Решение Ленинградского областного суда
от 5 мая 2008 г. N 3-60\2008 г
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2008 г. N 33-Г08-13 настоящее решение оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
С участием прокурора Марченко А.В.,
При секретаре Демьянковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими ряда положений областного закона от 2 ноября 2007 года N 153-оз "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений",
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня опубликования пунктов 4, 5, 6, 7, 8 ст. 1, абзаца 1 ст. 2 областного закона от 2.11.2007 г. N 153-оз "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений".
В заявлении от 30 апреля 2008 года прокурор уточнил требования и просит признать недействующими с момента опубликования пункты 5, 6, 7, 8 ст. 1, абзац 1 ст. 2 областного закона от 2.11.2007 г. N 153-03 "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений".
В обоснование заявленных требований прокурор отметил, что случаи, перечисленные в пунктах 5 , 6 , 7 и 8 ст. 1 областного закона 153-оз не могут быть отнесены к исключительным случаям, так как заготовка древесины по названным основаниям предусмотрена п. 3 ст. 16, п. 5 ст. 21, ст.ст. 43, 44, 46 Лесного кодекса РФ.
Кроме этого, Правила использования лесов в указанных случаях согласно ст.ст.25, 29, п. 5 ст.41, п.4 ст.43, п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 46 Лесного кодекса РФ устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
В нарушение ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ абзац 1 ст. 2 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. не содержит указания о том, что данный договор купли-продажи заключается по результатам аукциона.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Марченко А.В. уточнил, что просит признать недействующими абзацы (а не пункты) 5, 6, 7, 8 ст. 1 и абзац 1 ст.2 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. по основаниям, изложенным в заявлении прокурора. Прокурор обращает внимание на то, что отраженные в абзацах 5, 6, 7, 8 ст. 1 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. правоотношения урегулированы на федеральном уровне и поэтому не являются исключительными.
В письменном возражении представитель Законодательного собрания Ленинградской области Михайлов М.А. просит отказать в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими абзацев 5, 6, 7, 8 ст. 1 и абзаца 1 ст. 2 областного закона 153-оз от 2.11.2007 года. Представитель отмечает, что ст. 16 Лесного кодекса РФ установлена лишь возможность проведения рубок лесных насаждений при осуществлении перечисленных в статье видов деятельности. Исключительность же установленных областным законом случаев состоит в том, что процедура заготовки древесины в указанных случаях федеральным законодателем не установлена. Абзац 1 ст. 2 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. не противоречит ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Законодательного собрания Ленинградской области Михайлов М.А. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по указанным в возражениях основаниям. По существу, заключение договора по основаниям, указанным в п. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ является исключением из правил, установленных ст. 77 Лесного кодекса РФ. Договор купли-продажи лесных насаждений, заключаемый в порядке п. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ имеет срочный характер (например, при ликвидации экстремальной ситуации). Поэтому проведение аукциона не позволит заключить договор купли-продажи и быстро исправить ситуацию. Понятие "исключительные случаи" Лесным кодексом не раскрыто, что в данном случае и приводит к правовой коллизии.
В письменном возражении представитель Губернатора Ленинградской области Тищенко В.Ю. просит отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований. По мнению представителя, из заявления прокурора не ясно каким конкретно нормам федерального законодательства противоречат абзацы 5, 6, 7, 8 ст. 1 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. Ссылка на п. 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ является декларативной. Оспариваемые положения областного закона не устанавливают какого-либо порядка или правил использования лесов. Также полагает, что п. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ не регулирует правоотношения, возникающие на основании п. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области Тищенко В.Ю. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по основаниям, изложенным в письменном возражении.
В письменных возражениях представитель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Васильев М.С. просит отказать в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими абзацев 5, 6, 7, 8 ст. 1 и абзаца 1 ст. 2 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. Представитель отмечает, что спорные положения областного закона не устанавливают какого-либо порядка или правил. По мнению представителя просительная часть требований прокурора о признании недействующей абзаца 1 ст. 2 областного закона не согласуется с его мотивировочной частью со ссылкой на п. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ.
