за обеспечение выполнения Программы информатизации и координацию деятельности органов местного самоуправления в сфере информатизации являются:
совет по информатизации Ленинградской области, осуществляющий мониторинг выполнения мероприятий Программы информатизации, рассмотрение и подготовку рекомендаций по ее бюджетному финансированию;
комитет по печати и телекоммуникациям Ленинградской области, осуществляющий функции государственного заказчика Программы информатизации и главного распорядителя бюджетных средств;
государственное учреждение "Информационно-аналитический центр Ленинградской области", осуществляющее организационное и технологическое обеспечение информатизации Ленинградской области, администрирование и техническую поддержку "электронного правительства" Ленинградской области, методическую поддержку информатизации муниципальных образований.
Для информационного обеспечения управления реализацией Программы информатизации создается соответствующий раздел на внешнем интернет-портале Администрации Ленинградской области.
4.10. Финансирование региональной целевой программы "Информатизация
Ленинградской области в 2008 - 2010 годах"
Финансирование Программы информатизации осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области и бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств внебюджетных источников.
Объем бюджетного финансирования Программы информатизации определяется ежегодно в установленном порядке в процессе формирования областного бюджета Ленинградской области и бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с объемом бюджетного финансирования и финансирования за счет средств внебюджетных источников, а также по результатам анализа выполнения Программы информатизации осуществляется корректировка перечня проектов и ожидаемых результатов их реализации.
Для реализации проектов создания муниципальных элементов "электронного правительства" Ленинградской области, разрабатываемых в качестве типовых решений для муниципальных образований, привлекаются средства бюджетов муниципальных образований.
Порядок участия муниципальных образований в создании и финансировании таких проектов определяется в рамках соглашений о взаимодействии администраций муниципальных образований и комитета по печати и телекоммуникациям Ленинградской области, разработанных на основе Концепции.
По отдельным проектам Программы информатизации, которые могут быть направлены на разработку типовых для Российской Федерации решений и определены в качестве пилотных проектов федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", других федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по развитию и внедрению информационных и коммуникационных технологий, могут привлекаться средства федерального бюджета.
5. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется посредством выполнения планов, разрабатываемых комитетом по печати и телекоммуникациям Ленинградской области совместно с советом по информатизации Ленинградской области и органами местного самоуправления.
6. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе (2007 год) проводится комплексный анализ уровня использования разработанных ранее элементов "электронного правительства" Ленинградской области и информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и местном самоуправлении, а также потребности населения в информации и услугах.
На основе Концепции разрабатывается региональная целевая программа "Информатизация Ленинградской области в 2008 - 2010 годах".
На втором этапе (2008 год) выполняются работы по развитию существующих и созданию новых базовых компонентов "электронного правительства" Ленинградской области.
Разрабатываются и утверждаются концептуальная, функциональная, информационная и техническая структуры "электронного правительства" Ленинградской области и вносятся предложения по корректировке региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области в 2008-2010 годах".
На третьем этапе (2009 - 2010 годы) формируется система добровольной сертификации решений в сфере информатизации, выполняется комплекс работ по развитию существующих, созданию и внедрению новых компонентов "электронного правительства" Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.