Решение Ленинградского областного суда
от 10 декабря 2007 г. N 3-176/07
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Даниловой Л.В.,
с участием прокурора Бобковой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим с момента принятия отдельного положения пункта 2.1 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 99 (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 28 сентября 2007 года),
установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 2.1 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 99 (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 28 сентября 2007 года N 238), в части слов "зарегистрированные по месту проживания (пребывания)".
В соответствии с данным пунктом право на социальную поддержку имеют многодетные семьи, зарегистрированные по месту проживания (пребывания), в которых совместно проживают и ведут совместное хозяйство родители (родитель) или усыновители (усыновитель) и не менее трех детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных, падчериц и пасынков.
В обоснование заявления заместитель прокурора Ленинградской области указал, что оспариваемый пункт в части слов "зарегистрированные по месту проживания (пребывания)" противоречит статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации", поскольку в нарушение данной нормы реализация многодетными семьями права на получение социальной поддержки поставлена в зависимость от наличия регистрации по месту проживания (пребывания).
Кроме того, оспариваемое положение противоречит областному закону от 17 ноября 2006 года N 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области", который не содержит требования о регистрации по месту проживания (пребывания) в качестве необходимого условия реализации права многодетных семей на получение социальной поддержки.
В возражениях Правительства Ленинградской области указывается на то, что Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации" принят в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, тогда как областной закон от 17 ноября 2006 года N 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области", для реализации которого Правительством Ленинградской области утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области, принят в целях улучшения социального положения многодетных семей и обеспечения условия для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей, а потому регулирует иные правоотношения, отличные от института регистрации.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования заявления поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Ленинградской области против требований прокурора возражал, ссылаясь дополнительно на то, что финансирование мер социальной поддержки многодетных семей осуществляется за счет средств бюджета Ленинградской области и поэтому субъект Российской Федерации вправе по своему усмотрению определить условия, при которых возможна реализация права на областную социальную льготу, в связи с чем, включение в оспариваемый прокурором пункт требования о наличии регистрации по месту проживания (пребывания) в противоречие с федеральным законодательством не входит и прав граждан не нарушает.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора Бобковой Г.Г., представителя Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В., исследовав материалы дела, проанализировав действующее федеральное и областное законодательство, суд находит заявление заместителя прокурора Ленинградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что законом Ленинградской области от 17 ноября 2006 года N 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области" в целях улучшения социального положения многодетных семей и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей на территории Ленинградской области установлена система мер социальной поддержки многодетных семей.
Согласно статьям 1, 4 данного областного закона право на получение мер социальной поддержки имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают и ведут совместное хозяйство родители (родитель) или усыновители (усыновитель) и не менее трех детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных. Меры социальной поддержки многодетных семей, установленные настоящим областным законом, являются расходными обязательствами Ленинградской области.
В силу части 3 статьи 3 областного закона Порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим областным законом, утверждается Правительством Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 99 такой Порядок утвержден.
Пунктом 2.1 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области предусмотрено, что право на получение отдельных мер социальной поддержки имеют многодетные семьи, зарегистрированные по месту проживания (пребывания), в которых совместно проживают и ведут совместное хозяйство родители (родитель) или усыновители (усыновитель) и не менее трех детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных, падчериц и пасынков.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.09.07 года N 238 в пункт 2.1. Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области были внесены изменения, которые содержание оспариваемого прокурором положения не изменили.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что местом жительства признаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы понимаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
По смыслу приведенных норм Гражданского кодекса РФ, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации" регистрация не входит в понятие "место жительства" или "место пребывания" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства (пребывания) гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Более того, в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание на то, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, следует признать, что требование пункта 2.1 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области о наличии регистрации по месту проживания (пребывания) как обязательного условия реализации многодетными семьями права на получение мер социальной поддержки противоречит федеральному законодательству, поскольку реализация льгот поставлена в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или месту пребывания, что недопустимо.
Кроме того, областной закон от 17 ноября 2006 года N 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области", во исполнение и для реализации которого Правительством Ленинградской области принят Порядок предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области, не связывает право многодетных семей на получение мер социальной поддержки с регистрацией по месту проживания или месту пребывания и такого предписания не содержит, а потому, ограничив право многодетных семей на получение социальной поддержки введением дополнительного условия о наличии регистрации по месту проживания (пребывания), Правительство Ленинградской области вышло за пределы своих полномочий.
С доводами представителя Правительства Ленинградской области о том, что Порядок предоставления отдельных мер социальной поддержки принят во исполнение областного закона 17 ноября 2006 года N 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области" и условие о наличии регистрации по месту проживания (пребывания) прав граждан на получение социальной поддержки не нарушает, согласиться нельзя, поскольку сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, а потому не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что пункт 2.1 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 99 (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 28 сентября 2007 года N 238), в части слов "зарегистрированные по месту проживания (пребывания)" вошел в противоречие с федеральным и областным законодательством со дня его принятия, то суд считает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2.1 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 99 (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 28 сентября 2007 года N 238), в части слов "зарегистрированные по месту проживания (пребывания)".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Ленинградский областной суд.
Судья: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил заявление прокурора о признании недействующим с момента принятия пункта 2.1 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 99, в части слов "зарегистрированные по месту проживания (пребывания)", поскольку требование пункта 2.1 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Ленинградской области о наличии регистрации по месту проживания (пребывания) как обязательного условия реализации многодетными семьями права на получение мер социальной поддержки противоречит федеральному законодательству, поскольку реализация льгот поставлена в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или месту пребывания, что недопустимо, так как в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание на то, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Решение Ленинградского областного суда от 10 декабря 2007 г. N 3-176/07
Текст решения официально опубликован не был