Довод прокурора о том, что оспариваемые им нормы должны быть признаны недействующими с момента опубликования не соответствуют позиции Конституционного Суда, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 г. В заявлении прокурора оспариваются пункты статьи 1 областного закона, которых в данной норме не имеется.
В судебном заседании представитель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Васильев М.С. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по основаниям, изложенным в письменном возражении. Представитель отмечает, что согласно позиции федерального законодателя дублирование норм федерального законодательства в нормативных правовых актах субъекта РФ допустимо Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Марченко А.В., представителя Законодательного собрания Ленинградской области Михайлова М.А., представителя Губернатора Ленинградской области Тищенко В.Ю., представителя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Васильева М.С., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
17 октября 2007 года Законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон 153-оз "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений". 2 ноября 2007 года данный областной закон подписан Губернатором Ленинградской области. Областной закон 152-оз от 2.11.2007 г. опубликован в официальных изданиях Ленинградской области: "Вести" N 226 от 21.11.2007 г., "Вестник Правительства Ленинградской области"N 74 от 14.12.2007 г. Областной закон вступил в силу в соответствии с правилом, установленным ст.4 данного закона: через 10 дней со дня его официального опубликования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "Областной закон 152-оз от 2.11.2007 г." следует читать "Областной закон 153-оз от 2.11.2007 г."
В преамбуле областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. указано, что он принят в соответствии с п. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ в целях установления исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в лесах, расположенных на территории Ленинградской области.
Согласно абзацам 5, 6, 7, 8 ст. 1 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в лесах, расположенных на территории Ленинградской области, относятся:
заготовка древесины при создании в лесах объектов лесной инфраструктуры в целях организации использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; (абзац 5),
заготовка древесины при создании в лесах объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, (абзац 6),
заготовка древесины при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; (абзац 7),
заготовка древесины в лесах на землях лесного фонда при использовании их в целях, предусмотренных статьями 43, 44, 45 и 46 Лесного кодекса РФ; (абзац 8).
Абзацем 1 ст. 2 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. предусмотрено, что продажа лесных насаждений для заготовки древесины на основании договора купли-продажи в исключительных случаях, установленных настоящим областным законом, и заключение соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений на землях, находящихся в государственной собственности, осуществляются на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области в сфере лесных насаждений.
В пункте "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ.
Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст.2 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Лесные отношения могут регулироваться указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Глава 7 Лесного кодекса РФ регулирует вопросы, связанные с заключением договора купли-продажи лесных насаждений.
Так, в статье 75, расположенной в Главе 7 Лесного кодекса РФ отмечено, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности; купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом;
Согласно ч. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов РФ.
Статья 76 этой же, 7 Главы Лесного кодекса РФ регулирует вопросы платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а ст. 77 (также входящая в Главу 7) Лесного кодекса РФ устанавливает процедуру заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Так, в ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса отмечено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.
В Лесном кодекса РФ отсутствует определение понятия "исключительные случаи заготовки древесины" применительно к ч. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ.
Непосредственно ч. 3 статьи 16, статьями 13, 14, 21 Лесного кодекса предусмотрена возможность осуществления (для заготовки древесины) рубок лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов:
лесной инфраструктуры (ст. 13), лесоперерабатывающей инфраструктуры (ст. 14), при осуществлении работ по геологическому изучению недр (п. 1 ч. 1 ст. 21), при разработке месторождений полезных ископаемых (п. 2 ч. 1 ст. 21), при использовании водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (п. 3 ч. 1 ст. 21), при использовании линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (п. 4 ч. 1 ст. 21), при переработке древесины и иных лесных ресурсов (п. 5 ч. 1 ст. 21), при осуществлении рекреационной деятельности (п. 6 ч. 1 ст. 21), при осуществлении религиозной деятельности (п. 7 ч. 1 ст. 21).
Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ заготовка древесины относится к одному из видов использования лесов.
Статьями же 41 (ч. 5), 43 (ч. 4), 45 (ч. З), 46 (ч. З) Лесного кодекса РФ предусмотрено, что порядок использования лесов (а следовательно и порядок заготовки древесины) в случаях, предусмотренных п.п.1, 2, 4, 5, 6 ст. 21 Лесного кодекса РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, абзацами 5, 6, 7, 8 ст. 1 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. к исключительным случаям заготовки древесины фактически отнесены случаи заготовки древесины, предусмотренные непосредственно ч. З ст. 16, ст.ст. 13, 14 и 21 Лесного кодекса РФ, что не может быть признано правомерным. Указанные случаи заготовки древесины непосредственно предусмотрены Лесным кодексом РФ, следовательно они не могут рассматриваться и устанавливаться субъектом РФ как исключительные.
Кроме этого, абзацем 8 ст. 1 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. фактически установлена возможность заготовки древесины, то есть осуществления одного из видов использования леса в тех случаях, когда порядок использования леса (а следовательно и порядок заготовки древесины) вправе устанавливать только уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а не субъект РФ: то есть в случаях, предусмотренных ст.ст. 43, 45 и 46 Лесного кодекса РФ.
По изложенным выше основаниям абзацы 5, 6, 7, 8 статьи 1 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. должны быть признаны недействующими.
Указание же в абзаце 1 ст. 2 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях только на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области (без проведения аукциона) не соответствует требованию ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ о том, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона (за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 и 30 настоящего кодекса).
Следовательно, абзац 1 ст. 2 областного закона 153-оз от 2.11.2007 г. подлежит признанию недействующим как противоречащий ч.1 ст. 77 Лесного кодекса РФ.
Статьями 75, 76 и 77 Лесного кодекса РФ установлен порядок, условия и процедура заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Следовательно требования ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ относятся ко всем случаям, перечисленным в названных статьях (за исключением ст.ст. 19 и 30 Лесного кодекса РФ, о чем непосредственно отмечено в ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ). Указания о том, что положения ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ не распространяются на положения ч. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ в ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ отсутствуют.
Поэтому доводы представителей заинтересованных лиц о том, что положения ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ не распространяются на ч. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ являются необоснованными.
В остальной части доводы и возражения представителей заинтересованных лиц сводятся к неверному, расширительному толкованию норм Лесного кодекса РФ и не могут быть признаны обоснованными.
Учитывая, что оспариваемые положения областного закона 152 от 2.11.2007 г. до вынесения решения суда применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций и в соответствии со ст. 253 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 г. суд считает необходимым признать недействующими указанные выше нормы с момента вступления решения суда в законную силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "областной закон 152 от 2.11.2007 г." следует читать "областной закон 153-оз от 2.11.2007 г."
С учетом перечисленных обстоятельств суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания недействующими оспариваемых норм областного закона именно с момента опубликования областного закона.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
решил:
Заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 5, 6, 7, 8 статьи 1 и абзац 1 статьи 2 областного закона от 2 ноября 2007 года N 153-оз "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений".
В остальной части заявленных прокурором требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ленинградский областной суд удовлетворил заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими абзацев 5, 6, 7, 8 статьи 1 областного закона от 2 ноября 2007 г. N 153-оз "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений", поскольку данными абзацами к исключительным случаям заготовки древесины фактически отнесены случаи заготовки древесины, предусмотренные непосредственно ч. З ст. 16, ст.ст. 13, 14 и 21 Лесного кодекса РФ, следовательно, данные случаи не могут рассматриваться и устанавливаться субъектом РФ как исключительные.
Кроме этого, абзацем 8 ст. 1 областного закона 153-оз от 2 ноября 2007 г. фактически установлена возможность заготовки древесины, то есть осуществления одного из видов использования леса в тех случаях, когда порядок использования леса (а следовательно и порядок заготовки древесины) вправе устанавливать только уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а не субъект РФ.
Также признан недействующим абзац 1 ст. 2 областного закона 153-оз от 2 ноября 2007 г., устанавливающий порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях только на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области (без проведения аукциона), что не соответствует требованию ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ о том, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона.
Решение Ленинградского областного суда от 5 мая 2008 г. N 3-60\2008 г
Текст решения официально опубликован не был